1 июня 2005, 15:09

Интервью политтехнолога Сергея Березина «Центральной газете»

На исходе минувшей недели информационные агентства распространили сообщения о том, что Оперативный штаб при полпреде Президента РФ в Сибирском федеральном округе возьмет под контроль реализацию в регионах Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Как заявил помощник полпреда Александр Суриков, «это - одна из очередных задач». Федералы намерены контролировать, как осуществляется передача властных полномочий органам местного самоуправления, их финансовое обеспечение, а также формирование бюджетов муниципальных образований. О каких полномочиях идет речь? Чего ждать от начавшейся реформы местного самоуправления (МСУ)?

С этими вопросами журналист «Центральной газеты» Антон Резников обратился к руководителю группы консалтинга компании «Боргес» политтехнологу Сергею Березину.

- С 1 января 2006 года вступит в силу обновленный Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». В связи с этим до 1 ноября 2005 года во всех регионах России, в том числе и в Бурятии, должны быть сформированы органы местного самоуправления - представительные и исполнительные.
Но ведь главы районов Бурятии, депутаты районных советов уже избраны, и их полномочия на сегодняшний день не истекли...


- Речь идет не о них, а о вновь созданных муниципальных образованиях. До сих пор часть малых городов Бурятии управляется напрямую районными администрациями, а в сельских поселениях работают главы местных администраций, которые назначаются главами районов. До 1 ноября ситуация должна измениться. Каждое поселение изберет свою сельскую думу или совет, главу муниципального образования, а главное - получит собственность и бюджет.

- То есть, речь идет о «низовом» звене местного самоуправления...

- Формально его можно назвать «низовым», поскольку Федеральный закон №131 предполагает двухуровневую систему организации местного самоуправления. Первый уровень - сельские поселения, второй - районы. Но при этом именно на первый уровень, то есть, сельским поселениям, закон передает все основные властные полномочия. В частности, это касается организации деятельности ЖКХ, строительства и содержания дорог местного значения, энергообеспечения, транспортного и культурного обслуживания населения, архитектурного планирования и землеустройства, включая отвод земель, и многих других полномочий.

Главам районов остаются преимущественно представительские функции и решение некоторых вопросов межпоселенческого характера.

- Как я понимаю, именно передачу властных полномочий на уровень сельских поселений и будет контролировать оперативный штаб при полпреде Президента в СибФО?

- Да, ведь одна из важнейших функций полпредов - контроль за соблюдением федерального законодательства. И если у отдельных органов региональной власти либо глав районов возникнет соблазн «попридержать» полномочия, оставить все, как есть, можно ожидать деятельного вмешательства федеральных структур. Не стоит питать иллюзии, что Федеральный закон №131 кого-то обойдет стороной.

- А что имеется в виду под «финансовым обеспечением полномочий»?

- У кого полномочия – у того должны быть и деньги на их осуществление. А значит, органы МСУ сельских поселений станут с 1 января 2006 года полноправными получателями и распорядителями бюджетных средств, которые будут выделяться на финансирование отраслей, находящихся в их ведении. Фактически произойдет смена районной системы управления на поселенческую, и это, конечно, отразится на бюджетном процессе.

- Но смогут ли органы местного самоуправления на практике эффективно выполнять все полномочия, которыми наделил их Федеральный закон №131?

- Мое мнение - не смогут. Дело в том, что поселенческая система в 90-е годы уже существовала в некоторых регионах Российской Федерации. И там во всей «красе» проявились ее проблемные стороны.

Во-первых, усложнился бюджетный процесс, в котором вместо десятков районов стали участвовать сотни сельских поселений.

Во-вторых, стало невозможно концентрировать финансовые и другие ресурсы для реализации районных и региональных программ. Вот простой пример - строительство и обслуживание дороги местного значения, ведущей из пункта А через пункт Б в пункт В. Средства выделяются каждому их трех сельских поселений. Каждое строит и обслуживает свой участок трассы. Но денег мало, и в течение нескольких лет не удается эти участки соединить. В итоге дорога остается незавершенной, экономический эффект нулевой, хотя деньги потрачены. Было бы лучше объединить финансирование и построить сначала полноценную дорогу хотя бы из пункта А в Б. Но с этим никогда не согласится поселение пункта В. И все трое, на законных основаниях, ежегодно требуют свою долю, дробя имеющиеся ресурсы.

В третьих, кадровый «голод». Глава сельского поселения должен обладать достаточной квалификацией, чтобы самостоятельно разрабатывать проект бюджета, представлять его депутатам сельской думы, а затем правильно и точно исполнять. Ну и, конечно, эффективно решать другие управленческие вопросы. Таких кадров на селе очень мало.

В четвертых, чтобы осуществлять, к примеру, полномочия по архитектурному планированию или организации землепользования, необходимо иметь в штате сельских администраций специалистов. А их еще надо найти, «заманить» в село, платить им зарплату и обеспечить жильем. При том, что нагрузка на этих специалистов будет далеко не полной. Местным бюджетам такая роскошь не по силам.

