9 июля, 15:05
Проект собачьего корма с лекарственными растениями Бурятии отобран в программу «ТехноВосток 2030»9 июля, 14:30
В Улан-Удэ чаще из-за кондиционеров на работе спорят женщины9 июля, 11:46
В центре Улан-Удэ произошло ДТП с несколькими машинами9 июля, 11:03
Семьям одного из округов Улан-Удэ в честь праздника устроили спортивный фестиваль9 июля, 10:58
Депутат горсовета Улан-Удэ поздравил самые дружные и крепкие семьи своего округа12 марта 2008, 11:58
Столица Республики Бурятия, город Улан-Удэ, хорошо известен в стране. Своим своеобразием. Своим растущим, несмотря ни на что, промышленным и социальным потенциалом. Своей устремленностью в будущее. В значительной мере заслуга в этом администрации города и его мэра – Геннадия Архиповича Айдаева. О сегодняшних заботах муниципальной власти с ним беседует наш корреспондент Леонид Бакатов.
– Геннадий Архипович, каким сегодня стал город, если сравнить его, допустим, с Улан-Удэ образца 1998 года?
– И жители города, и наши гости отмечают, что за последние годы Улан-Удэ значительно изменился, стал красивее, современнее, чище. Начиная с 2000 года у нас ведется активное строительство жилья и объектов гражданского назначения. Построены здания, которые формируют современный облик и силуэт города.
Климат у нас суровый, но лето яркое и бурное. Поэтому особое внимание уделяем благоустройству и озеленению. Горожане замечают, что столицу республики украсили скверы, фонтаны и скульптурные композиции.
Теперь пройтись по городу – одно удовольствие. Для этого четыре года назад создана пешеходная улица, которую горожане сразу же окрестили «Арбатом», и сегодня она – любимое место отдыха улан-удэнцев и гостей города.
– В свое время руководством города была поставлена задача – перейти к динамичному развитию отраслей, представленных в городе предприятиями машиностроения, пищевой и легкой промышленности, транспорта. Удалось ли? И если да, то какими силами и средствами?
– Одним из основных показателей производственной деятельности в промышленности является индекс промышленного производства. По итогам 2007 года этот показатель оказался равным 110%, в том числе по обрабатывающим производствам (куда входят машиностроение, легкая и пищевая промышленность) – 114%.
Этот уровень достигнут благодаря работе ведущих промышленных предприятий города. Например, темп роста выпуска авиационной техники на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» составил 141,8%, производства мостовых металлоконструкций на ЗАО «Улан-Удэстальмост» – 133,3%, на ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное объединение» – 122%, на ОАО «Байкалфарм» – 158,9%. Стабильно работали в минувшем году локомотивовагоноремонтный завод – филиал ОАО «РЖД», ООО «Производственное объединение «Наран», ОАО «Бурятхлебпром», ОАО «Улан-Удэнская птицефабрика».
В соответствии с программой социально-экономического развития Улан-Удэ на 2008–2010 годы и на период до 2017 года в предстоящие три года планируется сохранение роста производства промышленной продукции.
– Известно, что администрация города Улан-Удэ ежегодно заключает соглашения с крупными предприятиями, где подписываются обязательства предприятий увеличивать производство, создавать новые рабочие места, повышать отчисления платежей в бюджеты всех уровней. Эта схема работает?
– Да, и неплохо. Реализация соглашений – основная форма взаимодействия с хозяйствующими субъектами в рамках системы индикативного управления в Улан-Удэ.
В 2005–2007 годах были заключены, пролонгированы и реализовывались соглашения со всеми крупными предприятиями промышленности. Среди них – ЛВРЗ, Приборостроительное объединение, «Улан-Удэстальмост», ЗАО «Кондитер», Улан-Удэнская макаронная фабрика, ОАО «Байкалфарм» и другие. В рамках соглашений устанавливались уровни показателей деятельности предприятий исходя из программы социально-экономического развития города, в том числе по темпам роста объемов производства, уплате налогов, численности работников и заработной плате. Сейчас готовим документы для заключения двусторонних соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией города Улан-Удэ и предприятиями на 2008–2010 годы.
– Как был исполнен бюджет города в 2007 году?
– За минувший год его доходы составили 4693,9 млн рублей. Из них 33% поступило в виде межбюджетных трансфертов, а 67%, или 3 млрд 123,2 млн рублей – это собственные доходы. Подчеркну, что по сравнению с 2006 годом они выросли на 34%. Бюджет города по расходам исполнен на 4 млрд 868,6 млн рублей, или на 98,9%. По итогам года сложился дефицит в сумме 174,7 млн рублей, что составило 5,6% от объема собственных доходов. Расходы бюджета в 2007 году по отношению к 2006 году выросли на 42,6%. Размер дефицита по сравнению с предыдущим годом сократился на 20,2%.
