21 июня, 22:19

Мнение: «Наш центр города таким и остаётся, каким он был 40-50 лет назад. Да, там есть дома с интересной резьбой, но их наберётся буквально десяток – не больше. Остальное надо безжалостно сносить, и строить новые кварталы»

Искусствовед, член Союза художников России, кандидат искусствоведения Людмила Цыреннимаева в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует вышедшую в 2020 году монографию-исследование «Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской» и детали биографии этой известной художницы, градостроительные проблемы исторического центра Улан-Удэ, и другие темы.

– Александра Сахаровская первая из Бурятии дерзнула в 1953 году поехать в Ленинград поступать во всемирно известную Академию художеств имени Репина – в советское время это был институт живописи, скульптуры и архитектуры. До этого она закончила Иркутское училище и была одной из самых сильных живописцев – об этом говорили её сокурсники, иркутские художники, впоследствии академики Алексеев и Бычков – они очень тесно общались всю жизнь, и мне, можно сказать, посчастливилось разговаривать с ними вживую. Сахаровской они прочили яркое будущее, и она решила получить высшее образование. Но на что поехать, кто ей поможет? Александра была старшая в семье, где было семеро детей, мать и отец были простыми людьми, жили они на мясокомбинате, и помочь ей материально ничем особенно не могли. Александра поехала поступать на живописца и недобрала один балл! Ей даже не на что было ехать назад, и она пошла к президенту академии художеств СССР, народному художнику СССР Сергею Герасимову. Он её спросил: «Откуда?», она ответила: «Из Бурятии». Герасимов воскликнул: «Ах, это у вас Сампилов – знаю-знаю вашего художника! Ради Сампилова возьмём тебя на факультет графики, только без стипендии до первой сессии – а там уж как сдашь». Александра устроилась работать на овощебазу, и потом вспоминала: «Сколько у меня было голодных обмороков!». Но у неё было большое рвение учиться и стать большим мастером, чтобы прославлять Бурятию – мыслей, чтобы остаться и закрепиться в Ленинграде, не было.

– Наиболее значимые работы Александры Сахаровской – это её гэсэриада. Было два издания «Гэсэра» – первое в 1960-х годах, и второе издание 1986 года. Но если во втором издании иллюстрации были выполнены гуашью чёрно-жёлто-коричневого цвета, то в легендарное первом издании это была чёрно-белая линогравюра – это значит вырезанная на линолеуме, и потом перенесённая через оттиск на бумагу. У Сахаровской сразу после окончания института было стремление приступить к иллюстрациям к «Гэсэру», и она это сделала, но эти работы были настолько раскритикованы! Она говорила, что была просто убита критикой и писателей, и художников, уничтожила почти все работы (осталась одна маленькая акварель), и решила чуть ли не покончить с жизнью. И у нас были такие случаи, когда из-за критики художники не выдерживали, и кончали с собой. Был у неё и период запоя, но в один прекрасный момент она услышала о школе графики Владимира Фаворского в Москве, и решила ехать учиться туда. После школы графики Сахаровская очень хорошо освоила технику линогравюры – взять хотя бы её знаменитых «Девушек с вёдрами», как образ женственности, или «Гэсэра, спускающегося на землю», как символ свободы.

– Александра Никитична была патриотом чистой воды – она любила и свой народ, и Бурятию, и свой город, всей душой воспевая их. В 1981 году на страницах «Правды Бурятии» была напечатана её статья «Каков он, город, в котором живём?». Она пишет, что ей посчастливилось побывать заграницей, она объездила много советских городов в Прибалтике, на Кавказе, в Средней Азии, в Белоруссии, не говоря уже о Москве и Ленинграде. Везде художники её радушно принимали, и с гордостью показывали свои города. И всегда у Александры Сахаровской была мысль – а что покажу им я в своём городе? Она пишет – конечно, я приведу их на площадь Советов, свожу в театр, в мастерскую – а что ещё? И тут с горечью она начинает перечислять нелепости нашего города – стандартные пятиэтажки, и многое другое. Таким образом, она подняла целую дискуссию – эта статья затронула буквально всех, было много отзывов и предложений. Но, к сожалению, наш центр города таким и остаётся, каким он был 40-50 лет назад. Если сейчас власти собираются всё это реконструировать, то слава богу, а то раньше всё отговаривались, что это исторический центр. Да, там есть дома с интересной резьбой, но их наберётся буквально десяток – не больше. Остальное надо безжалостно сносить, и строить новые кварталы.


В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://www.instagram.com/baikalmedia/
https://www.facebook.com/baikal.bmk
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2021 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^