Директор компании «ЭкоАльянс» - регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Бурятии Игорь Алексеев и директор ООО «Байкалэкосервис» Денис Тонконогов
в программе «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ комментируют ситуацию с возможным расторжением договора с региональным оператором, результаты конкурса на вывоз мусора в трёх районах столицы Бурятии и отказ Комбината по благоустройству участвовать в нём, степень готовности мусоросортировочных станций в Улан-Удэ к приёму мусора, и другие темы.
Игорь Алексеев ответил на вопрос, о том, как развивается ситуация с организацией вывоза мусора в Бурятии с нового года:
«Ситуация, на самом деле, не то что сложная - она интересная. Республика Бурятия - это 23 района, разделённых на три зоны. По второй и третьей зоне - это Прибайкалье и то, что выходит к монгольской границе – готовность у нас полная. По первой зоне, в которой расположен город Улан-Удэ, создающий более 50-ти процентов всех отходов, есть вопросы. Конкурс в двух городских районах из трёх – Железнодорожном и Советском – состоялся, победители конкурса сейчас объезжают эти районы, актуализируют графики вывоза мусора, и прочее. Наибольший Октябрьский район остался без участников конкурса, несмотря на то, что в аукционе не было никаких ограничивающих факторов, кроме финансовых - должны были быть предоставлены банковские гарантии, а для этого фирма должна работать с определёнными легальными показателями. Так вот, на этот конкурс не вышел ни один участник из Улан-Удэ. Мы предложили минприроды, как нашему заказчику, несколько вариантов выхода из данной ситуации. Первого декабря у главы республики было совещание, где он сделал заявление о том, что мы, наверное, принципиально ограничили вход улан-удэнских участников на площадку. Из-за этого между нами - заказчиком и исполнителем - возникло недопонимание. Мы в понедельник запросили площадку (электронная площадка для проведения торгов, конкурсов и аукционов – ред.), и она нам дала ответ – МБУ «КБУ» (муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат по благоустройству» - ред.) не смогло зарегистрироваться. Конкурс мы объявили девятого ноября, приём заявок прекращался 26 ноября, и только 19 ноября МБУ впервые вышло на площадку. Регистрация на площадке занимает до пяти дней, и МБУ получило отказ в регистрации в связи с тем, что не были заполнены юридические адреса, ИНН, и так далее - то есть, человек который заполнял анкету для регистрации, был, мягко говоря, не слишком компетентен. Во второй раз МБУ вышел на площадку уже только 27 числа, то есть, на следующий день после окончания регистрации. Вторым участником из Улан-Удэ оказался присутствующий здесь Денис Сергеевич Тонконогов, который попытался выйти 12 ноября, 19-го ему отказали, и после этого он не выходил. Почему - тоже непонятно. Мы стали разбираться и выяснили, что, вероятно, была некая договорённость МБУ «КБУ» с перевозчиками Улан-Удэ - мы возьмём эти объёмы на конкурсе, а потом раздадим вам, чтобы не менять схему. Но в схему не укладывалось одно - все местные перевозчики работают без НДС, поэтому цена, которую им предлагали, подразумевалась за минусом 20-процентного НДС плюс какого-то коммерческого интереса самого МБУ - нам косвенно назвали цифру в 26 процентов. Итого в конкурсе предусматривалось 240 рублей за «кубик» мусора, но перевозчикам предлагалось возить за 177 рублей с копейками – к такой цене готовы не все перевозчики. На сегодня средняя цена по городу 188-190 рублей».
По мнению, Дениса Тонконогова, его компания готова работать с региональным оператором, если ей будут предложены оптимальные условия:
«По конкурсу, который был объявлен девятого ноября, следующая ситуация. Площадка «Газпром» новая, открылась недавно, и на неё ни банки, ни другие финансовые учреждения не дают ни тендерные займы, ни что бы то ни было. Зарегистрироваться на ней достаточно проблематично - ты подаёшь заявку, тебе отказывают, а потом предлагают пройти регистрацию платно. Документы у нас были оформлены правильно, но 19-го ноября нам отказали по формальной причине - несоответствие индекса месту регистрации юридического лица. На следующий же день мы подались вновь, и 26-го числа нам пришёл отказ в виду того, что мы, якобы, не предоставили доверенность. В первый раз нам отказали только из-за индекса, во второй раз мы подали абсолютно те же самые документы, и нам отказывают уже из-за доверенности - глупость полная! 27-го числа нам позвонили с площадки «Газпром» и предложили зарегистрироваться платно за 13 тысяч рублей. Мы отказались ввиду того, что конкурс уже закончился и смысла регистрироваться на данной площадке не было. По поводу того, что Комбинат предлагал нам перевозки по 170 рублей, и они заберут весь город – однозначно, такого предложения не было. Когда мы встречались с городом, они спрашивали - идём мы на конкурс или не идём? Мы сказали, что подали заявку на аккредитацию, и ждём, но виду того, что мы не зарегистрировались, возможно, пошли какие-то слухи, что мы договорились с городом и саботируем работу регионального оператора. Но не было никакой договорённости и никакого саботажа. Игорь Михайлович предлагал нам заключить договор по 240 рублей, но речь шла именно об аренде транспорта, соответственно, гарантий, что я буду работать несколько лет, нет».