В структуре расходов в минувшем году наибольший удельный вес составили расходы на образование – 34,6%, ЖКХ – 22% и здравоохранение – 14,3%.
– Что особенно важно в бюджете 2008 года?
– Бюджет планируется с дефицитом. Это обусловлено как раз необходимостью обеспечения условий для дальнейшего развития города. В последние несколько лет видны серьезные сдвиги в этом направлении – активно строятся объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Все эти моменты учитывались при составлении проекта бюджета на 2008 год и на период до 2010 года.
Среди них в первую очередь я бы отметил строительство двух крупных транспортных развязок, продолжение реконструкции и капитального ремонта городских дорог, приобретение новых трамваев, автобусов, строительство жилья и детских садов.
Несколько слов хотелось бы сказать о межбюджетных отношениях. Анализ нескольких последних лет показал, что налоговые поступления с территории города в бюджеты всех уровней неуклонно растут, и приличными темпами. А вот доходы городского бюджета растут медленнее. Причина – в не совсем продуманной системе распределения налоговых доходов между уровнями бюджетов. Если в 2000 году из средств, собранных в Улан-Удэ, в городском бюджете оставался 41%, то в 2002 году – только 25%, а в 2005–2007 годах доля города вообще снизилась до 18–20%. В то же время почти вдвое выросла доля доходов, остающихся в распоряжении республиканского бюджета – с 28% в 2000 году до 50% в 2007-м. Поступления в федеральный бюджет остаются на одном уровне (в пределах 30%).
Распределение доходов в пользу вышестоящих бюджетов выбивает у муниципалитетов почву из-под ног: сегодня мы не располагаем в достаточной мере доходами для реализации всех наших обязательств, планов, программ. Отсюда и постоянный дефицит бюджета.
– Вы давно работаете в органах власти, прошли через не самые легкие годы их становления. Как сегодня вы оцениваете межбюджетные отношения, систему наделения мандатами органов местного самоуправления и их финансовое обеспечение? И еще. Реформа местного самоуправления сегодня оценивается как эффективная и дающая органам власти на местах новые возможности. А как с ее финансовым подкреплением?
– Реформа местного самоуправления тесно увязана с реформированием системы общественных финансов России. В период реформ всегда существует потребность в создании и совершенствовании нормативной базы. Особенно это касается бюджетного законодательства и законодательных актов, регулирующих организацию местного самоуправления.
В последнее время на федеральном уровне ряд шагов уже сделан – в частности, в апреле 2007 года принята новая редакция Бюджетного кодекса РФ, учитывающая многие нюансы управления бюджетным процессом в условиях реформирования бюджетной системы и местного самоуправления.
В то же время в сфере межбюджетных отношений остаются практически те же проблемы, что и прежде. Главным было и остается несоответствие доходных источников органов местного самоуправления и возложенных на них расходных обязательств. Одной из основных идей реформирования местного самоуправления была децентрализация и четкое разграничение расходных обязательств. Одновременно с этим планировалось усилить ответственность местных властей перед населением. Децентрализация и разграничение расходных полномочий в значительной степени уже завершены, но источников для эффективной реализации возложенных обязательств местным властям на законодательном уровне так и не предложено.
Закрепленных за местными бюджетами налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц) явно недостаточно для реализации расходных полномочий органов местного самоуправления. За последние несколько лет доля местных налогов в объеме налоговых поступлений в городской бюджет не превышала 7–8%. Остальные поступления в бюджет обеспечиваются за счет других налогов, которые в большинстве своем регулируются на уровне субъекта Федерации. По большому счету, вести речь о самостоятельности органов местного самоуправления в том виде, который заложен в концепции реформирования, в таких условиях не приходится.
Говоря о наделении мандатами органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении, следует сказать, что за последние годы ситуация стала намного лучше. То есть такого, как в 1990-е годы, когда на федеральном или региональном уровне принимался закон, не обеспеченный финансированием, а исполнение возлагалось на органы местной власти, сегодня уже нет. Передаваемые полномочия органов государственной власти сегодня обеспечиваются финансированием в полном объеме. Однако в самой сфере разграничения полномочий остается достаточно острых углов. К таким можно отнести финансовое обеспечение бесплатного дошкольного образования. Сегодня расходы по обеспечению дошкольного образования в Республике Бурятия несут местные бюджеты.
