9 ноября 2021, 15:06

Мнение: «Прежде чем занять трон Хамбо ламы, буквально очень незадолго до этого Итигэлов был уволен в 1910 году, и документально, насколько я понимаю, он не имел права становиться ламой, но в 1911 году стал Хамбо ламой»

Практикующий буддист, автор книги о Тамчинском (Гусиноозёрском) дацане Ирина Васильева в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует выход в свет новой книги «Семнадцать больших светильников», посвящённой жизнеописанию Хамбо Лам за период с середины XVIII века до 1938 года.

Чойджи Нгаванг Пунцог

– Я глубоко убеждена, что тот человек, которого не относят к числу Хамбо лам – это тибетец Агван Пунцог – он был предтечей, и я думаю, что именно ему принадлежит какое-то внутреннее первенство, хотя он на него и не претендовал, но он каким-то образом воспитал и поддержал Дамба-Доржо Заяева, который стал первым Хамбо ламой. Агван Пунцог был тибетцем, который стал бурятом – бурятский народ отдаёт ему дань уважения, и я делаю то же самое. Он приехал на территорию современной Бурятии с монголами, которые переселились в Россию, будучи личным ламой Окино-тайши. Агван Пунцог был настолько дипломатичен, что поладил с российской администрацией, и у него был прекрасный дар – он умел выращивать тех, кто потом сможет поднять на своих плечах российский буддизм. Агван Пунцог управлял российскими буддистами до тех пор, пока Заяев не вошёл в полную силу.

Дамба-Дорже Заяев

– В книге есть прижизненный портрет Заяева – это рисунок. Я считаю его человеком, который был готов делиться, развивать кого-то и поднимать – достаточно вспомнить, что Жимбе-Жамсо Ахалдаеву он подарил подарок, который получил из Тибета, или говорил другому ламе – вы преподаёте Цаннид (пять предметов буддийского учения – ред.) в одной традиции, а мы в другой – давай мы будем проводить диспуты, и пусть учение обогатится. Из Тибета, помимо своих знаний, он привёз книги и предметы культа, и додумался назвать русскую императрицу Белой Тарой – Хамбо Лама Заяев был искусен в способах привлекать внимание власть предержащих.

Агван-Содномпил Хэторхеев

– Это племянник Заяева – по-моему, младший сын его младшего брата. Заяев растил Агван-Содномпила – ребёнком папа отдал его к дяде, Заяев даже брал его с собой в Питер, и вырастил в своём ключе – я смею так утверждать, потому что Агван-Содномпил Хэторхеев должен был оставаться Хамбо ламой, но упустил своё хамбинство – его, грубо говоря, задвигали в угол, но он и не грызся за свой титул – именно поэтому я почитаю в нём гелона – ламу, который выполнял все обеты, и которых, может быть, сейчас не так много в Бурятии. Агван-Содномпил Хэторхеев вырос в тени Заяева и следовал его заветам, но той мощи у него, возможно, не было, хотя его Хилгантуйский дацан был богаче и в количестве прихожан, и по количеству зданий, чем Гусиноозерский, который только набирал свою мощь.

Лубсан-Жимба Ахалдаев

– Он был эмчи, и если Заяев уехал учиться в Тибет, то Ахалдаев уехал в Ургу (сейчас столица Монголии Улан-Батор – ред.). Будучи врачом, Лубсан-Жимба имел около сотни своих учеников – он вернулся в Тамчу зрелым человеком, мощным ламой, за спиной которого стояло благословение Хутухты (в данном случае, Богдо-Гэгэна – главы буддистов территории современной Монголии – ред.). Тамчинский дацан начался именно с того, что Ахалдаев попросил Заяева и его астрологов найти хорошее место для храма.

Данзан-Дымчик Ешижамсуев

– Он один из трёх замечательных даже в смысле роста Хамбо лам, представлявших Тамчинский дацан – они были родственниками Ахалдаева. Ежижамсуевым хватило мощи сделать так, чтобы из Хамбо лам пяти селенгинских дацанов они превратились просто в Хамбо лам. Таким образом, при живом Содномпиле Хэторхееве появился второй Хамбо лама. А Данзан-Дымчик правил очень недолго – возможно, он был болен – огромная полнота, скорее всего, была связана с каким-то заболеванием.

