β
μ


7 января, 17:03

Главные культурные события Бурятии в 2018 году

БМК представляет свою подборку важных и интересных новостей республиканской культуры, которые активно обсуждались в прошедшем году. В разных областях искусства подобраны те события, которые произошли непосредственно в Бурятии и повлияли на нашу общественность и ситуацию в отрасли культуры.

Кино

9 мая в прокат для зрителей Улан-Удэ, Читы и Иркутска должна была выйти "черновая" версия долгожданного проекта режиссера Солбона Лыгденова "321-ая Сибирская".

Фильм об участии бурятских солдат в военных действиях под Сталинградом во времена Великой Отечественной войны снимают уже несколько лет. Но в январе 2018-го на пресс-конференции было заявлено о планах представить кинокартину для земляков пораньше.

Что же требует столько времени? Масштабные съемки боев с участием монгольских каскадеров, приглашенные немецкие актеры, натурные съемки в разных регионах страны, аренда и транспортировка военной техники, изготовление декораций и пошив обмундирования, спецэффекты, участие российских звезд кино, в том числе Георгия Дронова, который даже приехал в Улан-Удэ для поддержки проекта. Да, это безусловно нуждается во времени, но более того во внушительных тратах. 10 миллионов субсидии от правительства Бурятии и то не покрыли всех расходов съемок. В итоге режиссер Солбон Лыгденов вновь отложил премьеру фильма и к празднику Победы 2018 года увидеть окупятся ли старания и влитые финансы восторгом зрителей так и не удалось. 

кадр с backstage съемок

Конечно, в наше время хорошее кино даже при несовершенном сценарии может окупить себя качественной картинкой и к этому стремится любой уважающий себя кинорежиссер. А Солбон Лыгденов своими глазами видел на что и кого равняться, он работал в Америке художником-раскадровщиком и постановщиком трюков.  И если "321-ая Сибирская" в итоге это качество покажет, то откладывание премьеры себя сможет оправдать. Точной даты так и нет, но то, что это случиться в 2019 году, режиссер пообещал. В конце 2018 года он все же показал отснятый материал на закрытом отчетном показе в Улан-Удэ для избранных зрителей, тех, кто (как говорилось выше) оказал картине финансовую, ну и моральную помощь. Вот один из отзывов от общественного деятеля и эколога Евгения Ракитянского: "Взрывов было очень много, больше, чем удалось найти средств на фильм. Вообще, то, что затеяла команда Солбона, заслуживает глубочайшего уважения. Создать с нуля каскадерскую школу, вечно искать специалистов, которым нужны деньги.. очень сложно".

Хотя есть примеры когда уступающее в серьезности жанра и подхода кино завоевывает свою аудиторию с удивительным успехом. Так, другой бурятский кинопроект - фильм «Головар», вышедший в прокат в 2018 году, стал лидером кинопроката в Улан-Удэ в первый уик-энд, обогнав тогда главную российскую премьеру "Гоголь. Вий". На сегодня фильм Юрия Ботоева бьет рекорды в интернете - он набрал уже более 6 миллионов просмотров на главном видеохостинге YouTube.

Также справедливости ради напомним ещё об одном важном кинособытии года. В ноябре вышел фильм об иркутском драматурге Александре Вампилове "Облепиховое лето". Снял его уроженец Бурятии Виктор Алфёров, а главную роль сыграл известный Андрей Мерзликин. Пресс-показ прошел и в Улан-Удэ, но очень и очень тихо. Зал был заполнен меньше чем на половину, из телевизионных СМИ был лишь один телеканал, режиссер приехать не смог, его родителей, живущих до сих пор в Бурятии, вообще не пригласили. Не видно было ни каких-либо представителей власти, ни авторитетных деятелей культуры, например, театральных режиссеров, которых фильм мог мотивировать на постановку пьесы Вампилова. 

Очень жаль, ведь фильм получился очень хорошим и поддержать талантливого земляка стоило хотя бы из политических соображений - все, что прославляет Бурятию, делает её сильнее. По столице ходит состоявшийся режиссер, рупор потенциала республики, вот только на родине он очевидно нужен не особо, ведь даже прокат его фильма был непонятным и скомканным. "Облепиховое лето" шло только один раз в день только в одном кинотеатре, а те, кто узнал о нем от знакомых по "сарафанному радио", и вовсе на него попасть не успели. В Москве же проект анонсировали в эфире программы "Вечерний Ургант", где ведущий назвал Вампилова "гордостью бурятского народа" (прим. ред. - отец у писателя был бурятом). Вот такая она бурятская гордость. 

Театр

В июне в столицу Бурятии приехал по госпрограмме «Большие гастроли» Московский академический театр имени Владимира Маяковского. Ждали их в Улан-Удэ также как когда-то "вахтанговцев" - ещё один именинный столичный театр с множеством известных имен в труппе.

