Жители поселков Загорск и Восточный в Улан-Удэ с 6 февраля 2006 года оказались лишенными такого блага цивилизации, как горячая вода. Улан-Удэнский авиационный завод - поставщик тепла и горячей воды в поселки, - ввел бессрочные ограничения на подачу горячей воды из-за долгов муниципальных предприятий, достигших 150 миллионов рублей.
Гигиенические неудобства и невозможность принять горячую ванну на бытовом уровне убеждают население в полном провале широко разрекламированного «пилотного» проекта мэрии города по так называемому «реформированию» ЖКХ поселков Загорск и Восточный. Но это, к сожалению, только начало. Улан-Удэ втягивается в глобальный кризис неплатежей, который может привести к тотальному разрушению городского коммунального хозяйства.
«Мы никогда раньше не испытывали таких проблем, - говорит житель поселка Загорск Сергей Смирнов. - Пока мы были автономными от города, отопление нам давали раньше, а горячая вода поступала круглый год. Я не понимаю, почему мы, жители поселка, регулярно платим за квартиру такие деньги, а в результате оказываемся без воды, потому что мэрия задолжала заводу?».
Сергей Смирнов и тысячи жителей авиазаводских поселков могут только догадываться, куда уходят сотни миллионов рублей в год, которые они исправно оплачивают за коммунальные услуги. Процент оплаты счетов за квартплату - самый высокий в Улан-Удэ и достигает 98 процентов. Во-первых, в поселках живет много пенсионеров, которые, получив пенсию, тут же бегут оплачивать квартплату. Шесть тысяч работников авиазавода - также добросовестные плательщики.
Итак главный вопрос: если из пункта А (население) деньги за услуги ЖКХ исправно поступают в МУП ЖКСК п. Загорск (пункт Б) для расчета с авиазаводом - поставщиком тепла и воды (пункт В), - то каким образом по дороге «потерялись» 150 миллионов? Были ли они растащены?
СПРАВКА МК
Введение ограничений на отпуск питьевой воды ОАО «У-УАЗ» в отношении МУП ЖКСК п. Загорск, вызвавшее большой общественный резонанс, связано с образованием критической для завода задолженности на 01.03.06 г. в размере 155 млн. рублей по оказанным муниципальным предприятиям города Улан-Удэ услугам по поставке тепловой энергии, питьевой воды и приему сточных вод.
МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» задолжала 79,3 млн. рублей,
МУП ЖКСК п. Загорск - 61 млн. рублей.
МУП Советского района - в размере 14,8 млн. рублей.
ОАО «У-УАЗ» неоднократно предпринимались меры по принудительному взысканию задолженности путем предъявления исполнительных листов на расчетные счета должников, а также через службу судебных приставов, однако эти меры не дали никаких результатов, поскольку денежные средства на расчетных счетах МУП отсутствуют, имущества нет.
«Золотое дно»
В понедельник состоялось заседание Железнодорожного райсуда Улан-Удэ по иску прокурора района. Решение было не в пользу завода и будет оспариваться. Мы решили тщательно разобраться в сути конфликта и понять, каким же образом мэрия Улан-Удэ «доработалась» до того, что тысячи жителей города вынуждены бегать с тазиками из кухни в ванную и покупать средства против вшивости.
Чтобы понять, что лежит в основе нынешнего кризиса в Загорске и Восточном, вернемся к событиям трехлетней давности - до того момента, как мэрия Улан-Удэ затеяла «реформирование» жилищно-коммунальной отрасли.
Уже в тот период для правящей бюрократии стало предельно ясно, что оказание коммунальных услуг по самым дорогим в Сибири коммунальным тарифам является очень выгодным делом, и при «хозяйском» подходе можно оплату от населения за оказанные коммунальные услуги прокачивать через «свои структуры», не рискуя ничем, поскольку в соответствии с гражданским законодательством МУПы являются самостоятельными юридическими лицами и несут ответственность своим имуществом, а собственник в лице администрации г. Улан-Удэ не несет ответственности по долгам предприятий.
На примере Загорска прежняя схема работы ЖКХ-комплекса действовала просто - с момента поставки потребителям тепла и воды от двух ведомственных котельных авиазавода. На этом этапе интерес определенной группы лиц заключался в том, чтобы поставлять заводу уголь в счет долгов за тепло через МУП «Улан-Удэснаб» и иметь при этом 6% «навара» с каждой поставленной тонны.
Сети, по которым передавались тепло и вода потребителям (населению и организациям), находились в муниципальной собственности и были переданы МУПам на праве хозяйственного ведения. Деньги с потребителей за оказанные услуги также собирали сами МУПы. Таким образом, денежные средства аккумулировались ими же и контролировать их расходование и движение в нужном направлении на уровне высокопоставленных лиц было хлопотно и сложно.
Кроме того, оплачивать долги поставщикам тепла и воды не хотелось, но приходилось. Имущество, переданное муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения (тепловые сети, недвижимость, транспорт), и деньги на расчетных счетах и в кассе всегда были под ударом: на них можно было обратить взыскание в принудительном порядке на основании судебных решений.
