В Бурятии разгорается скандальная история, связанная с проведением тендера на поставку научного судна для комитета водных ресурсов озера Байкал («Байкалкомвод»). Конкурс организовали чиновники из республиканского ГУ «Агентство по госзакупкам». Победителем почему-то было «признано» иркутское предприятие, предложившее для научных целей... старый катер «Ярославец» постройки более чем полувековой давности.
Для бюджета эта ржавая посудина обойдется в 10 млн. рублей! Цена в 4 раза выше реальных рыночных цен на катера аналогичного класса! Деньги в очередной раз ушли из Бурятии в соседний регион, тогда как расположенное в Улан-Удэ ЗАО «Байкальская судостроительная компания» предложило гораздо более лучшие условия - построить за эти деньги новое судно, полностью соответствующее современным навигационным и научным характеристикам. Увы, Бурятия, похоже, не избежала печальной российской традиции - все чаще побеждает в тендерах не тот, кто предлагает самые выгодные условия для бюджета, а тот, в ком заинтересован тот или иной государственный чиновник.
Поначалу ничто не предвещало беды для бюджета. 18 апреля 2005 года «Байкалкомвод» объявил о проведении конкурса. Судно, предлагаемое к поставке, должно было соответствовать определенным характеристикам (водоизмещение 80-100 тонн, главный двигатель 150-200 л.с, крейсерская скорость не менее 10 узлов и др.).
Заявленные критерии были довольно жесткими, что отмечено даже контролирующими органами в лице Восточно-Сибирской инспекции российского речного регистра. Это предприятие в письме от 25.04.2005 года за подписью начальника инспекции Пархоменко уведомило участников конкурса, что судов с запрашиваемыми характеристиками на классификационном учете в Байкальском регионе нет. А везти из других регионов суда невыгодно - дорога транспортировка.
«Поскольку готовых судов в регионе нет, мы вышли с предложением о постройке нового судна, полностью соответствующего установленным характеристикам, - говорит председатель совета директоров Байкальской судостроительной компании Андрей Попонин. - Мы исходили из того, что построить за эти же деньги новое судно будет выгодно для государства, поскольку старые суда не соответствуют современным требованиям, требуют ремонта и дороги в эксплуатации».
Подвозчик снарядов
В торгах приняли участие четыре организации, однако кроме судостроительного завода все предложения ограничивались поставкой старых катеров «Ярославец», давно отработавших свой ресурс. Для того, чтобы читатель понял, что из себя представляет «Ярославец», достаточно сказать, что их разработали еще в 40-х годах прошлого века для подвозки боеприпасов к боевым судам. Его главное предназначение - быстро довезти снаряды и мины и избежать поражения с воздуха от немецкой авиации. Судно для боевой задачи - доставить или погибнуть. Поэтому говорить о комфорте и удобстве на «Ярославцах» вообще не приходится, задачи иные. Таких катеров во время войны и послевоенное время было выпущено великое множество. Их переделанные под мирные цели собратья пока еще бороздят речные российские просторы, но большинство судов было списано на металлолом в конце прошлого века.
Улан-удэнские судостроители предложили более перспективное решение - строительство нового научно-исследовательского судна. Которое по большинству характеристик (водоизмещение, скорость, дальность, вместимость, экономичность), не говоря уже о гораздо более высоком уровне комфорта - привлекательнее морально и физически устаревшего «Ярославца». Кстати, специалисты ЗАО «Байкальская судостроительная компания» тщательно исследовали рынок готовых к продаже «Ярославцев» на Байкале и выяснили, что они продаются по ценам от 1,5 млн. рублей до 4 млн. рублей. Средняя цена подобных посудин - 2,5 млн. рублей. Судостроители не сомневались, что государственный подход в действиях чиновников возобладает и растраты бюджетных средств не произойдет.
Но грянул гром...
7 июня 2005 года улан-удэнским судостроителям из ГУ «Агентство по государственным закупкам» пришло письмо за подписью господина Олзоева следующего содержания: «Настоящим уведомляем вас о том, что ваша конкурсная заявка... не допущена к рассмотрению, как не отвечающая квалификационным требованиям (!). По результатам данного конкурса конкурсная заявка ФГУП «ВостСибНИИГТиМС» (г. Иркутск) признана выигравшей с ценой государственного контракта 10500000 рублей. Благодарим вас за участие в конкурсе, надеемся на дальнейшее сотрудничество». Несмотря на то бытующее среди предпринимателей стойкое мнение, что результаты конкурсов предопределены заранее и что победа зачастую гарантируется отнюдь не поиском удовлетворяющего требования объекта, оптимального по линии цена-качество, а банальным поиском подходов к высокопоставленным чиновникам, все же госзаказчики и организаторы тендеров стараются при этом соблюдать некую видимость беспристрастности и объективности. Здесь же произошел случай, который можно охарактеризовать одним словом: караул! Мало того, что заказ был отдан на сторону за древний катер 1968 года постройки, сумма контракта в четыре раза была выше сложившихся цен в Байкальском регионе на этого типа суда! Причем покупается судно по определению не соответствующее требованиям госзаказа!
Чем думают чиновники?
Этот конкурс отчетливо высветил еще одну беду. Мы в Бурятии часто жалуемся на тонкий поток инвестиций, которых так не хватает дотационной Бурятии. Но реально пока делается все, чтобы заказы уходили за ту сторону Байкала, к соседям. И наш министр финансов РБ Налетов тоже регулярно говорит, что деньги уходят из республики, не задерживаясь и не создавая новых рабочих, мест. И в то же время местные предприятия (в данном случае Байкальская судостроительная компания) оказываются за бортом принятия неумных и недальновидных управленческих решений чиновников. Зачем кормить дядю из Прибайкалья, когда контракт могут качественно и недорого выполнить местные судостроители! Тем более, что улан-удэнский завод активно работает над формированием портфеля заказов, заключены контракты с иркутскими предприятиями на постройку судов (только за май 2005 года предприятие заплатило свыше 1,8 млн. рублей налогов). Фактически ЗАО «БСК» делает все, чтобы деньги приходили к нам из соседней области, а чиновники - с точностью до наоборот. Чем объяснить стойкое негативное отношение бурятских чиновников к своим же немногочисленным предприятиям из реального сектора экономики?
В письмах на имя президента Бурятии Леонида Потапова и руководителя федерального агентства водных ресурсов (г. Москва) Рустэма Хамитова, улан-удэнские судостроители задают немало острых вопросов, касающихся действий руководителя «Байкалкомвода» Валерия Молотова. Будем надеяться, что письма дойдут до адресата и там сделают оргвыводы.
Тем более, что эффективность расходования бюджетных денег по госзакупкам стала предметом обсуждения на прошедшем недавно заседании российского правительства. Зачастую все эти сделки решаются келейно, без всякой конкуренции и прозрачности, что дает возможность чиновникам проводить их с выгодой для себя, но не для государства российского. Премьер-министр Михаил Фрадков порекомендовал превращать сомнительные дела по госзакупкам в уголовные.
Дмитрий Родионов, «МК в Бурятии»
↓