β
μ


18 ма€, 12:27

‘ото: galactikka.com

Ђ–»ј Ќовостиї:  ак бур€тский лама стал божеством дл€ иностранцев

¬ –оссии немало буддийских св€тынь, но, пожалуй, главна€ Ц это »волгинский дацан в Ѕур€тии.  орреспондент –»ј Ќовости побывал в центре российского буддизма и вы€снил, какие чудеса надеютс€ увидеть паломники и почему сами монахи не особо в них вер€т.

Ћама нетленный

÷ентр традиционной сангхи –оссии (крупнейшей в стране буддийской религиозной организации) в Ѕур€тии знают и глубоко почитают все, вне зависимости от национальности и вероисповедани€. —тоит неправильно произнести название, местные незамедлительно поправл€ют: "»волгинский (ударение на третью гласную. Ц ѕрим. ред.)!" «десь любой знает дорогу к св€тыне.

—олнце только что по€вилось из-за гор, а у входа в дацан уже припарковалось несколько автобусов с монгольскими номерами. ѕаломники разного пола и всех возрастов выстраиваютс€ возле небольшой кабинки. „ерез минуту-другую они преображаютс€ Ц все в расшитых золотом национальных костюмах. ¬от человек на костыл€х догон€ет своих, а жена в спешке накидывает на его плечи тэрлэк, легкий монгольский халат.

- ћы всю ночь ехали из ”лан-Ѕатора, чтобы пораньше сюда попасть. ƒл€ каждого из нас это место особенное, - говорит она.

¬ дацане сообщают, что с 2015 года, когда ввели безвизовый режим с ћонголией, из-за границы приезжают каждый день. ќ том, что монголы тут частые гости, свидетельствуют и стекл€нные €щички дл€ пожертвований, набитые рубл€ми вперемешку с тугриками.

√лавна€ св€тын€ »волгинского дацана Ц нетленное тело ѕандито ’амбо-ламы (титул главы буддистов –оссии) ƒаши-ƒоржо »тигэлова. Ётот известный религиозный де€тель, живший в начале XX века, очень много сделал дл€ развити€ буддизма в –оссии. ¬ 1927 году он собрал своих учеников и завещал им провер€ть его могилу каждые 25 лет. «атем, как вер€т буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. ¬ таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. ј в 2002 году тело обнаружили.

- ќно было нетленным. Ќа голове даже остались еще черные волосы, - рассказывает один из монахов. “ело »тигэлова поместили в построенный дл€ него дуган (храм-дворец).

” входа в дацан паломников ждут торговки: "—мотрите, какие четки! ј это портрет ламы »тигэлова Ц повесите его дома и обретете благополучие". “ут же можно купить подношени€ св€тому монаху Ц очень распространенный среди посетителей монастыр€ обычай.

- ѕриезжают из ≈вропы, јмерики, јвстралии и очень много из јзии. Ѕуддисты всего мира знают, что бур€тский лама, наш современник, сохранилс€ в таком феноменальном состо€нии. ј поскольку слово "феномен" мы часто ассоциируем со словом "чудо", люди обращаютс€ с какими-то просьбами. ћногие потом рассказывают, что ’амбо-лама их выполнил, - говорит пресс-секретарь »волгинского дацана јлла Ќамсараева.

  ламе, подчеркивает она, приезжают буддисты совершенно разных направлений. ј накануне чемпионата мира по футболу дацан даже посетили две съемочные группы крупнейших мексиканских телеканалов, "достаточно редкие дл€ этих широт гости".

 олыбель российского буддизма

»тигэлов был двенадцатым ѕандито ’амбо-ламой, то есть духовным лидером российских буддистов. Ётот титул в 1764 году даровала ламе ƒамба-ƒоржо «а€еву сама ≈катерина ¬тора€.

- Ќо прежде его спросили, какой титул он сам хочет получить. «а€ев сказал, что глава буддистов Ц это "хамбо-лама" и попросил добавить к этому еще и "пандито" Ц "ученый" на санскрите. “ем самым он дал пон€ть, что буддизм в –оссии напр€мую св€зан не только с “ибетом, но и с »ндией, - объ€сн€ет лама »волгинского дацана Ѕорис Ѕалданов.

