13 ноября состоялась встреча пресс
–клуба по вопросам организации вывоза твёрдых коммунальных отходов (ТКО). С представителями СМИ пообщались министр природных ресурсов и экологии Бурятии Наталья Тумуреева и директор ООО «ЭкоАльянс» Дмитрий Дружинин. В этом году как раз исполняется пять лет с начала мусорной реформы и старта работы регионального оператора в Бурятии.
Система работы с отходами в нашем регионе относительно «молодое» явление. До появления регионального оператора отношения с мусором в Бурятии были упрощённые. Так, если в городе Улан–Удэ, к примеру, этим занималось в своё время муниципальное учреждение, то в районах республики про вывоз мусора речи и вовсе не было. Там отходы просто складировались на определённых участках. Всё это привело к тому, что около каждого села сформировались свои свалки. Мусорная реформа ввела обязанность вывозить мусор на полигоны, а свалки ликвидировать. Безусловно тут и возникла первая проблема — недостаток инфраструктуры. Полигон — не то же самое, что простая свалка, его обустройство и обслуживание имеет совершенно другие требования. Но и до полигона мусор должен пройти цивилизованные стадии организации — с контейнерной площадки в мусоровоз и на базовую сортировку. Не всё, что до сих пор выбрасывают жители республики в мусорные баки, можно захоронить на полигоне. Так, мусорная тема обрастает кучей проблем — от отношения населения до дефицита средств и кадров в сфере. Теперь о самом важном по порядку.
Полигоны и свалки
В самом начале мусорной реформы полигонов в республике было всего два: в Улан–Удэ и в Гусиноозёрске. За пять минувших лет были введены три новых полигона: в Заиграево, Эгите и Петропавловке. Этого все ещё недостаточно, отметила министр природы РБ Наталья Тумуреева. Расстояния между населёнными пунктами в республике большие, а в некоторых районах разместить полигон запрещает действующий закон об охране озера Байкал. Соответствующие затраты на вывоз отходов ложатся в тариф. В целом платить за вывоз мусора когда–то для жителей Бурятии было сильно непривычным, люди долго не принимали новый порядок вещей и собираемость новой коммунальной платы в самом начале была низкой.
— Сейчас полигоны проектируются и строятся по новым правилам. Это уже не просто чаша, куда захоранивается мусор. Это целые комплексы по обработке и утилизации отходов с сортировкой и отдельным захоронением пищевых и биологические отходов, которые имеют процессы гниения и опасность возгорания, — рассказала министр природы Бурятии, — Полигон нужно содержать, платить за коммунальные услуги, за негативное воздействие на окружающую среду и прочее. Соответственно это ложится в тариф. С введением новых мощностей будет расти и расходы.
Как раз в настоящий момент региональный оператор готовит инвестиционную программу, разработаны проекты полигонов в Кабанском, Прибайкальском и Курумканском районах. Сейчас эти три района входят в одну зону, а значит их введение в эксплуатацию ляжет в тариф для этого зоны.
— Чтобы этого не допустить, надо рассматривать вопрос об объединении республики в единую зону. Чтобы для населения было менее затратно, — пояснила Наталья Тумуреева.
Единая тарифная зона
Объединение всего региона в единую зону позволит распределить тарифную нагрузку от введения новой инфраструктуры.
На данный момент в Бурятии согласно территориальной схеме обращения с отходами три зоны деятельности регионального оператора. В первую зону входят Улан–Удэ, Северобайкальск, Иволгинский, Тарбагатайский, Бичурский, Мухоршибирский, Окинский, Тункинский, Северо–Байкальский, Муйский, Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Кижингинский, Хоринский, Заиграевский районы. Во вторую — Баргузинский, Кабанский, Курумканский, Прибайкальский. В третью — Джидинский, Закаменский, Кяхтинский, Селенгинский.
— Изначально республика была поделена на пять зон: центральная часть, побережье, южная часть, отдельно Тункинский и Окинский район, севера. Но когда стали считать тариф, то есть затраты на вывоз, мы поняли, что тариф будет разный в районах, и в некоторых — существенно выше. Чтобы сравнять, их объединили в три, — рассказала министр.
Контейнерные площадки
В 2019 году контейнеры для сбора ТКО были установлены в меньшей части населённых пунктов в Бурятии. Выходом из ситуации на тот момент было решение о подворовом сборе. Такой способ местами есть до сих пор. При этом, по России практически не осталось мест, где остался бы подворовой вывоз мусора, подчеркнула Наталья Тумуреева. В Бурятии также стремятся рано или поздно отказаться от этого.
— Подворовой способ вывоза однозначно является не совсем правильным с точки зрения обращения с отходами. С точки зрения потребителя понятно — удобно: это приехали, забрали, увезли. Но если мы подумаем, каким образом отходы хранятся до того момента, как их забрали. В лучшем случае — в ящик поставили, зачастую мусор просто стоит на земле, негатив из него весь может уходить в землю, животные могут растащить. Подворовой вывоз осуществляется сейчас раз в неделю, с контейнерных площадок мы вывозим ежедневно, — отметил директор ООО «ЭкоАльянс» Дмитрий Дружинин. Он также добавил, что подворовой объезд значительно повышает стоимость вывоза ТКО.
Поставлена задача по организации контейнерные площадки в крупных населённых пунктах республики. Создание и содержание контейнерных площадок входит в ответственность муниципальных органов, но районы на такие траты средств в своих бюджетах не находят. Поэтому региональный оператор принял решение взять и передать контейнеры за свой счёт. Всего на сегодня региональный оператор «ЭкоАльянс» приобрёл 2,6 тысяч контейнеров для сбора ТКО, 930 из них — в 2024 году.
— Нам часто ставили в пример Иркутскую область и спрашивали, почему у нас нет так. Но когда начинаешь реально сравнивать, понимаешь, что хоть мы и не лучшая практика в стране, но наша ситуация лучше, чем в некоторых регионах, например, таких как Приморский край или Сахалинская область. В том числе по контейнерным площадкам и устойчивости регоператора. Да, коллеги в Иркутске безусловно молодцы, но, когда они заходили, у них изначально стояло условие, что там, где нет контейнерных площадок, они мусор просто не вывозят. Муниципалитеты и частники вынуждены были обеспечить инфраструктуру. В противном случае к ним приходили надзорные органы и штрафовали за отсутствие договора с регоператором. У нас обращать на эти нарушения внимание стали не так давно. Это и наша ошибка, в том числе, - признала глава минприроды РБ Наталья Тумуреева.
Региональный оператор продолжает решать вопрос и с накопленным годами мусором. C 2019 по 2022 годы региональный оператор ликвидировал 34 места несанкционированного размещения ТКО. В 2023 году — ещё 19 свалок в Центральной экологической зоне Байкала — в Прибайкальском и Кабанском районах. В Прибайкальском районе работа продолжилась в 2024 году. Так, в посёлке Золотой ключ была ликвидирована свалка объёмом более 10100 кубометров.
При этом остаётся высоким уровень задолженности населения перед региональным оператором. На первое ноября 2024 года она составляла более 1,3 миллиарда рублей. Из них 929 миллионов должны физические лица, 373 миллиона рублей — юридические лица. Показательна ситуация по Иволгинскому району, где долг составляет 84,5 миллиона рублей, более 74 миллионов из которых — за физическими лицами.
↓