В четвертых, диспропорция в развитии социальной инфраструктуры и уровне жизни населения. Одно дело - райцентр, где населения больше, лучше развито предпринимательство, работают хоть какие-то предприятия. Или сельские поселения, на территории которых ведется разработка полезных ископаемых. Совсем другое дело - глубинка, где люди живут натуральным хозяйством. Сельские поселения будут иметь совершенно разную налогооблагаемую базу, а значит и разные возможности в решении социальных проблем.

В пятых, клановость и кумовство. Избирается сельский глава и назначает на должности в местной администрации членов семьи, близких ему людей, тех, кто поддерживал его на выборах. Ведь на селе работа в муниципальных органах - часто единственная возможность получать хоть какие-то деньги. Понятно, что профессионализм назначенцев в подобной ситуации в расчет не берется.

Все это - далеко не полный перечень проблем, связанных с поселенческой системой. И в регионах, где она существовала, от нее постепенно отказались.

- Зачем же нужен был этот закон, который отбрасывает нас назад, грозит обернуться хаосом и ростом социальной напряженности?

- Россия подписала международные документы, необходимые для вхождения в Совет Европы, в том числе и по местному самоуправлению. В европейских странах поселенческая система вполне эффективна. Там развит малый бизнес, который питает налогами местные бюджеты, там другая политическая культура, наконец, другие расстояния между поселениями.

- А мы опять слепо скопировали западно-европейскую модель...

- Не совсем так. ФЗ-131 - рамочный закон. Он допускает существование различных вариантов структуры органов МСУ, позволяет адаптировать некоторые нормы к местным условиям, чтобы обеспечить эффективное управление. Это касается и распределения полномочий между сельским поселением и районом. В наиболее «продвинутых» регионах заблаговременно позаботились о том, чтобы решить эту острую проблему.

- Каким образом?

- Например, в Тюменской области, губернатор которой Сергей Собянин входит в состав рабочей группы Госсовета по реформе местного самоуправления, весной этого года был проведен референдум. На всенародное обсуждение были вынесены вопросы о структуре органов МСУ и о передаче части полномочий от сельских поселений на уровень районов. Была предложена такая структура: всеобщим голосованием избирается сельская дума. Дума избирает председателя, который становится главой муниципального образования. Депутаты сельской думы и председатель работают на неосвобожденной основе. Глава администрации назначается на конкурсной основе с учетом мнения главы района, который на 50 процентов формирует конкурсную комиссию.

На все вопросы референдума свыше 94 процентов его участников ответили «да». Приняв предложенную структуру, дальновидные тюменцы поставили надежный заслон необоснованному раздуванию штатов в органах МСУ, создали условия для конструктивного взаимодействия между главами районов и главами сельских поселений. А передав часть полномочий районам, сохранили преимущества сложившейся системы управления. Принятое на референдуме решение обязательно к исполнению, что исключает любые последующие проявления местечковых амбиций.

И все это строго в рамках ФЗ-131 и Конституции РФ.

- А может быть, стоило вообще инициировать референдум об отказе от создания органов местного самоуправления в каждом поселении?

- Это было бы незаконно и неправильно. Ведь местное самоуправление - как раз та власть, до которой каждый может, как говорится, дойти пешком. Власть, которая ближе всего к людям. И это один из важнейших институтов демократического общества.

- Как вы прокомментируете решение внеочередной сессии Народного Хурала РБ, которая отклонила представленный Президентом Бурятии законопроект «О внесении изменений в законы «О выборах главы муниципального образования» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РБ»?

- Думаю, с одной стороны - это результат того, что в республике до сих пор отсутствует ясная и понятная концепция организации местного самоуправления. Идет простое переписывание Федерального Закона без каких-либо попыток его осмыслить, «приземлить» на нашу почву.

С другой стороны, тема выборов в органы МСУ политизируется. Вологодский губернатор Вячеслав Позгалев как-то сказал, что на выборах местные органы власти значат больше, чем средства массовой информации. Именно потому, что они ближе всего к людям.

Примерно через год начнется подготовка к выборам в Госдуму РФ и в Народный Хурал РБ, которые состоятся в 2007 году. Сейчас, на «экваторе» парламентских сроков, выборы в органы МСУ - прекрасная возможность для политических партий проверить свою боеспособность, провести корректировку имиджа, а на будущее - постараться создать для себя благоприятные условия на местном уровне.

Вероятно, проявят интерес к местным выборам и депутаты Народного Хурала, которые рассчитывают вновь избираться по одномандатным округам. Но округа (если они к тому времени сохранятся) будут укрупнены, поэтому важно заранее позаботиться о стартовых позициях на пока еще соседней территории, где в 2007 году, возможно, придется вести предвыборную борьбу.

Кроме того, в Бурятии есть поселения, на территории которых ведется разработка полезных ископаемых или готовится реализация стратегических проектов. Там интерес к местным выборам может возникнуть у крупных компаний, либо, напротив, представителей «зеленой» общественности.

Во всех случаях заинтересованным лицам и политическим силам предпочтительнее провести своих людей в главы органов МСУ через прямые выборы, нежели формировать большинство в сельских думах.

- Спасибо за беседу.

«Центральная газета»
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://www.instagram.com/baikalmedia/
https://www.facebook.com/baikal.bmk
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2021 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^