9 ноября 2023, 16:14

Софья Гущина: «Актёр — это тот человек, для которого не существует «хочу» или «не хочу»

Заслуженная артистка Бурятии, руководитель Школы актёрского тренинга Софья Гущина комментирует детали своей биографии, службу в Молодёжном художественном театре, работу в институте культуры, создание Школы актёрского тренинга, постановку спектаклей со слушателями Школы, и другие темы.

— Родом я не из Улан–Удэ, а из Иркутской области, но вся моя жизнь посвящена улан–удэнскому Молодёжному художественному театру, актрисой которого я являюсь. Также я педагог кафедры театрального искусства института культуры, где преподаю актёрский тренинг — учу будущих актёров раскрепощению и усвоению системы Константина Сергеевича Станиславского. Какое–то время я сотрудничала с Русским драматическим театром, начав там работать как тренер по актёрскому тренингу — эта практика необходима даже опытным актёрам по той простой причине, что любой организм имеет обыкновение изнашиваться и обрастать штампами. Потом я даже немного играла в русском драмтеатре — у меня было два замечательных спектакля «Смерть Тарелкина» и «Вишнёвый сад», память у которых сохранена у меня в душе — надеюсь, что и у зрителей тоже.

— Ещё один пласт моей деятельности — это школа актёрского тренинга. Сначала она называлась «Кактус» и работала на базе Молодёжного театра, но потом мы ушли в свободное плавание и стали снимать помещение в Союзе художников и в других места. Затем школа стала называться «Ступень», а теперь это просто Школа актёрского тренинга Софьи Гущиной.

— Тренинг хорош тем, что он объединяет коллектив, как ансамбль, и даёт настройку не только на свой личный инструмент, но и инструменты всего актёрского состава. Я была удивлена, когда на один из тренингов пришла народная артистка России Нина Константиновна Туманова — с её–то опытом! А она сказала: «А как? Во–первых, у нас молодой художественный руководитель. Во–вторых, я должна быть в форме — мне же не 15 лет, а хочется, чтобы был активный импульс и была молниеносной реакция». Она многим показывала пример того, откуда берётся живая неподдельная эмоция, о которой на сцене ты порой забываешь. Сейчас мы пока не ведём актёрские тренинги, но я встречаю многих актёров Русского драматического театра, и они спрашивают — а можно мы придём к вам в группу?

— Актёрский тренинг построен на системе великого реформатора Константина Сергеевича Станиславского — можно сказать, что это кодекс актёра. Сюда включается внимание, воображение, общение, темпоритм, спонтанность, мизансцена, ансамблевость, и так далее, и так далее. Тренинг мы начинаем с того, что собираем внимание, нацеливаем его на себя, на партнёра и на сценическое пространство, и дальше добавляем всевозможные практики. Обязательно есть психология, потому что актёр — это тот человек, для которого не существует «хочу» или «не хочу». Неважно, какой он проснулся, что у него происходит дома, болен он или нет — вечером он обязан прийти в театр. Открываются кулисы, актёр видит зрительный зал, и рассуждать уже некогда — ты включён, потому что люди пришли. Студенты, поступающие на театральное отделение, чаще всего не справляются именно с дисциплиной, потому что это с утра до вечера, без выходных, и ты всё время должен быть в тонусе.

— Когда актёр получает новую роль, это совсем не значит, что он знает, как её сыграть. Один из наших великих актёров Михаил Ульянов говорил — дай нам сейчас новую роль, и мы выйдем, как первоклашки, не зная, куда поставить ногу, как поднять руку, и как сказать слово. Зато потом, после спектакля, когда ты испытал катарсис, тебе очень сложно остановиться — ты очень долго разговариваешь, анализируешь, не засыпаешь, потому что процесс продолжается дальше.

— На актёрские тренинги приходят люди самых разных профессий — начиная от психологов, которые стали одними из первых их участников, до журналистов, бухгалтеров, домработниц, воспитателей и спортсменов. Обязательно на первой встрече я задаю вопрос — с каким посылом вы пришли на актёрский тренинг, и чаще всего люди говорят, что они слишком зажаты, им это мешает в работе и в личной жизни. Или, наоборот, люди говорят, что они очень эмоциональны, и им это тоже мешает. Кто–то приходит, потому что скучно, у кого–то есть нереализованная актёрская мечта. Тренинг чаще всего состоит из восьми занятий по два часа каждое, а финальным занятием обязательно является выход из зоны комфорта и показ какого–то, скажем так, номера. Участникам тренинга обязательно предлагается пригласить своих родных и близких, и устроить некий мини–спектакль.

— Затем у меня родилась новая форма — это творческая лаборатория, где в течение месяца очень плодотворных занятий мы создаём спектакль по той или иной теме и показываем его на сцене Молодёжного художественного театра. У нас уже состоялось три спектакля, и ни один из пришедших на лабораторию, её не покинул — все дошли до финала.


В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^