ј началось с того, что императрица ≈лизавета ‘едоровна в 1741 году разрешила «а€еву проповедовать среди бур€т.

ƒо революции в Ѕур€тии были сотни дацанов с тыс€чью лам. Ќо советска€ власть полностью запретила буддизм Ц монастыри разрушили, а их насельников либо расстрел€ли, либо отправили в лагер€. Ћишь в 1945 году постановлением —овета народных комиссаров Ѕур€т-ћонгольской ј——– в улусе —редн€€ »волга было разрешено построить дугэн (храм). ћонастырь же вновь открылс€ здесь шесть лет спуст€, когда власти выделили землю под дома дл€ лам. —ейчас здесь же находитс€ резиденци€ двадцать четвертого ѕандито ’амбо-ламы ƒамбо јюшеева "’амбын ’урээ".

Ѕуддизм Ц крупнейша€ религи€ в регионе. ≈го исповедуют, как сообщили –»ј Ќовости в информационно-аналитическом управлении правительства –еспублики Ѕур€ти€, 39 процентов населени€.

ƒуховный промысел

 роме лидера российских буддистов, в »волгинском дацане проживают дес€тки лам. ¬нутри есть небольшие дерев€нные домики, в которых монахи принимают посетителей. Ќа окнах вис€т объ€влени€: "јстрологи€", "Ћечение" и другие.

ћарина стоит у входа в дом багши (учител€) ƒымбрыла ƒашибалданова. ќна привела к нему сестру с плем€нником. Ќа вопрос "«ачем?" отводит глаза, дела€ вид, что не слышит. «ато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратитьс€: "¬ Ѕур€тии многие приход€т к ламам. ѕо разным вопросам". Ћамам обычно жертвуют столько, "сколько могут, они не прос€т определенную сумму".

ѕо ее словам, ход€т и к шаманам. ѕравда, среди них "много шарлатанов".

- ћо€ знакома€ побывала недавно у шамана. “ак он сказал, что у ее мамы скоро будет онкологи€. Ќо пообещал помочь, за тридцать тыс€ч, - рассказывает ћарина. ≈сли не помог шаман, то обращаютс€ еще к бабушкам.

- ћы вообще тут избалованы Ц столько разных вариантов, - улыбаетс€ она.

Ћама ƒымбрыл ƒашибалданов считает, что из-за этого у людей формируетс€ потребительское отношение к вере: - ќбычно как бывает: обращаетс€ к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. » в ходе беседы проговариваетс€, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. ” людей возникает путаница в голове.

ќсновна€ задача лам в этом случае Ц просвещать.

- Ћично € считаю, если человек обратилс€ к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы Ц почитать мантры, например, и так далее. ј не убегать к шаману. » наоборот Ц пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. ћы не собираемс€ битьс€ за паству, а просто хотим, чтобы у людей был пор€док в голове и душе, - подчеркивает лама.

јккредитаци€ в нирвану

Ќа ƒашибалданова возложена больша€ ответственность, ведь он еще и ректор единственного в стране буддийского университета "ƒаши „ойнхорлин". ¬ нем учатс€ около ста студентов из разных регионов страны. ѕосле окончани€ учебы они станов€тс€ ламами.

- ѕока мы еще не прошли госаккредитацию, она ведь подразумевает, что мы должны будем преподавать тут предметы, базовые дл€ светских вузов. ѕока € не хочу сильно загружать реб€т, они и так изучают философию, тибетский, старомонгольский, английский €зыки.

”ниверситет существует исключительно на пожертвовани€. ѕомимо обучени€ студентов, университет, как и вс€ традиционна€ сангха –оссии, вместе с власт€ми региона занимаетс€ сохранением бур€тской культуры, провод€ среди школьников конкурсы на знание бур€тского €зыка, а также соревновани€ по бухэ барилдаан Ц бур€тской борьбе на кушаках (по€сах).

- Ѕывает, например, приезжает к нам учитьс€ парень из ѕерми, а его тут недружелюбно встречают: мол, зачем приехал. » это вдобавок к тому, что его и там, на родине, порицают за то, что подалс€ в буддисты. ћы стараемс€ учить молодых людей терпимости. Ќа конкурсах по бур€тскому €зыку реб€та из разных частей региона могут пообщатьс€ друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворах и бездельничать, говор€, что бур€ты здесь бесправное меньшинство. “о же самое с борьбой Ц у людей, занимающихс€ спортом, просто нет времени на вс€кую ерунду, - объ€сн€ет лама.

