Режиссёр, резидент Центра имени Мейерхольда Павел Данилов
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует детали своей биографии, предстоящую премьеру спектакля «Вишнёвый сад» в Русском драматическом театре, актуализацию одной из самых известных пьес Чехова применительно к современной истории Бурятии, жанр спектакля, определённый как «балаган», «вечные» проблемы сознания россиян, не изжитые с момента написания «Вишнёвого сада», степень свободы художника в современной России, и другие темы.
Павел Данилов рассказал о первой своей улан-удэнской постановке:
«Я работаю в Москве, но есть проекты и в Сибири, хотя теперь это уже и не Сибирь. Это было очень странно – когда я приезжал в Улан-Удэ весной, это была Сибирь, а сейчас я прилетаю на Дальний Восток. Мой первый приезд к вам – это приглашение на Лабораторию театрального роста, где мы работали в технике «вербатим» а тему подростков и молодости. Вербатим - это такая техника, когда берётся интервью на заданную тему с целью, чтобы человек в какой-то момент раскрылся и сказал что-то такое, чего обычно он не рассказывает никому - ни друзьям, ни родственникам. Эти интервью сохраняются, и потом воспроизводятся на сцене. Но, если раньше это было документальное воспроизведение - артисты полностью копировали интервьютруемых, гримировались под них и сохраняли все их повадки, жесты и речевые дефекты, то сейчас это начало преобразовываться в какие-то новые формы. И в нашей истории мы пошли не просто документальным путём – мы придумали некие посиделки на Байкале, и не скрывали, что всё это – театр. Начинали с какой-то чёрной коробки, из которой доставался реквизит, а артисты не копировали тех людей, у кого брали интервью – 14-летней девочки, полковника полиции или ещё кого-то - мы брали какие-то другие образы, и доносили их мысли. Для меня главным и приятным открытием было то, что подростки к концу спектакля, когда зазвучала песня «Молодость» (спектакль назывался так тоже), достали телефоны и начали ими крутить, подыгрывая нашим артистам. Мы получили ответ из зала - это было очень тепло и приятно».
По словам режиссёра, в первый раз в Улан-Удэ его пригласил художественный руководитель Русского драматического театра Сергей Левицкий:
«Он мой коллега, мы учились вместе в магистратуре школы-студии МХАТ, но он на несколько лет старше. Он написал нашему мастеру Виктору Рыжакову, и я приехал. А во второй раз в каком-то смысле, я даже напросился. Наверное, я такой хреновый профессионал, что не гонюсь за количеством спектаклей - для меня всё это большая шутка и развлечение, и я стараюсь работать с теми, кто мне очень нравится. С артистами Русского драматического театра имени Бестужева у меня случилась какая-то любовь, взаимопонимание и интерес. Поэтому я и стал писать Сергею – давай мы придумаем что-нибудь ещё. Постепенно мы пришли к «Вишнёвому саду» и это очень странная и смешная история. Однажды я проснулся в девять утра (для меня это очень рано, так как я ложусь под утро) и написал Сергею Левицкому: «И что?», а он мне отвечает: «Назови пять пьес». Я пытаюсь быстро включить мозги, и называю «Вишнёвый сад», потому что это пьеса, которую я у Антона Павловича Чехова люблю больше всего. Он говорит: «О'кей, берём её в разработку». Так что это всё получилось почти случайно, хотя у верен, что у Левицкого уже были какие-то соображения на этот счёт, и мы с «Вишнёвым садом» просто с ним совпали».
Герой программы «Мнение» считает, что в театре он человек случайный:
«Вообще-то я закончил военно-морской кадетский корпус. Мой отец капитан флота, и после корпуса у меня был выбор - военная карьера или гражданский флот. Пошёл учится на гражданский флот, поступил в Академию водного транспорта, через какое-то время её бросил, потом снова поступил и снова бросил. Родители сказали - ну-ка, непутёвый сын, вернись домой, в Чебоксары - я учился в Нижнем Новгороде. Я вернулся и начал работать - развозил соки и алкоголь по барам и ресторанам. Примерно четыре ночи в неделю тогда я проводил в ночном стриптиз-клубе – это было место нашей тусовки с моими друзьями - арт-директорами. И через какое-то время одна из стриптизёрш рассказала мне, что в местном институте культуры и искусств набирает очень хороший мастер. Я подумал - это интересно, и поступил. Проучившись там три года, я в очередной раз всё бросил, и уже понял, что пора ехать в Москву получать серьёзное образование. Сначала я закончил Московский институт культуры и искусств - у меня были потрясающие мастера - это Николай Скорик, режиссёр художественного театра и «правая рука» Олега Николаевича Ефремова, и Никита Высоцкий. Затем была магистратура школы-студии МХАТ у Виктора Рыжакова».
По словам Павла Данилова, жанр балагана необходим,
«чтобы поговорить с Антоном Павловичем Чеховым. Когда Чехова не стало, его сестра вымарывала его переписку, а он был достаточно жёстким человеком и не стеснялся в словах. Сестра всё это очень сильно корректировала, а потом советская власть окончательно сделала из него доброго, хорошего, светлого парня в пенсне. Кто-то вспоминал – Чехов, как врач, знал, что серьёзно болеет, «Вишневый сад» писался им в сильных мучениях и страданиях, и однажды он сказал: «Поехал к себе подыхать». Балаган необходим для того, чтобы снять бронзу с Чехова, хотя в любом случае он классик. Мне интересно и то время, когда Чехов писал «Вишнёвый сад», но интересно, и то, как я соотношу эту пьесу с сегодняшней ситуацией. Наверное, для меня это вневременная история, тут много всего, и мы закладываем разную музыку - от сегодняшней до совсем-совсем старой. Скорее мы пытаемся разобраться с нашим культурным кодом. В «Вишнёвом саду» мне важна рабская позиция нашего народа, который, как мне кажется, где-то глубоко внутри до сих пор не избавился от крепостного права. И это и моя позиция, я буду говорить про себя, и от этого рабского состояния очень хочется избавиться, или, по крайней мере, внятно это в себе сознавать. Премьера «Вишнёвого сада» назначена на 12 и 13 апреля, и я бы хотел пригласить зрителей - там будет много музыки, прекрасной игры артистов, мы постараемся о чём-то поговорить и что-то понять. Возможно, мы будем неправы и нас можно будет за это осудить и забросать помидорами - жанр балагана и площадного театра это позволяет».
↓