Театр Маяковского привез сразу шесть своих спектаклей: «Женитьбу» Гоголя, «Бешеные деньги» Островского, «Изгнание» и «Русский роман» во пьесам своего штатного драматурга Марюса Ивашкявичюса, «Человек, который принял жену за шляпу» по книге Оливера Сакса, а также детский спектакль «Малыш и кот». За время гастролей их смогли посмотреть в целом около 3000 улан-удэнцев и жителей республики.

Завершающим стал показ спектакля «Русский роман» в постановке режиссера и художественного руководителя театра Миндагауса Карбаускиса, получившим три «Золотых маски». Главную роль в нем исполнила народная артистка России Евгения Симонова, которую особенно ждали зрители. Актриса известна ролями в таких фильмах как "В бой идут одни старики", "Афоня", Обыкновенное чудо".

Важно тут отметить то, что если театр Вахтангова несколько лет назад зрители в Улан-Удэ смотрели буквально не мигая, в этот раз нашлись уверенные в том, что и местные театралы способны на что-то подобное. Конечно, эта тема - целый отдельный разговор, ведь быть способным и иметь возможности такого уровня - это разные вещи, оцениваются которые не гастролями, но отчасти - признанием. Так, выпущенный в начале года спектакль театра кукол "Ульгэр" "Руслан и Людмила" в конце года попал в четыре номинации главной театральной премии страны "Золотая маска". Режиссер- постановщик из Питера Яна Тумина в списке номинантов встречается несколько раз и не только за работу в Улан-Удэ, номинированный художник спектакля также из Питера, а вот остальные номинации за улан-удэнскими актерами - Золжаргал Булган, Бат-Улзий Даваасурэн и Даши Рабданов. Объявление результатов «Золотой маски-2019» состоится в ноябре.

кадр из фоторепортажа БМК с премьеры "Руслана и Людмилы" в Ульгэре

Концерты

Больше чем звезд театра Маяковского в Бурятии ждали другую звезду - кумира поколений российскую рок-легенду Вячеслава Бутусова. Музыкант стал хэдлайнером юбилейного, десятого фестиваля «Голос кочевников». Лидер групп "Наутилус Помпилиус" и "Ю-питер" помог увеличить аудиторию главного музыкального события лета аж до 10 тысяч человек, выступив со своими главными хитами в завершающий день феста.


На пресс-конференции с улан-удэнскими журналистами до концерта Вячеслав Бутусов высказал комплимент "Голосу кочевников": "Последнее время я не очень люблю выступать на фестивалях, просто по причине того, что устаю от этой неуправляемой атмосферы. Но тут совсем по-другому. Мне нравится тут дух непривычной комфортности. Мне нравится идея фестиваля «Голос кочевников» - это больший диапазон музыки. Некоторые известные российские фестивали не обладают таким, при всем моем уважении. Многие узконаправленные рок-фестивали у нас в стране тихо загибаются".

Даже не считая заявленный звезды фестиваль в 2018 году действительно прошел на "ура". Интересной была идея открыть сразу две сцены - на Большой выступали с основной программой, на Малой - приглашенные местные певцы, причем никаких заезженных лиц "бурятской эстрады", все - молодые, свежие, действительно модные исполнители. В будущем хотелось бы исправить проблемы со звуком двух параллельно работающих площадок, но оставить обе имеет смыл, так как очевидно имело спрос. Ни у одной, ни у другой сцены не пустовали зрительные ряды. Главная музыкальная программа тоже порадовала, хотя имела явный азиатский уклон (прим. ред. - в разные годы на фестиваль приезжали и ирландцы, и африканцы)- ставшие обязательными монголы, тувинцы, хакассы, малазийцы, южнокорейцы, а также главные гости первого дня фестиваля - китайская группа Hanggai, которую поклонники ждали все десять фестивальных лет, наконец, спели на «Голосе кочевников». 

Помимо open-air в Ацагате знаменательным стало ещё одно выступление. На День Молодежи в Улан-Удэ свой dj-сет сыграл "Чёрный перец" радио Энерджи Саймон. Гость из Москвы достоин отдельного упоминания за нечасто встречающуюся открытость от гастролеров. Он попросил себе национальный бурятский костюм, танцевал на площади Советов до выступления, фотографировался со всеми желающими, а не прятался в гостинице. В эксклюзивном интервью БМК выяснилось, что молодой человек из Нигерии - прекрасный пример успеха из-за упертости и смелости, стремления учиться и развиваться в любых условиях. 

- Мой совет из моей жизни – берите все. Надо интересоваться всем. Нравится диджейство - иди учись играть, хочешь читать рэп – слушай песни, учись как строить текст, нравится видеоигры – рубись, киберспортсмены зарабатывают неплохо. Даже видео, где люди снимают как проходят игры, набирают столько просмотров, люди смотрят этот как кино. Хочешь чего-то, берите и делаете, - сказал журналисту БМК Саймон, - Если не пошло дело с музыкой, может пойдет в другой сфере. Дальше время в жизни идет все сложнее, сложнее научиться. Безразличие – самое страшное что может быть, не игнорируй, узнай как это строится, почему от этого хайп. Ошибайтесь, не бейте себя по голове, учитесь и делайте, участвуйте во всем, кроме запрещенного. Это тоже важно. В связи с интернетом с этим беда. Не все надо пробовать, запреты не просто так существуют. Если поломаешь себя - это не кайфово. А что не для самоуничтожения, то пробуйте. Чем больше у вас разносторонностей, тем больше возможностей. Рано или поздно что-нибудь выстрелить. 