Поскольку договор теплоснабжения относится к публичным, то авиазавод не может отказаться от его заключения и вынужден будет вступать в договорные отношения с любым лицом, владеющим тепловыми сетями и доставляющим воду и тепло до потребителей. Вне зависимости от платежеспособности и добросовестности посредника.
Разделяй и властвуй
Именно эти предпосылки лежали в основе поражающей своими масштабами схемы, способной в короткий срок «осчастливить» тех, кто стоит у гигантского потока денег, прокачивающихся через ЖКХ города. Ее суть заключалась в том, чтобы изъять все имущество у МУПов и передать его на основании договоров аренды, ведь на арендованное имущество нельзя обратить взыскание (в данный момент даже оргтехника и инвентарь находятся у МУП ЖКСК п. Загорск в аренде). А функцию сбора денег с потребителей передать третьей фирме по агентскому соглашению, с которой поставщик не состоит в договорных отношениях и не может предъявить ей имущественные претензии. И главное - запланировать значительное повышение в 2004-2005 гг. тарифов для населения. Чтобы если брать, так по-крупному. Забегая вперед, мы видим, что вся эта «кривая» схема была в полном объеме реализована в масштабах всего Улан-Удэ! «Талант» не спрячешь!
Точкой отсчета для «реформ» стало постановление №140 от 16.03.03 г. и распоряжение № 660-р от 27.05.03 г. мэра г. Улан-Удэ Геннадия Айдаева, которым произведено изъятие и лишение имущества и сетей, находившихся в хозяйственном ведении у МУПов ЖКХ города, с передачей их в муниципальную казну, а затем новой конторе с громким названием МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания». Причем изъятие имущества произведено при имеющейся у МУП ЖКСК п. Загорск и МУП ЖКХ Октябрьского района задолженности перед авиазаводом, как энергоснабжающей организации, в размере почти 114 млн. рублей.
Кривая схема
Созданной компании МУП «У-УЭК» тепловые сети были переданы в аренду, следовательно, они не являются имуществом последней и на них не может быть обращено взыскание. Другим имуществом, кроме уставного капитала в размере 151 000 руб. (а/м «КамАЗ»), муниципальная компания не наделяется, а сбором денежных средств с населения за поставленное тепло стала заниматься «Управляющая компания».
Таким образом, население исправно оплачивало за услуги миллионы рублей в месяц, которые не доходили до кредиторов - поставщиков тепла и воды (авиазавод), «оседая» по дороге.
Конечной целью проведенных «реформ», судя по всему, является дальнейшая приватизация тепловых сетей, до которой их нужно сохранить от кредиторов через изменение статуса сетей путем передачи в аренду. Второе: подобная схема позволяет определенным лицам сколотить капитал на приватизацию через «прощение» многомиллионных долгов.
Аналогичные «реформы» уже пытались провести в 2001-2003 гг. в Красноярске, Чите, Иркутске, Тыве, Мордовии и других регионах. Там точно по этой же схеме активы перекачивались в новые структуры, деньги шли «кривым» путем, оседая в различных «прокладках».
Однако арбитражными судами регионов все акты муниципалитетов по выводу имущества были признаны недействительными, а действия должностных лиц - незаконными.
По имеющейся информации, ОАО «У-УАЗ» также пыталось судиться с администрацией города и обжаловать действия последней по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКСК п. Загорск тепловых сетей.
Нам удалось найти это дело в информационной системе «Консультант плюс. Судебная практика». Проиграв две инстанции в арбитражном суде РБ, завод добился отмены этих решений в федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа. В своем постановлении от 21 мая 2004 года суд, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что в «обжалуемых судебных актах не проанализированы обстоятельства прекращения у МУП «ЖКСК» и МУП ЖКСК п. Забайкальский (должников ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод») права хозяйственного ведения на спорное имущество (тепловые сети), не установлены действительные мотивы изъятия у этих юридических лиц находившегося у них имущества третьему, вновь созданному юридическому лицу - МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания».
Суд первой инстанции не выяснил в связи с чем «произведено отчуждение спорного имущества (тепловые сети): ввиду отсутствия у предприятия возможности для его дальнейшего рационального использования либо с целью избежать обращения взыскания на это имущество по долгам кредиторов в случае банкротства предприятий».
Дальнейшая судьба этого дела неизвестна, но явно оно не было доведено до логического конца, иначе тепловые сети должны были быть переданы МУП ЖКСК п. Загорск. Однако в результате старый долг муниципальных предприятий все же был закрыт. Но как? Через проведение с заводом зачетов по поставке различных товаров и денежных средств с «дисконтом». Завод шел на это, понимая, что в случае отказа от предложения провести зачет долги банально «простят».