Игорь Алексеев ответил на доводы своего оппонента:
«На самом деле, площадка «Газпром» не новая – все восемь площадок принимались одним постановлением. На «Газпроме», на самом деле, есть платные услуги - если они видят, что в течение пяти дней кто-то не смог зарегистрироваться, то перезванивают и говорят - может быть, вы сделайте регистрацию платно? По-моему, это стоит десять тысяч, а не тринадцать, и делается в течение одного дня. И потом, при стоимости конкурса в несколько сотен миллионов рублей можно потратить десять тысяч рублей, чтобы зарегистрироваться, если, конечно, есть большое желание участвовать в конкурсе. Второй момент - так как по Октябрьскому району на конкурс никто не вышел, он считается несостоявшимся. В этом случае в соответствии с постановлением 1133 правительства России, региональный оператор обязан возить мусор с этой территории сам - он не может привлекать машины по прямому договору. В этом и был саботаж города - если бы на конкурс ни по одному району никто не вышел, то мы должны были бы изыскать технику на город сами. Сейчас в Улан-Удэ порядка 42-45 мусоровозов, но у нас автопарк мусоровозов несоизмерим с МБУ - их 26 единиц - это старые ГАЗики, четыре, по-моему, МАЗа и два итальянских. У них вся техника производства не выше 2008 года, а у нас не ниже 2011-2012 года, и у нас 25 единиц современных КАМАЗов - мы запросто можно заменить город, но у нас ещё республика. Глава Бурятии на первом заседании в июле обозначил два обязательных условия в устной форме - чтобы все ребята, работающие в Бурятии в мусорной теме, остались на своих рабочих местах. Второе условие - регистрируйтесь в Бурятии и здесь платите все налоги. Оба пожелания мы взяли за основу и начали работать. Мы перерегистрировались, объехали все районы Бурятии и переговорили с каждым, кто возил мусор. Отношения получились не со всеми – кто-то много просит или плохо ухаживает за техникой – но практически все остались в схеме. Свою технику мы распределили по всей республике, а купить дополнительную не так-то просто, потому что все региональные операторы по всей России начали активную работу – сейчас в Москве мы закупаем четыре последних КАМАЗа, и всё. Комбинат по благоустройству написал письмо за подписью председателя комитета городского хозяйства (КГХ), что у всей техники - 26 мусоровозов имеется стопроцентный износ - это же нонсенс! По сути дела, КГХ сейчас хромает вместе с МБУ до Нового года, а потом всё - пусть региональный оператор как хочет, так город и вывозит! Вот вам второй довод, почему они не вышли на конкурс».
Денис Тонконогов отметил, что у его компании были некие причины не участвовать в конкурсе на регионального оператора по Бурятии, но вывозить мусор в Улан-Удэ он собирался:
«У нас были планы участвовать в конкурсе либо на Железнодорожный, либо на Октябрьский районы».
Игорь Алексеев ответил Денису Тонконогову, что
«готов на спор за сутки зарегистрировать его компанию на электронной площадке. В споре будет бутылка минералки с первой пенсии, и я готов помочь в регистрации бесплатно. Я ставлю себя на ваше место - у вас восемь машин - это минимум 15-20 человек, плюс механики, плюс стюарды и все они в итоге остаются без работы. Эта ответственность намного выше (чем платная регистрация на электронной площадке – ред.). Вы бы могли позвонить и сказать – Игорь Михайлович, мы не можем зарегистрироваться, но вы не можете проявить даже такую инициативу».
