Общественные экологические организации Бурятии выступили с критикой проектировщиков на общественных слушаниях по обсуждению материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в составе проекта трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Слушания прошли 16 августа в Улан-Удэ. На них собрались представители Акционерного общества «Транснефть», проектировщики АК «Гипротрубопровод», а также жители и общественные организации Муйского и Северобайкальского районов, через которые может пройти маршрут, ученые и чиновники. Замгендиректора ОАО «Трансибирьнефть» АК «Транснефть» Вячеслав Пушкарев и специалисты компании рассказали о мерах, которые планируются для минимизации последствий для экологии байкальского региона и местных жителей в случае внештатных ситуаций (то есть аварий) при строительстве и эксплуатации нефтепровода.
Справка: Проект «Восточная Сибирь - Тихий океан» предусматривает строительство нефтепровода по маршруту: город Тайшет (Иркутская область) - бухта Перевозная (Приморский край). Общая мощность нефтепровода - до 80 млн т нефти в год, суммарные инвестиционные затраты - порядка $16,5 млрд. В декабре 2004 года проект нефтепровода «Тайшет - бухта Перевозная» получил одобрение государственной экологической экспертизы. В конце декабря минувшего года премьер-министр РФ Михаил Фрадков утвердил маршрут единой нефтепроводной системы. ОАО «АК «Транснефть» намерено начать строительство в конце 2005 года, а завершить возведение трубопровода во втором полугодии 2008 года.
Весной 2005 года вокруг проекта строительства нефтепроводной системы «ВСТО» разгорелся очередной скандал. Экологи Бурятии уличили сотрудников «Транснефти» в том, что они ведут изыскательские работы вдоль трассы БАМа в Северобайкальском районе гораздо ближе к берегу Байкала (на расстоянии около 2 километров от береговой линии), чем это позволял проект. Тогда как утвержденный госэкспертизой проект строительства нефтепровода предполагал, что его «байкальский участок» будет проложен примерно в 80-100 км севернее озера по труднодоступным территориям. 11 мая управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Бурятии распорядилось приостановить изыскательские работы по трассе нефтепровода в Северобайкальском районе. 13 мая вице-президент «Транснефти» Вячеслав Пушкарев заявил, что компания имеет три варианта прохождения трассы вблизи Байкала, однако «прибрежный» вариант является наиболее предпочтительным.
Началась встреча с рекламного фильма об успехах и современной технике АК «Транснефть», в котором из получаса около 2 минут в общих словах рассказывалось об природоохранных мероприятиях, которые обеспечивает компания. На экране мелькал президент РФ Владимир Путин, чем создатели ролика, видимо, хотели придать веса «Транснефти». Затем последовал обширный доклад о технических тонкостях прокладки трубопроводов, который временами был так сложен для большинства слушателей, что они теряли нить повествования. Засыпающих взбодрил из президиума зампред правительства, министр строительства и ЖКХ Николай Быков, который стон из зала «Разве это рабочее совещание «Транснефти»? жестко пресек: «Кому не нравится – можете выйти из зала!». В дальнейшем презентация стала более доступной для аудитории. Проектировщики рассказали, что при пересечении рек, в частности, впадающих в Байкал, планируются особые меры обеспечения безопасности и, в частности, прокладка в микротоннелях «трубы в трубе» толщиной стенок как у орудийного ствола. Эти конструкции предполагается закупать за рубежом. Планируется создание аварийного флота с базированием в Северобайкальске для ликвидации нефтяных пятен.
Говорилось также об оживлении экономической и социальной сфер, увеличении налоговых поступлений в районах Бурятии вместе с началом строительства. На строительстве могут работать до 4 тысяч специалистов, не считая низкоквалифицированной рабочей силы, в период эксплуатации специалистов может быть около 360.Также было отмечено, что на обеспечение безопасности, компенсации за ущерб за потерю рыбных ресурсов, пастбищ и других природных ресурсов планируется затратить более 1 млрд рублей, или 6-9% от стоимости проекта, а «это очень много», утверждают проектировщики.
Вопросы представителей общественности касались в основном денег, которые могут получить в той или иной форме регион и его предприятия, а также пожеланий того, чтобы в БАМомвских поселках с нефтепроводом возродилась жизнь.