Данзан-Гаван Ешижамсуев

– Он был племянником Лубсан-Жимбы Ахалдаева, и был Хамбо ламой больше 30-ти лет. При нём было построено множество дацанов: Тункинский, Аларский, Цэжинский, Баргузинский, Гэгэтуйский, Иройский, Янгажинский, Кударинский, Кудунский, Эгитуйский, Чесанский, Хохюртаевский, Ацагатский, Цолгинский, Агинский, Ононский, Цугольский, Хужиртаевский, Тарбагатайский, Барисанский, Олхунский и Зугалайский.

Данзан Чойвон-Дордже Еши-Жамсуев

– Этот Хамбо лама был дружен с декабристами, известно, что он написал Михаилу Александровичу Бестужеву записку – тут против меня интригуют, может быть, вы в курсе – сообщите мне, пожалуйста, а я сохраню это в тайне. В конце концов, у клана Жамсуевых дело дошло до родства – Хамбо лама Гомбоев из этого рода уже был в родственных отношениях с декабристами.

Галсан Чойджи-Жалсан Ванчиков

– Хамбо ламой он был в течение 12-ти очень трудных лет – с 1860 по 1872 годы. Это был выдающийся лама – образованный, сильный и беззаветно преданный учению. У него было много учеников, но это был лама, неугодный правительству – у Ванчикова были серьёзные конфликты с иркутским губернатором Синельниковым, который считал, что лам стало слишком много. Был выпущен специальный циркуляр, по которому полагалось уничтожать обо и культовые сооружения, а Ванчиков ему противостоял. Кстати, его так и не утвердили в должности Хамбо ламы – все эти двенадцать лет он пробыл временно исполняющим обязанности. Галсан Чойджи-Жалсан Ванчиков принёс сюда тантру Калачакры – это очень серьёзное учение, и он был в этой области специалистом.

Чой Васильев

– Он был Хамбо ламой с 24-го сентября 1872 года до осени 1873 года, заняв этот пост в 74-летнем возрасте. Чой Васильев был хорошо образованным ламой, и оказавшись между молотом и наковальней после Ванчикова, в течение года успокаивал ситуацию, хотя вряд ли ему это было комфортно. Васильев ушёл с поста Хамбо ламы, и вскоре ушёл из жизни.

Лубсан-Чойдор Мархаев

– Мархаев был первым Хамбо ламой из хоринских, он был сравнительно молодым и чрезвычайно образованным ацагатцем. Он объединил все дацаны с их наделами, постоянно преодолевавшим сопротивление гусиноозёрских лам. Кроме того, это первый Хамбо лама, который был запечатлён на фотографии.

Данзан-Дампил Гомбоев

– Он был Хамбо ламой с 1876 по 1894 годы. Данзан-Дампил хорошо говорил по-русски и был в хороших отношениях с декабристами. Так же, как и Ванчиков и Мархаев, он получил образование в Цугольском дацане – таким образом, здесь уже сложилась бурятская школа высокообразованных лам. Кроме того, Хамбо лама и его брат выступали, как меценаты и просветители, а их родственником был владевший островом Путятин сын декабриста Николай Бестужева Алексей Старцев. Это было время расцвета Гусиноозёрского дацана, где насчитывалось 17 строений – он был таким же крупным монастырём, как и Цугольский, и Агинский.

Чойзон-Доржи Иролтуев

– 1896-1911 годы – это время, когда он надел на себя нелёгкую шапку Хамбо ламы. Ссыльный Моисей Кроч, который встречался с Иролтуевым, написал о нём так: «аристократ духа» – о Гомбоеве говорили то же самое. Кроч был потрясён его врачебными дарованиями, образованностью и благородством натуры, воспроизведя фразу местных верующих, которые говорили: «Если бы наш Иролтуев не был Хамбо ламой, то он бы достиг состояния Будды!» – имелось в виду, что он сильно отвлекался [от буддийской практики]. Иролтуев был выдающимся врачом и автором медицинского рецептурника «Жор». Кстати, я категорически не согласна с тем, что Иролтуев предложил Этигелову стать Хамбо ламой – я думаю, что это не совсем так, или совсем не так. Иролтуев просто больше не хотел быть Хамбо ламой – он был нездоров, возможно, у него была какая-то сердечная болезнь. Он заранее объявил о том, что служил своему народу, но сейчас хочет уйти с поста Хамбо ламы. У Иролтуева был преемник, который он выбрал сам, и которого отправлял в Санкт-Петербург, но который внезапно скончался.