–адна –инчинов учитс€ тут уже седьмой год. √оворит, когда решил стать ламой, вовсе не задумывалс€ о таких сложных вещах, как "избавление от страданий", "выход из цикла перерождений", что считаетс€ целью как монахов, так и простых буддистов.

- ѕросто так случилось. ” мен€ родители буддисты, хот€ не сказал бы, что фанатики. я случайно попал сюда Ц на стройку здани€ университета. ¬о врем€ работы обдумывал поступление и решил один год здесь поучитьс€. —обиралс€ после этого вернутьс€ к мирской жизни, но прошел год, второй, а € до сих пор здесь, - рассказывает он.

"Ќичего удивительного"

–адна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыр€, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. ѕо пути встречаютс€ многочисленные хурдэ Ц молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. »х нужно крутить тоже по часовой стрелке. “ем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Ѕудды, тело и душа тесно взаимосв€заны друг с другом.

¬озле барабанов разбросаны монеты, крупа, конфеты.

- ѕаломники совершают подношени€ трем драгоценност€м Ц Ѕудде, его учению и его последовател€м. ќни считают, что за материальные дары им воздастс€ в таком же материальном виде, - объ€сн€ет –инчинов.

Ќеожиданно раздаетс€ резкий звук не то горна, не то схожего с ним инструмента.

- Ёто конха Ц инструмент, изготовленный из раковины моллюска, - говорит студент. “роекратное звучание конха Ц призыв на молебен, который бур€тские буддисты называют хуралом.

¬нутри дугана категорически запрещено снимать, особенно во врем€ службы. ¬ центре перед алтарем со статуей Ѕудды сид€т друг напротив друга ламы и читают мантры. —корость и монотонность, с которой они их произнос€т, легко может вогнать в экстатическое состо€ние. ќднако чтение то и дело прерываетс€ звучанием музыкальных инструментов Ц конхи, тарелок и барабанов. ¬ среднем хуралы дл€тс€ полтора-два часа.

 роме того, ламы провод€т различные обр€ды, в том числе и за пределами дацана. «а 20 километров отсюда, в ”лан-”дэ примерно раз в год совершаетс€ красочный ритуал огненной пуджи (по-тибетски "жинсрэг"), собирающий сотни жителей. ¬о врем€ обр€да совершаетс€ подношение божеству ямантаке. Ћамы читают мантры, а затем бросают в ритуальный костер приготовленные дары. —читаетс€, что в этот момент все присутствующие очищаютс€ от плохой энергии.

¬прочем, сами обитатели »волгинского дацана склонны смотреть на многие вещи достаточно рационально.  то-нибудь из лам об€зательно скажет: "¬се взаимосв€зано в этом мире, всему есть причина".

≈сть причина эмоци€м, чувствам, благополучию и неудачам. “ут даже не удивл€ютс€ феномену ламы »тигэлова.

- Ёто не чудо, как многие склонны считать. Ёто результат посто€нной практики. ¬се ведь идет отсюда, - говорит –инчинов, указыва€ пальцем себе на голову.

»сточник:

»ј "Ѕайкал ћедиа  онсалтинг"

© 2004-2018 информационное агентство ЂЅайкал ћедиа  онсалтингї

—в-во о регистрации —ћ» Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€


јдрес: 670000 респ. Ѕур€ти€, г. ”лан-”дэ, ул. —молина д.54б

“елефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90 †

E-mail редакции: info@baikal-media.ru


”чредитель - ќќќ "Ѕайкал ћедиа  онсалтинг"†

√лавный редактор: Ѕудаев ¬алерий Ќиколаевич

ѕолитика обработки персональных данных

 Ќаверх 

ѕри перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с насто€щего сайта на иных ресурсах в сети »нтернет гиперссылка на источник об€зательна. ѕерепечатка либо иное использование текстовых материалов с насто€щего сайта в печатных —ћ» возможно только с письменного согласи€ автора, правообладател€. ‘отографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласи€ автора (правообладател€) и с об€зательным указанием имени автора и источника заимствовани€

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.





^