Руководитель Бурятского представительства ассоциации маркетинговой индустрии СРО «Рекламный совет», вице-президент торгово-промышленной палаты Бурятии Валентина Намсараева и вице-президент торгово-промышленной палаты Бурятии Елизавета Потапова
комментируют деятельность «Рекламного совета» в Улан-Удэ на рынке рекламных конструкций и вывесок, намерение властей создать в России единого цифрового оператора рекламы, и другие темы.
Об ассоциации маркетинговой индустрии СРО «Рекламный совет»
Валентина Намсараева: – Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет» была создана в России в 2018 году, и туда вошли все организации, которые относятся к этой отрасли – это Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР), Ассоциация брендинговых компаний, Ассоциация Визуальных коммуникаций производителей рекламных конструкций (ВИСКОМ), членом которой я недавно стала, и ряд других организаций. «Рекламный совет» был создан для того, чтобы решать важные задачи на маркетинговом рекламном рынке, и самая первая из них – повышение социальной ответственности субъектов рекламной и коммуникационной отрасли перед потребителями. В девяностые годы у нас появилось много различных рекламных посланий, которые не соответствовали нормам и традициям российского менталитета, но привлекали внимание. Например, у нас в городе один из последних скандальных примеров – это вывеска с противоречивым названием Ёбидоёби», которая появилась также во многих других российских регионах.
О деятельности «Рекламного совета» в Улан-Удэ на рынке рекламных конструкций и вывесок
Елизавета Потапова: – Поскольку я имела опыт работы в антимонопольном ведомстве, к функции которого, в частности, относится контроль за рекламой, то мне предложили стать федеральным экспертом ФАС, а «Рекламный совет» предложил мне стать членом экспертного совета – там очень высокопрофессиональный состав в лице докторов юридических и филологических наук. Ситуация с «Ёбидоёби» нами очень бурно обсуждалась, и были диаметрально противоположные мнения. Экспертный совет сказал, что в этом случае есть нарушение пункта 6 и пункта 11 статьи 5 закона о рекламы, но здесь есть такая тонкость, что сам товарный знак «Ёбидоёби» не был зарегистрирован Роспатентом. Шестой пункт говорит о том, что если люди воспринимают название, как завуалированные нецензурные слова, то это нарушение, противоречащее общественным интересам. Кроме того, нарушается 11 пункт 5 статьи 5, потому что имеет место нарушение федерального закона о государственном языке. Суть этого нарушения заключается в том, что должен быть аналог названия на русском языке. В данном случае «Ёбидоёби» с японского переводится как «суббота – день недели», а значит, должны были в таком же оформлении написать рядом с «Ёбидоёби» перевод – «Суббота – день недели», и тогда закон о государственном языке нарушен бы не был. Плюс решение бурятского УФАС построено на изучении общественного мнения – более 70-ти процентов опрошенных сказали, что у них это название ассоциируется с непристойным выражением. В администрации города мне сказали, что эта вывеска не была с ними согласована, поэтому в вывеску скорее всего надо будет внести изменения, либо убрать её.
О намерении властей создать в России единого цифрового оператора рекламы
Валентина Намсараева: – Этот законопроект появился достаточно неожиданно, и уже прошёл первое чтение в Государственной думе в июле этого года. Конечно, он потряс практически всех операторов рынка наружной рекламы – они направили коллективные письма из 60-ти регионов России, выразив своё протестное отношение. По новому законопроекту в России появляется один цифровой рекламный оператор, который получает договоры на землю под рекламными конструкциями на 30 лет, и это касается абсолютно всех конструкций. Предпринимателей до этого годами вкладывали средства в эти конструкции, брали кредиты, а с приходом единого цифрового оператора что будет с этими вложениями – всех это, конечно, волнует. На этой волне даже было создан «Союз операторов наружной рекламы» с целью донести свою позицию до депутатов Государственной Думы. Участники рынка считают, что этот законопроект несёт большие риски в виде полной монополизации отрасли и серьёзных сокращений поступлений в местные бюджеты, потому что сначала деньги будут приходить единому цифровому оператору, и может подняться цена за размещение рекламы. Я созванивалась с Сергеем Пилатовым, председателем ассоциации «Рекламный совет» – он сказал, что пока рассмотрение законопроекта во втором чтении отложено. Федеральная антимонопольная служба России официально объявила, что принятие этого закона несёт в себе риски злоупотреблений одной компании в отношении других участников рынка, и попросила правительство не торопиться с поправками к законопроекту о едином операторе цифровой рекламы. Также практически все крупнейшие бизнес-объединения страны выступили против закона – это Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России», Торгово-промышленная палата – и «Рекламный совет» однозначно и единогласно выступил против.
Елизавета Потапова: – Антиконкурентные последствия этого законопроекта очевидны, а весь период существования антимнопольного законодательства в Российской Федерации как раз характеризуется проконкурентным подходом – чем больше игроков на рынке, тем ниже цена, и больше возможностей у предпринимателей.
↓