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» расходные полномочия по оплате труда работников, выплате компенсаций за методическую литературу и учебные расходы дошкольных учреждений относятся к полномочиям субъекта Федерации. В Минобразования и Минфине РБ трактуют законодательство формально, считая, что дошкольное образование осуществляется только в школах-садах. Мы же, как орган местного самоуправления, считаем, что к компетенции субъекта Федерации относится финансирование дошкольного образовательного учреждения независимо от типа учреждения, в котором осуществляется дошкольное образование. При этом остается довольно расплывчатой позиция федеральных министерств, отвечающих за это направление. Здесь все-таки необходимо внести ясность.
Хотелось бы отметить, что реформирование в какой бы то ни было сфере практически никогда не проходит гладко. Проблемы обычно связаны либо с недостаточной проработкой концепции реформирования на предварительном этапе, либо с недостаточностью или отсутствием нормативно-правовой базы реформирования. Для реализации реформы необходимо объединить усилия всех уровней власти, обязательно принимая во внимание предложения органов местного самоуправления как непосредственных исполнителей на местах.
– Город находится в зоне повышенного энергопотребления ввиду суровых климатических условий и необходимости значительных энергозатрат на обогрев предприятий и жилого фонда. В то же время из-за высоких цен на энергоносители вы ставите задачу активного использования энергосберегающих технологий. Каков результат такой политики?
– Предприятиями ЖКХ города разрабатываются мероприятия по энергосбережению. В 2007 году установлены автоматизированные системы учета электрической энергии, электросчетчики повышенных классов точности, для изоляции наружных трубопроводов используется пенополиуретан. Идет работа по закрытию ведомственных котельных с переключением потребителей тепловой энергии на центральное отопление.
В муниципальной целевой программе «Капитальный ремонт жилого фонда г. Улан-Удэ» для энергосбережения намечено утепление крупнопанельных домов, реконструкция систем отопления, замена кровли из рулонных материалов и замена деревянных перекрытий в домах старой постройки.
– Вопрос к вам как доктору экономических наук. Как администрация работает с частными инвесторами, стимулирует ли их участие в городской экономике, обеспечивается ли рост инвестиций в основной капитал?
– Здесь следует сказать, что наш город одним из первых в стране принял нормативный документ, регламентирующий взаимодействие местного самоуправления с бизнесом, – положение о муниципально-частном партнерстве. В качестве примера может служить строительство жилых домов на ул. Добролюбова, в пос. Зеленый, в 111-м квартале, открытие частного детского сада «Престиж», строительство и оснащение здания городской поликлиники №3 и пристройки больницы скорой медицинской помощи.
Создание совместного акционерного общества «Городские маршруты» позволило приобрести 51 автобус, что в значительной степени снимет напряжение по перевозке населения Улан-Удэ.
Через конкурсы на лучший проект развития переданы в долгосрочную аренду два городских парка – «Юбилейный» и имени Орешкова. Уже сегодня можно увидеть результат – в «Юбилейном», к радости детворы, открыты замечательные аттракционы.
Наиболее важным направлением, которое можно и нужно развивать через муниципально-частное партнерство, является реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Так, тепловой комплекс города передан в доверительное управление ОАО «ТГК-14». Находится на рассмотрении инвестиционная программа технического перевооружения и реконструкции котельного комплекса и тепловых сетей города.
По предварительным итогам, мы ожидаем объем инвестиций в основной капитал в целом по городу на уровне 8,8 млрд рублей. Это на 8% выше, чем в 2006 году, и в 2,2 раза больше, чем в 2005-м.
В 2007 году инвестиции были направлены на строительство путепроводной развязки, моста через протоку Степная, первой очереди мусороперерабатывающего завода на комплексную реконструкцию и реставрацию Бурятского государственного театра оперы и балета, на реконструкцию и развитие клинической больницы.
Согласно прогнозу социально-экономического развития города Улан-Удэ, сумма инвестиций в основной капитал в 2008 году составит 10,6 млрд рублей. Они будут направлены на техническое перевооружение ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика», ОАО «Бурятмясопром», внедрение лазерных и компьютерных технологий на ЗАО «Улан-Удэстальмост», техническое перевооружение цехов АО «Завод «Теплоприбор-Комплект», модернизацию вертолетов серии Ми-171 на авиационном заводе, реконструкцию ТЭЦ-1, продолжение строительства школы в пос. Орешкова, детских садов и т.д.
В 2007 году у нас отмечался значительный рост инвестиционных вложений в объекты потребительского рынка. Общий объем инвестиций составил 1 млрд 892,6 млн рублей, или 245%(!) к уровню 2006 года Из них более 60% были направлены на строительство объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
– Город у вас не совсем молодой, а расти ему нужно темпами, которые не ниже общероссийских. Как идет строительство жилья, повышение комфортности жизни горожан, улучшение тепло-, электро- и водоснабжения?