«Любовь» за деньги
Новый этап «реформирования» начался в 2004-2005 гг., когда мэрия, словно девица «без комплексов», пыталась «отдать в аренду стратегическому партнеру» все свое жилищно-коммунальное хозяйство. Вначале многомиллиардный ЖКХ-комплекс сватали структуре «Базовый элемент» олигарха Дерипаски, но не получилось. Затем мэр задружил вдруг с московской фирмой ООО «Межрегиональный энергетический союз». Был уже даже подписан договор мэрии с ООО «МЭС» о передаче городского ЖКХ-комплекса на пять лет, однако в результате поднятого «Бурятэнерго» скандала, когда выяснилось, что фирма зарегистрирована исключительно под сделку с мэрией и имеет смешной уставной капитал, Айдаев был вынужден дать задний ход. В феврале 2005 года мэрия, предварительно «проработав с депутатами горсовета очередное 50-процентное повышение коммунальных услуг, подписала соглашение с читинской компанией ТГК-14 на прокачку финансовых потоков через чубайсовскую структуру.
В результате все сборы за потребленные и значительно выросшие в физическом объеме услуги (порядка 150 млн. рублей в месяц) стали откачиваться в Читу. Обратно деньги возвращались в произвольном объеме, в зависимости от настроения топ-менеджмента ТГК-14. Столь непатриотичный, мягко скажем, договор, дающий просто безграничные возможности работать на «откатах», сразу же вызвал немало вопросов. Тем более, что подписавший странное соглашение первый заммэра г-н Егоров тут же перешел на работу заместителем Алферова в ТГК-14!
Но МУП ЖКСК п. Загорск Алферов не получил. Слишком лакомый кусок представляет из себя ЖКХ-комплекс Загорска, учитывая высокую платежную дисциплину авиазаводчан.
Схема работы через «У-УЭК» и ЖКСК п. Загорск была сохранена и получила громкое название «пилотный проект». Пилотировать им мэр поручил Жамсо Гармаеву. Больше чем родственнику - доверенному человеку, поставленному на многомиллионные потоки в реформируемой «схеме расчетов». Однако сегодня при таких гигантских наработанных долгах «реформаторов» пилотный проект быстро вошел в штопор. Авиазаводчане, знающие что это такое в теории, при разработке авиатехники, впервые ощутили на бытовом уровне.
Галопом по европам
А мэр Айдаев, начавший «преобразования», результаты которых жители Загорска и Восточного ощущают на собственной шкуре, в разгар кризиса предпочел укатить во Францию, в г. Канны с целью... «привлечения иностранных инвестиций». Это становится уже смешным. Когда год назад подписывался крайне кабальный для жителей Улан-Удэ договор с ТГК-14 о передаче городских предприятий ЖКХ в управление читинцам, мэр также «был не при делах». За день до подписания договора его замом Егоровым Айдаев улетел в Кению на африканское сафари с носорогами с целью «изучения опыта ЖКХ».
Проверки по заказу
Пока на протяжении нескольких лет в городе шли разрушительные реформы ЖКХ, правоохранительные и контролирующие органы молчали, как страусы. Но как только авиазавод пошел на справедливые и жесткие меры в отношении злостных неплательщиков - МУП ЖКСК п. Загорск и «У-УЭК», - как тут же на полную мощь был включен «административный ресурс».
Прокуратура Железнодорожного района с 10 марта по обращению ТУ Роспотребнадзора по РБ проводит на заводе проверки природоохранного законодательства. Она же направила проверку по заявлению начальника ГУ МЧС по РБ Моргунова о якобы имевших место нарушениях правил пожарной безопасности в ОАО «У-УАЗ». Также с 9 марта Роспотребнадзор РБ начал свою внеплановую проверку. Завершило череду «накатов» возбуждение уголовного дела в отношении генерального директора предприятия Леонида Белых. Не имеющего какой-либо судебной перспективы, но годного для оказания психологического давления на топ-менеджмент завода.
Массовые визиты проверяющих на авиазавод, многочисленные звонки «сверху» преследуют четкую цель - заставить завод отказаться от своих законных требований. 150 миллионов рублей - это трехмесячный фонд оплаты труда авиазавода. В этих условиях авиазавод, в свою очередь, сам выдвинул жесткие требования к мэрии и ТГК-14. Пока не будет подписан график погашения гигантских долгов, ограничения подачи воды будут продолжаться. Кстати, рабочие авиазавода, а они составляют более 70% живущих в поселках людей, понимают: если завод заставят отказаться от требований по погашению долгов, то это сразу же отразится на их доходах. Ведь 150 млн. рублей, которые хотят «простить» заводчанам, сопоставимы с экспортной ценой двух вертолетов МИ-171. Деньги, которые «улетели» в чьи-то бездонные карманы.
В сегодняшних непростых условиях Улан-Удэнский авиазавод ведет жесткую конкурентную борьбу с иностранными и российскими производителями. Авиационный завод - главный налогоплательщик Бурятии. Завод - это почти 6 тысяч рабочих мест. Только от состояния дел на градообразующем предприятии сегодня зависит - сохранятся ли вообще п. Загорск и Восточный? И будет ли дана наконец правовая оценка тех разрушительных реформ, которые свалились на головы улан-удэнцев?
Марк Гольдштейн, «МК в Бурятии»
↓