Планируете отпуск в Бурятии? Собираетесь добираться до места отдыха за рулем? Посмотрите «карту» дорожных опасностей этого года и будьте готовы к неприятным приключениям. Какие неожиданности поджидают туриста на автомобиле в республике - в материале «МБ».
Что делать, если авто пострадало в ДТП с домашним животным на трассе? Кто отвечает за домашних животных, бросающихся под колеса? А самое главное, где именно с автомобилистом может произойти подобный казус?
Любопытная обстановка сегодня наблюдается в регионе. В разгаре туристический сезон, когда десятки тысяч приезжих, да и самих жителей Бурятии, «седлают» железных коней и отправляются в путешествие в живописные уголки таежной, озерной, степной.
Проблема с рогами и копытами
В республике в летние месяцы, что ни день, то праздник. Уже отгремела «Ночь ехора-2018», на подходе фестиваль этно-музыки «Голос кочевников». Сейчас началась неделя туризма на Великом шелковом пути. Как ожидается, последнее мероприятие соберет более 100 участников из регионов России и зарубежных стран - Монголии, Китая, Узбекистана, Греции.
«Мероприятие призвано раскрыть потенциал нашего региона для развития культурно-познавательного, гастрономического туризма, представить потенциальным туристам богатое наследие древнего маршрута и увеличить туристический поток», - подчеркивают в Минтуризма региона.
Тем временем, власти, продвигая туризм, активно занимаются проблемами мусора на побережье Байкала, ремонтом дорог и даже развитием гостевых турбаз. И основной фронт работ – поднятие имиджа Бурятии. Правда, на фоне всего этого, уже который год зияет огромная дыра в списке решаемых проблем – домашние животные.
Дело в том, что домашний скот сегодня пасется не организованно, проще говоря, животные выгуливаются самостоятельно, где придется. И чаще всего это происходит у автомобильных трасс и дорог регионального значения.
В результате, не редки случаи дорожно-транспортных происшествий, не говоря уже об откровенной загаженности территорий.
Одно из ярких ДТП, проходивших в сводках СМИ, датируется лишь 2011 годом. Тогда около двух часов ночи третьего июля в селе Кижинга водитель автомобиля ВАЗ-21063 столкнулся с коровой.
В момент ДТП водитель был пьян и получил рваную рану предплечья. Однако остальные подобные происшествия остаются малозаметными, хотя последствия их непоправимы. Так, жители Кабанского района рассказывают о гибели молодого водителя, на автомобиль которого прыгнул пасущийся у дороги конь. Животное испугалось света фар в вечернее время. Сегодня на месте трагедии стоит большой крест у дороги, и всегда лежат цветы.
Люди калечатся или гибнут, но домашний скот продолжает бесхозно гулять по дорогам.
Кстати, такая проблема существует не только в Бурятии. Это общая российская беда. Вот только в других регионах крупнорогатый скот пасется в деревнях и на сельских дорогах, где в принципе туризм не развивают и гостей не ждут. Там подобные случаи – из ряда вон выходящие. В Бурятии – самобытная норма, но также это еще и урон для имиджа, а не только вопрос безопасности жизни.
В 2016 году Народный Хурал Бурятии решил установить административную ответственность за выпас скота, если он пасется в местах, не разрешенных местной администрацией. Однако штрафы не многочисленны, а скот остается на прежних местах.
Проблема существует в самых популярных у туристов районах. Среди таковых – Тункинский, Кабанский, Прибайкальский, Заиграевский, Мухоршибирский и другие.
Мычащий имидж
Чтобы не быть голословными, приведем простые примеры того, как влияют внутренние не решенные проблемы на имидж республики в целом.
Начнем с самого стереотипного представления каждого зарубежного гостя о российской глубинке. Речь идет о легенде, будто здесь по улицам ходят медведи, с балалайкой в лапах в поисках рюмки водки. Этот миф родился со времен железного занавеса с европейскими государствами.
На самом деле, почти анекдотичный образ российской глубинки представляется вполне реальным для некоторых современных иностранцев. И происходит это, в том числе, после посещения, как описывают туристы, «дикой и загадочной Бурятии».
Например, именно так описал свои впечатления от первой встречи с Бурятией журналист из Франции Оливье Таллес. Он побывал в республике в 2016 году. Итоги своего летнего путешествия он красочно описал в серии статей, где признался, что ехал в Бурятию в поисках ответа, какая здесь религия, национальности, культура, быт. Перед поездкой много читал о России. В итоге, ожидал увидеть дикий край, где люди живут в пещерах в ущельях скал, разводят огонь посреди юрт, охотятся на животных, чтобы сделать для себя одежду и вообще слышать не слышали никогда о существовании Европы и Франции.
В своих публикациях Талес описывает увиденное в Бурятии, как шок от столкновения с реальностью, здесь «цивилизованный мир».
В статье под названием «Бурятия: возвращение степной культуры» журналист рассказал о современном мире «кочевников», о взаимопонимании буддизма и православия. Однако упомянул журналист и об общей неустроенности жизни в регионе, которую списал на «быт кочевников».
Сельское хозяйство вымирает
Любопытное впечатление от сибирской глубинки осталось у другой заезжей в наши края иностранки. Польская писательница Ягенка Вильчак совершила турне по сибирским городам зимой 2017 года. Она написала статью «Удастся ли оживить Сибирь? Проще всего взяться за бутылку». Перевод ее трудов опубликовали «Иносми». Вильчак посетила Иркутск и Бурятию. Писательница эмоционально описала, что деревни в Бурятии спиваются, семьи создаются по принципу дефицита мужчин – один муж на двоих, троих жен. А быт показался иностранке «пугающе диким».
Удивительно читать отзывы иностранных туристов в интернете, оставленные после посещения нашей республики. Большинство пишут, что насладились пейзажами и духовностью местности. Другие же обращают внимание на то, что живет Бурятия по диким законам степей.
Картина такова, что в регионе сегодня как такового нет сельского хозяйства. Несколько сел в районах могут похвастаться фермерами, занимающимися животноводством. В целом же все это происходит стихийно, а домашний скот – способ выжить в непростые времена.
«Скот гуляет без пастухов, потому что сегодня время такое. Раньше да, мы как-то в селах организовывали выпас, нанимали человека, по очереди пасли. Но сегодня с соседями трудно договориться. Кто будет время тратить на это? А так проще же, вывел своих коров утром за ограду и пусть идут, потом едешь и ищешь, чтобы домой привести. Дешевле так людям», - делится соображениями житель Прибайкальского района Петр Андронов.
Пока никаких продвижений в вопросе нет. Скот из частных подворий продолжает прогуливаться в запрещенных местах. Земли сельхозназначения, как говорят сельчане, у глав поселений не допросишься, чтобы там организовать выпас. Да и кто будет платить такую аренду? Власти же сегодня идут путем запретов и штрафов, не оставляя выбора.
В федеральном законе об ЛПХ чётко прописано, что личное подсобное хозяйство осуществляется на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В каждом муниципальном образовании должны быть разработаны и утверждены правила землепользования застройки. Не у всех они есть, но без них не обойтись. Личное подсобное хозяйство нередко осуществляется на участках для индивидуального жилищного строительства. Конфликт не разрешим? Так где же работа Минсельхоза республики?
Тем временем, итог многолетних головоломок – скот, купающийся в Байкале вместе с отдыхающими. На фоне красивых гостиниц и призывных баннеров – большой урон по впечатлению. Бурятия – все еще дикий для туризма край.
Ольга СТЕПАНЕНКО
↓