Исполнительный директор «Экоцентра» (Москва), подрядчика «Транснефти», который разрабатывал ОВОС Любовь Бычковская с трибуны заявила, что нефтепроводный транспорт безопаснее железнодорожного. Назвав себя «самым зеленым экологом», она обратила внимание на то, что общественные экологические организации не обращают внимание на транспортировку нефтепродуктов по железной дороге, но выступают против нефтепроводов, так как «отрабатывают деньги» (скорее всего, подразумевая гранты зарубежных фондов). Нужно заметить, что госпожа Бычковская отказалась по окончанию слушаний от интервью «Байкал Медиа Консалтинг», сначала объяснив это необходимостью получить разрешение на это у г-на Пушкарева, а когда оно было получено, просто не объяснив причину.
В свою очередь руководитель Бурятского регионального отделения по Байкалу Сергей Шапхаев от имени ряда экологических организаций выступил с резкой критикой проекта. Во-первых, он заявил, что результаты слушаний не имеют юридической силы, так как приостановлено действие предыдущего этапа проекта (Росприроднадзор приостановил изыскания по проекту), а без него не может разрабатываться ТЭО проекта, а вместе с тем – проводиться слушания. В то же время проектировщики утверждают, что они на свой страх и риск начали другой проект, не тот, который приостановил Росприроднадзор. «Читая проект «Транснефти», я получал удовольствие, как от барона Мюнхгаузена», также сказал Сергей Шапхаев. Так, несколько рек, текущих в Иркутской области, указаны в документах «Транснефти» как бурятские. Это, по его мнению, говорит о недопустимой спешке, с которой реализуется проект. Также он отметил, что называются нереально короткие сроки локализации нефтяных пятен аварийными бригадами. В документах указано время подлета вертолета с бригадой до места аварии 8-20 минут. Это время вызывает у зеленых очень большое сомнение. К тому же, «ну и прилетят они, ну и что?», задал вопрос эколог, подразумевая, что аварию они ликвидируют не сразу, и «участок мирового природного наследия» успеет серьезно пострадать. Также, по словам г-на Шапхаева, опыт работы «Транснефти» в Иркутской области показывает высокую опасность и большие масштабы разливов нефтепродуктов. Он призвал учитывать не благополучную статистику аварий в европейской части России, где нормальные геологические и сейсмические условия, а число аварий именно в Иркутской области, где условия, хоть и лучше, но схожие с севером Бурятией. Кроме того, «зеленые» категорически против строительства в районах с высокой сейсмичностью, так как при сильном землетрясении не спасут никакие технические ухищрения, «трубопровод просто порвет», сказал Шапхаев. Недопустимым считают экологи тот факт, что на практике не проверены разработанные специально для нефтепровода «ВСТО» новые технические нормы, немецкие боны, которые не проверены в столь сложных условиях. «Проверьте сначала в других местах, а потом будете хотя бы думать об экспериментах на «участке мирового природного наследия!», заявил руководитель «БРО по Байкалу».
В завершение первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Бурятии Баир Ангаев, не приняв внимание выступление Сергея Шапхаева, который говорил о бессмысленности голосования на экологических слушаниях и нарушении тем самым их процедуры, все же настоял на голосовании. В итоге 94 участника (при 21 воздержавшихся и 3 - «против») проголосовали за одобрение проекта с учетом выработанных замечаний. Здесь нужно заметить, что на результатах голосования мог сказаться тот факт, что экологи не голосовали в знак протеста. В то же время «Транснефть» привезла из северных районов Бурятии несколько десятков жителей на свои средства, и теоретически некоторые могли отдать свои голоса из благодарности компании. Сергей Шапхаев же заявил, что смысл слушаний – собрать замечания их участников, даже если с ними выступил один человек, выявить предмет разногласий общественности и проектировщиков, внести его в протокол и ничего более.
Как отметил по после подведения итогов слушаний в интервью «БМК» Сергей Шапхаев, замечания экологов все же внесены в протокол, хотя организаторы попытались избежать этого. Документ понадобиться «зеленым» на суде для того, чтобы доказать, что проектировщики все же продолжают работу надо проектом.
ИА «Байкал Медиа Консалтинг»
↓