Руководитель компании «Эко Альянс» также обрисовал проблемы, сопровождающие запуск мусоросортировочных станций в столице Бурятии:
«Две мусоросортировочные станции (МСС) - одна на Стрелке, вторая по дороге в Вахмистрово - семь лет простояли без работы. И если на второй ММС, видимо, был нормальный механик, который всё законсервировал, то на первой МСС нам пришлось потрудиться - больше месяца ушло на то, чтобы всё это отремонтировать. На сегодня первая МСС полностью готова, через три дня там будет завершена сборка мощного пресса, и к концу следующей недели вторая МСС тоже будет полностью сделана. Несмотря на то, что есть удовлетворённый в судебном порядке иск прокуратуры, по которому город должен был до первого октября запустить две МСС, на второй мусоросортировочной станции представители улан-удэнской власти до сих пор даже не появились! И самый главный момент - даже если муниципальные власти смогут до конца года отремонтировать с нашей помощью два мусоросортировочных завода, то документально-то они не готовы! Собственником МСС является комитет по управлению имуществом, и он должен получить заключение на организацию санитарно-защитной зоны, которая предупреждает воздействие вредных факторов на население. А на основании этого заключения мы получаем своё заключение и свою лицензию на сортировку - без этой лицензии работать нельзя. Город сейчас затянул с документами на организацию санзоны, и нам теперь не выдают документы в виде лицензии. А в следующем году сортировка отходов является обязательным условием деятельности регионального оператора. Мы семь месяцев отрабатывали всю республику и вложили почти 40 миллионов рублей в ремонт МСС, изучение территории, покупку техники и подбор персонала, но город не хочет нам помогать».
Денис Тонконогов сообщил о том, что
«буквально вчера вышел протокол конкурса на проект по санитарно-защитной зоне обеих МСС, который разыграл город в лице комитета городского хозяйства. Данный конкурс выиграла наша компания, сроки нам ставят до ноября 2019 года. Мы со своей стороны постараемся ускорить процесс, но там есть нюансы, связанные с органами исполнительной власти».
Игорь Алексеев сказал, что понятия не имеет, что был проведён такой конкурс:
«Мы ещё в июле городу говорили, что надо провести эти конкурсы и сделать санзону. Когда мы опубликовали свой конкурс, я в течение двух часов лично передал все номера лотов всем заинтересованным участникам, в том числе, городу. А здесь конкурс уже прошёл, победитель определён, мы самые заинтересованные в организации санзоны участники, но мы ничего про это не знаем. Если планируется получить санзону только в ноябре следующего года, то что весь этот год будут делать эти мусоросортировочные станции, на которые потрачены миллиарды государевых денег? Мы ещё в июле говорили, что проект санитарной зоны – это не шутка, и без него работать нам не дадут, но нам объясняли – ребята, всё просто, мы в Бурятии, здесь всё решается за неделю! Мы объясняли, что стоит это примерно 800 тысяч рублей, и состоит из четырёх этапов, и предлагали всячески ускорить процесс, чтобы успеть к началу 2019 года, но МБУ до невозможности всё затянул».
Денис Тонконогов сказал, что не знает, почему мусоросортировочные станции не заработали в Улан-Удэ семь лет назад:
«На тот момент этим делом занималась компания с государственным участием «Байкалэкоресурс», но потом она обанкротилась. Потом была компания «Экоресурс», потом компания «Парус», потом «РБ-Трейд», потом «Сибэкотранс» - и всё это, грубо говоря, банкроты. А вторсырья сейчас на рынке не хватает – все готовы его забирать и платить за него деньги».
По мнению Игоря Алексеева, переноса сроков мусорной реформы не будет:
«Смысл входа регионального оператора в Бурятию в том, чтобы предотвратить дальнейшее попадание мусора в леса, к речкам, и прочим местам. Мы находимся в водосборной зоне Байкала, и всё что мы выкинули в неположенных местах, может в итоге оказаться в Байкале, так как Селенга - это 40 процентов водотока в Байкал, Баргузин - ещё 20 процентов – пора это всё просчитать и предотвратить. Конечно, многие возмущается - почему мы должны платить 110 рублей с каждого человека в месяц – у нас нет мусора! На самом деле, мусор есть, и им пора заниматься. Региональный оператор будет отвечать за ликвидацию свалок в лесах, в полях и рядом с реками. Принцип будет один - увидели свалку, зафиксировали, установили, чья, посмотрели, буквально, чеки на свалке - откуда идут потоки этого мусора? Потом будет происходить изъятие свалки с ландшафта, её перемещение на полигоны и рекультивация участка. Государству надоели свалки, и я думаю, людям они тоже надоели».
↓