К пяти годам лишения свободы в колонии общего режима приговорил Октябрьский райсуд Улан-Удэ 47-летнего Гюльага Оруджова, конкурсного управляющего МУП «Городское благоустройство».
Он обвинялся в мошенничестве с использованием своего служебного положения в особо крупном размере и был взят под стражу 11 апреля во время оглашения приговора. В феврале 2005 года в статье «Кто такая Эликс?» мы уже сообщали об афере с хищением 4,5 млн. рублей через банкротство МУП «Городское благоустройство». История этой муниципальной организации начинается с 2003 года, когда через череду реорганизаций в одну кучу были слиты несколько городских предприятий: МУП «Городское дорожно-ремонтное предприятие», МУП «Вариант», МУП «Спецавтохозяйство», МУП «Комбинат по благоустройству «Октябрьское».
На МУП «Городское благоустройство» повесили долги, а на МУП «Комбинат по благоустройству Улан-Удэ» перевели активы. Банкротили чисто по формальным признакам: предприятия работали по муниципальным заказам, с ними бюджет как всегда вовремя не рассчитывался...
Далее в августе 2003 года на «Городское благоустройство» заходит конкурсный управляющий, житель Улан-Удэ Гюльага Оруджов. 9 декабря 2003 года он заключает от имени предприятия-банкрота МУП «Городское благоустройство» договор переуступки прав требования МУП «Улан-Удэснаб», согласно которому последнее предприятие переуступило долг МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» в размере 4,5 млн. рублей. В свою очередь, предприятие-банкрот обязалось погасить задолженность МУП «Улан-Удэснаб» перед мэрией города в этом же размере. Затем Оруджов лично подписал и направил в МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» письмо с просьбой перечислить в счет задолженности этой компании перед МУП «Городское благоустройство» 4,5 млн. рублей на расчетный счет ООО «Эликс». Которое, как было указано в письме, якобы являлось кредитором предприятия-банкрота. Деньги по взаимозачету тринадцатью платежами поступили на счет фирмы в период с 18 декабря 2003 года по 20 января 2004 года. Далее конкурсный управляющий перевел деньги на специально открытые в банках счета своих родственников. Завершил схему тем, что он не включил в отчет конкурсного управляющего информацию по сделке и предложил кредиторам ходатайствовать перед арбитражным судом РБ о завершении конкурсного производства. На основании фальшивого отчета (в результате которого была подделана подпись одного из кредиторов) арбитражный суд РБ утвердил процедуру ликвидации предприятия-банкрота. Однако оперативная информация, поступившая весной 2004 года в Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД Бурятии, не позволила «замести следы». Было возбуждено уголовное дело. Следственное управление МВД Бурятии провело необходимый объем следственных мероприятий и довело дело до суда. По свидетельству очевидцев, Оруджов был уверен, что его оправдают, он не признавал себя виновным, вел себя раскованно, часто шутил. Возможно, он был уверен, что его высокопоставленные друзья прикроют. То, что рассмотрение дела длилось более года, часто откладывалось и переносилось, говорит о многом. Однако развалить дело в суде не удалось. В марте 2006 года прокурор запросил подсудимому 8,5 лет лишения свободы. И здесь что-то произошло наверху. Оруджова, похоже, попросту «сдали». Он это сразу почувствовал и стал делать прозрачные намеки в суде.
«На одном из заседаний Оруджов вдруг заявил, что «эти деньги не были деньгами МУП «Городское благоустройство», - сообщила мне присутствующая почти на всех судебных заседаниях председатель рескома профсоюзов работников ЖКХ Октябрина Бадашкеева. - Более того, подсудимый заявил, что 2 млн. рублей через ООО «Эликс» были перечислены на личные счета руководителей предприятий. Каких - не уточнил. А его адвокат вообще несколько раз заявлял, что на скамье подсудимых должны сидеть совсем другие люди...».
Почему-то я верю в искренность этих заявлений Оруджова. Деньги действительно поступили на счет ООО «Эликс» из МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» и были «отмыты» через МУП «Городское благоустройство». Предприятия-банкрота, идеально подходящего для подобных махинаций. В этом, похоже, и заключался основной смысл банкротства городского МУПа. Также не сомневаюсь в том, что Оруджов действовал не один, у него явно были покровители на самом верху. Поверьте, украсть в одиночку 4,5 миллиона рублей у городского муниципального предприятия невозможно!
«11 апреля за несколько минут до оглашения приговора конкурсный управляющий еще был внешне спокоен и уверен в положительном исходе. Видимо, его кто-то обнадежил. Однако когда в зал зашли судья и конвой, он сразу все понял. Было видно, что он потрясен. Его взяли под стражу прямо в зале суда. Оруджов приехал на своей машине вместе с адвокатом, а уехал в автозаке под конвоем. По-человечески его, конечно, жаль», - отметила Октябрина Бадашкеева.
В результате банкротства и мошенничества пострадали прежде всего работники коммунального предприятия, а это почти 500 человек. Отсутствие средств на счетах «Городского благоустройства», в том числе из-за «чудес» конкурсного управляющего, привело к тому, что деньги не перечислялись в пенсионный фонд, люди не досчитались пенсионных накоплений, у них фактически украли часть их будущих пенсионных выплат.
«Мы как отраслевой профсоюз будем добиваться полной выплаты средств на пенсионные счета работников ликвидированного предприятия», - считает Октябрина Бадашкеева.
Единственный вопрос - насколько далеко пойдут контролирующие и правоохранительные органы в поисках тех «руководителей», в кошельки которых ушли в том числе пенсионные накопления рабочих?
Данный судебный вердикт не имеет прецедента в Бурятии. Впервые наказан конкурсный управляющий. Впервые руководитель, облеченный должностными полномочиями и причастный к «отмыванию» средств через банкротство улан-удэнского городского предприятия, получил реальный срок. Пять лет лишения свободы в колонии общего режима.
P.S. Приговор не вступил в законную силу. Подсудимый намерен обжаловать его в судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Бурятии
«МК в Бурятии»
↓