– По генеральному плану развития Улан-Удэ обеспечение жильем на душу населения в 2007 году составило 16,8 кв. м, прогнозируемые объемы жилищного строительства предполагают в первую очередь (до 2017 года) – 22 кв. м на одного человека, на расчетный срок (2027 год) – 30 кв. м. Увеличивается доля многоэтажного строительства.
В 2007 году вовлечение финансовых средств в строительство жилья составило 3 млрд 10 млн рублей, из них бюджетные средства – 185 млн, частные инвестиции – 225 млн, строительство жилья с привлечением собственных и средств предприятий различных форм собственности – 1 млрд 240 млн рублей, индивидуальное жилищное строительство – 1 млрд 360 млн рублей.
– Удастся ли выполнить муниципальную программу реконструкции ветхих сетей и коммуникаций?
– В соответствии с республиканской целевой программой «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008–2010 годах и на период до 2017 года» будет разработана программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Улан-Удэ. Разработка программы уже началась, на эти цели выделены финансовые средства из республиканского и местных бюджетов в размере 33 млн рублей.
– В каком состоянии сегодня социальная сфера города – объекты соцкультбыта, здравоохранения, образования, отдыха горожан?
– В Улан-Удэ проживают около 450 тысяч человек. С удовлетворением мы отмечаем улучшение демографической ситуации. В прошлом году родились 6333 ребенка – на 410 больше, чем в 2006-м. Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы в 2007 году составила 53,3% от городского бюджета.
В городе 198 образовательных учреждений, в том числе 73 муниципальных дошкольных учреждения, два негосударственных и восемь ведомственных детских садов.
Культурная политика мэрии направлена на сохранение единого культурного пространства, самобытной многонациональной культуры города, ведь в Улан-Удэ проживают представители более 100 национальностей, действует несколько национальных культурных центров.
– Как реализуются в городе приоритетные национальные проекты?
– По программе «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в минувшем году сдано в эксплуатацию 1996 квартир общей площадью 158,1 тыс. кв. м, что в 1,3 раза больше, чем в 2006 году.
В рамках реализации нацпроекта «Здоровье» в городские поликлиники поступило 59 единиц медицинского диагностического оборудования на 31,4 млн рублей, лабораторное оборудование, маммографы, флюорографы, сканеры УЗИ и др. Станция скорой медицинской помощи за два года пополнилась восемнадцатью санитарными автомобилями.
За счет городского бюджета на курорте «Аршан» в живописном месте открыт филиал детской городской больницы для реабилитации детей с хроническими заболеваниями; оснащен медицинским оборудованием открывшийся в 2007 году в Улан-Удэ офтальмологический центр Иркутского филиала МНТК «Микрохирургия глаза»; для городского роддома приобретены флюорограф, аппарат искусственной вентиляции легких, медицинская мебель, установлен дизель-генератор. За предельно короткий срок – полгода – мы построили поликлинику № 3 площадью 2,6 тыс. кв. м, оснастив ее медицинским оборудованием и мебелью. Продолжается расширение больницы скорой медицинской помощи: ведется строительство приемно-диагностического отделения площадью 6,1 тыс. кв. м общей сметной стоимостью 486,5 млн рублей, терапевтическое отделение на 60 коек.
В рамках нацпроекта «Образование» к сети Интернет подключены все 77 школ города, а также школы-сады, два учебно-производственных комбината. По итогам конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, премию президента РФ (1 млн рублей) получили шесть школ города, еще две школы удостоены премии президента РБ.
– Каковы муниципальные целевые программы, утвержденные на 2008–2010 годы?
– У нас 26 муниципальных целевых программ. В социальной сфере это «Дети – будущее города Улан-Удэ», «Развитие физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в г. Улан-Удэ», «Развитие и совершенствование муниципального здравоохранения», «Молодежь для города – город для молодежи», «Старшему поколению – почет и уважение».
Для повышения качества транспортной и инженерной инфраструктуры в Улан-Удэ утверждены целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения» и «Развитие дорожной сети». Кроме этого, реализуются программы «Жилище», «Благоустройство г. Улан-Удэ», «Развитие туризма», «Развитие малого предпринимательства и потребительского рынка», «Укрепление правопорядка» и другие.
– Что ждет город в отдаленном будущем? Как прошли публичные слушания по проекту его стратегического развития? Какие идеи вы заложили на дальнюю перспективу социально-экономического развития?