Скандал

Все радостные события в конце года перекрыл конфликт, который обсуждался в СМИ и в народе активнее и острее, пожалуй, всего, что в целом произошло за год.

Увольнение из Бурятского оперного театра директора Аюны Цыбикдоржиевой. По закону и сухой логике вроде все верно - учредитель (Министерство культуры Бурятии) назначил, учредитель уволил. Вот только яростное сопротивление части труппы театра и громкие заявления на эту тему в итоге "раскачали лодку" до "потопления" репутации. И не только, к сожалению, самого театра, который по странному стечению обстоятельств периодически попадает в скандальные материалы из-за внутренних конфликтов своих работников, доходящих даже до драк.

Несколько протестных против увольнения собраний в стенах БГАТиО, сначала без, а позднее с участием представителей властей, показали, что стороны стоят на своем и договориться спокойно за кулисами не могут.

Аюна Цыбикдоржиева назвала свое увольнение беспричинным, выступившие категорически против её увольнения художественный руководитель оперной труппы Дарима Линховоин, её воспитанник - главная звезда Бурятской оперы Ариунбаатар Ганбаатар и главный тенор театра Михаил Пирогов заявили о намерении уволиться. Последний, кстати, имел возможность обещание сдержать. Михаил Пирогов перешел в труппу Красноярского оперного театра, с котором, отметим, сотрудничал очень давно, успешно исполняя важные партии в нескольких постановках.

Большая же часть труппы по факту к увольнению отнеслась более спокойно. Инсайдеры и вовсе сообщали, что хоть директор был и не плоха, все же её политика разделила театр на "любимчиков" и остальных. В подтверждение этого факта Минкульт позднее выдал данные проверки Счетной палаты, назвав именно их причиной увольнения директора. В информации от министерства значились суммы, которые посчитали необоснованно большими для стимулирующих выплат некоторым приглашенным постановщикам и работающим в театре на постоянной основе артистам.

В программе "Мнение" на радио "Эхо Москвы" разные стороны дали свои комментарии. По слова министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, "увольнение произошло по результатам многократных нарушений". Театральный критик, член Ассоциации театральных критиков России Туяна Будаева назвала произошедшее спланированным "рейдерским захватом театра". От лица зрителей и поклонников Бурятской оперы высказалась радиоведущая Ирина Уланова: "Вы хотите уволить директора театра по определённым причинам. Да, такое бывает, но сделайте это аккуратнее, сделайте это так, чтобы не страдал зритель, чтобы не страдали артисты. Если есть риск, что из театра уйдут лучшие кадры, почему бы не подумать об этом заранее? Но всё получилось неизящно, громко, негативно и как-то топорно".

3 октября на пресс-конференции министр культуры Соелма Дагаева представила нового директора Бурятского театра оперы и балета. Им стала художественный руководитель Бурятского театра драмы Эржена Жамбалова. 


Литература

Завершить хотелось бы все же на приятной ноте. В 2018 году отмечался 70-летний юбилей бурятского поэта Намжила Нимбуева. Рано ушедший из жизни все же он успел стать признанным и собрать поклонников своего уникального стиля в жанре верлибр.

В ноябре 2018-го курортный город Плийск в Болгарии посетила делегация из Бурятии. Их пригласил основатель культурного комплекса "Двор кириллицы", который ранее заказал в республике изготовление бюста поэта Намжила Нимбуева. Бюст привезли и установили на Аллеи писателей в комплексе.

Второй бюст автор - скульптор Баир Сундупов изготовил уже бесплатно. Его установили на родине поэта в селе Усть-Эгита и показали его землякам спектакль"Намжил Нимбуев. Стихи" в рамках гастролей Молодежного художественного театра. Более 30 лет существовавший как частный профессиональный театр известная улан-удэнцам "Молодежка" в этом же прошедшем 2018 году получила долгожданное подтверждение. В 2019 году, объявленным в стране Годом театра, Молодежный художественный театр станет муниципальным и получит 17 миллионов финансирования на ремонт и зарплаты работникам. 


2019-тый культура Бурятии, таким образом, встречает ожиданием долгожданной премьеры фильма "321-ая Сибирская" и получением новой "Золотой Маски" театром кукол "Ульгэр", новым постюбилейным фестивалем "Голос кочевников" и новым гостеатром Улан-Удэ. Оправдаются ли эти ожидания будем анализировать на БМК через год.



© 2004-2019 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^