Даши Дорже Итигэлов

– Итигэлов родился в 1852 или 1853 году с учётом восточного календаря, а закончилась его жизнь 15-го июня 1927 года – что касается нетленного тела, то тут я судить не берусь, потому что это уже за пределами жизни человека. Хамбо ламой он был с 1911 по 1917 в очень непростые годы – это Первая мировая война и надвигающаяся революция. Даши-Доржо Итигэлов отстаивал интересы рынка религиозных услуг своих лам, и хотел, чтобы сюда поменьше приходили монголы. Итигэлов был непростым человеком – на мой взгляд, он был из тех лам, которые очень хотели реализовать себя именно в качестве Хамбо ламы – самой выдающейся фигуры для бурятского буддийского духовенства. Чем особенен Итигэлов – он дважды становился мирянином. В 1910 году, согласно прошению, он ушёл по болезни «с исключением из штата ламайского духовенства». С той же формулировкой Итыгилов становился мирянином и двадцатью годами раньше – 10 августа 1890 года он был уволен, согласно прошению, по болезни из штата ламайского духовенства. Это может означать, что он занимался какими-то особыми эзотерическими практиками, но ранее таких прецедентов не было, и я думаю, не будет, чтобы лама уходил, потом возвращался, а потом ещё раз уходил. Прежде чем занять трон Хамбо ламы, буквально очень незадолго до этого Итигэлов был уволен в 1910 году, и документально, насколько я понимаю, он не имел права становиться ламой, но в 1911 году стал Хамбо ламой. Так что это детективная история, и здесь насколько смогла, я разобралась, чем он был болен, и почему всё произошло именно так, при всём моём огромном уважении и к шапке пандито Хамбо ламы и вообще к нему, как человеку явно незаурядному.

Намжил Лайдапов

– Это был крупный селенгинский лама, и я не нашла ни одной его фотографии в шапке Хамбо ламы. Неизвестно, кто его утверждал в июле 1917 года – если Итигэлов приносил присягу ещё государю императору, то Лайдапов стал Хамбо ламой по выбору уже другого собрания. Намжил Лайдапов был Хамбо ламой до 10-го апреля 1919 года – в газете было написано, что после тяжёлой болезни, длившейся пять дней, Хамбо лама скончался в дацане.

Гуру-Дарма Цыремпилов

– Это человек-загадка – его фотографии нет. Он родился в 1864 году, учился в дацане, а потом ушёл в Тибет, почти всю жизнь прожил там, и вернулся, когда уже произошла революция. Сначала он был заместителем Лайдапова, потом принял тяжёлую шапку Хамбо ламы, и пробыл на этом посту по 1922 год.

Цыгунжап Баниев

– Если Цыремпилов был в одной обойме с Агваном Доржиевым, то Бониев не разделял его точку зрения на то, что коммунизм и буддизм могут найти точки соприкосновения. В своё время Иролтуев очень хотел, чтобы Бониев был Хамбо ламой, на что Бониев ему тогда сказал: «Куда мне? Я не чиновник и не администратор, и вся эта подковёрная борьба – это не моё». Но, волей-неволей ему пришлось временно исполнять обязанности Хамбо ламы, когда на этот пост шёл Итыгилов, и потом с 1922 по 1925 годы быть Хамбо ламой. Он был бессменным ширетуем Гусиноозёрского дацана и эмчи – это тоже сокровище нашего бурятского буддизма.

Данжа Мункожапов

– Он был габжой (габжа лама – учёная степень ламы-философа – ред.), и это был Хамбо лама, во время которого был снят фильм «Потомок Чингисхана». На Данже Мункожапове закончились Хамбо ламы Хамбын хурэ – 13-го января 1938 года он получил пулю в затылок, и в этот же день, 13-го января 1938 года был официально закрыт Гусиноозёрский дацан, как резиденция Хамбо лам. А потом наступило другое время.

– В книге «Семнадцать больших светильников» есть списки всех лам и хувараков по состоянию на 1926 год, которые я нашла в читинском дацане – их около пятисот. Книгу можно купить на сайте издательства «Нартанг» как в бумажном, так и в электронном вариантах.


В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://www.instagram.com/baikalmedia/
https://www.facebook.com/baikal.bmk
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2022 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^