– В 2007 году была принята Стратегия социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2027 года.
В результате совместной работы с горожанами, бизнесменами, учеными, представителями общественных организаций мы определили шесть приоритетных направлений развития города: развитие инновационно-технологического комплекса, создание коммуникационно-транспортного кластера, создание туристического кластера, культурная политика, социальная политика, кадровое обеспечение стратегического развития города.
Проект стратегии города, прежде чем был принят, прошел довольно жесткую экспертизу. Президентом Республики Бурятия Вячеславом Наговицыным было внесено предложение приблизить сроки реализации мероприятий и дополнить раздел «Социальная политика» строительством и модернизацией детских садов и внутридворовых территорий.
Стратегическая цель программы – повышение уровня и качества жизни населения Улан-Удэ. Ее достижение будет реализовано в три этапа, это связано также и с переходом на трехлетний бюджет.
Для достижения стратегической цели мы должны сконцентрировать свои усилия на трех приоритетных направлениях социально-экономической политики.
Первое направление – это рост экономического потенциала, второе – повышение уровня и качества жизни населения. И третье направление – развитие инфраструктуры путем модернизации (прежде всего это транспорт, связь и электроснабжение) и строительство новых сетей.
– И один вопрос, почти личный, хотя и не только. В этом году исполняется 10 лет вашей работы мэром столицы Бурятии. Как вы оцениваете эту свою «десятилетку»?
– Для вас, думаю, интересный вопрос, для меня – не очень простой, и просто так не ответишь. Что касается почти личного вопроса, думаю, эти десять лет в моей жизни могли пройти гораздо спокойнее, если бы я не был избран мэром.
Но, возвращаясь к минувшим годам, я благодарен судьбе за это время. Оно совпало с историческими переменами в стране. Это время бурных перемен в нашем любимом городе. Эти перемены происходили на моих глазах, и я как глава города имею к ним прямое отношение. Это время еще будут оценивать историки. И еще: эти десять лет самому себе принадлежал мало. Меня вообще не покидает ощущение, что я сам себе не принадлежу. С таким восприятием живу эти десять лет, и сложно сказать, рад я этому или нет.
А оценку моей деятельности дают горожане, когда приходят на выборы мэра города.
НАША СПРАВКА
Геннадий Айдаев, глава муниципального образования – мэр города Улан-Удэ. Родился в 1950 г. в Красноярском крае
Окончил Восточно-Сибирский технологический институт, Академию госслужбы при президенте России. С 1973 по 1990 г. – на общественной и партийной работе.
С 1991 г. – глава администрации Советского района г. Улан-Удэ. В 1994 г. избран депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, председателем Счетной палаты Народного Хурала РБ. В 1998 г. избран на первый срок мэром Улан-Удэ, в 2002 г. – на второй срок. 2 декабря 2007 г. горожане в третий раз избрали его мэром.
Награжден орденом Почета, орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени, орденом Святого князя Александра Невского II и III степеней, орденом «За заслуги» Российского союза ветеранов Афганистана, дважды лауреат Национальной премии им. Петра Великого, лауреат Международной премии им. Петра Великого.
Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Международной инженерной академии РФ, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, Российской муниципальной академии, заслуженный экономист Республики Бурятия.
Почетный гражданин Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского округа, г. Ямагата (Япония), г. Дархана (Монголия).
Женат, имеет троих детей, внука.
«Политический журналЪ»
27 декабря 2020, 19:23
Мнение: «Та точечная застройка, которая существовала в Улан-Удэ последнее время, прекращена, и мы уже два года не выдаём землю под индивидуальное жилищное строительство»18 февраля 2020, 14:35
В Улан-Удэ планируют продлить трамвайные маршруты до отдаленных микрорайонов17 февраля 2020, 11:56
Улан-Удэ – столица «суперреспублики»27 января 2020, 15:03
В Улан-Удэ власти собираются снести более сотни домов27 октября 2014, 09:12
Мэр Улан-Удэ Александр Голков: «Запущены все механизмы управления городом»3 сентября 2014, 10:17
НГ: "Институт Хамбо-лам – всего лишь фрагмент картины российского буддизма"3 июня 2014, 16:18
Молодежь Бурятии: "Бурятии нужна новая индустриализация"3 апреля 2014, 11:08
Номер Один: "Вадим Бредний: "Нет времени для политики"© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»
Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия,
г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А
Телефон редакции: 8 (924 4) 58 90 90
E-mail редакции: info@baikal-media.ru
Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:
Озеров Игорь Викторович
Курение вредит Вашему здоровью!
При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования
В случае использования материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru
Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.
↓