Графический дизайнер, куратор Центра креативных индустрий «Хэб–Хаб» Дмитрий Галсан и транспортный эксперт, студент Иркутского национального исследовательского технического университета Вадим Горбачёв
комментируют проект по созданию остановочных пунктов в центре Улан–Удэ с участием бурятских художников, транспортные проблемы и перспективы столицы Бурятии, и другие темы.
Дмитрий Галсан: — Я представляю команду, которая создавала центр креативных индустрии «Хэб—Хаб» — он находится в здании республиканской типографии на третьем и четвёртом этажах. Последние полгода вся наша команда работает над большим социокультурным проектом по созданию нового локального бренда, который называется «Сайнуу» — это сокращённое от «Сайнбайна» (Здравствуйте — (бур.) а две буквы «у» в нашем случае — это шифр обозначения города Улан–Удэ. Тем самым мы подчёркиваем, что город здоровается с нами и с гостями республики. Этот проект развивается в разных ипостасях, и первый его крупной частью стало создание аудиогидов внутри новых больших автобусов, профинансированных компанией ВЭБ.РФ — собственно, эта же компания инициировала и поддержала весь наш проект. Более того, ВЭБ.РФ поддержали большой проект по созданию муралов — настенных росписей в трёх новеньких школах, которые также строятся по линии ВЭБ.РФ, а также ещё и рекомендовали нас компании ГТЛК — государственной транспортной лизинговой компании, благодаря которой у нас ходят все «Волгобасы» и ПАЗики — весь новый общественный транспорт. ГТЛК также поддержала нашу идею сделать в рамках проекта «Сайнуу» сделать подпроект под названием «Уличные арт–галереи Сайнуу–арт». Что это значит? С помощью представителей администрации Улан–Удэ мы выбрали три остановки — две на площади Советов, одну на филармонии, и сейчас ещё решается вопрос по остановке на площади Революции. На этих остановочных павильонах мы получили возможность презентовать искусство местных художников и каллиграфов. Был проведён отбор художников, которые участвовали в работе над муралами и настенными росписями в новых школах — они были привлечены и к оформлению двух остановочных павильонов в центре Улан–Удэ. В будущем, конечно, хотелось бы, чтобы не только московские компании интересовались этой тематикой, но и наши местные предприниматели, и городские, и республиканские власти обратили бы внимание на этот проект.
Вадим Горбачёв: — С первых школьных лет меня привлекало конструирование городской среды, но сначала я думал об архитектуре, а уже потом это всё пришло к транспорту. Я всё больше и больше рисовал остановки общественного транспорта, планировал, как и где можно провести линию трамвая, решить другие проблемы Улан–Удэ. Я активист группы «Улан–удэнские урбанисты», в университете изучаю градостроительство, и уже работаю в транспортной лаборатории иркутского политеха. За последние годы я бы мог похвалить наш город, потому что чувствую какое–то развитие в области общественного транспорта и транспортной системы — в Улан–Удэ появились новые трамваи и автобусы, изменяются маршруты, введён пересадочный тариф. Сам я выступаю за то, чтобы каждый горожанин имел возможность, не имея автомобиля, свободно, спокойно и быстро передвигаться по городу.
Дмитрий Галсан: — С Вадимом мы знакомы уже несколько лет, хотя, может быть, кому–то покажется очень странной связка графического дизайнера и эксперта по транспорту. В рамках проекта остановок мы защищали идею микро–арт–галереи на улице — смысл был в том, чтобы познакомить не только туристов, но и горожан с творчеством наших художников. Но арт–составляющая в итоге нам показалась недостаточной, потому что всё–таки остановочные павильоны — это функция, это то, что должно быть не только красивым, но и полезным горожанину, пассажиру и гостю столицы для того, чтобы он мог с большим комфортом пользоваться общественным транспортом. Поэтому мы сразу же связались с Вадимом и поняли, что можем подумать о том, где смыкается дизайн и транспорт — это схема движения общественного транспорта. Внешняя сторона остановок посвящена творчеству какого–то художника, а на внутренней стороне, где люди обычно прячутся от ветра и непогоды, помимо схемы движения муниципальных автобусов будет ещё и карта исторического центра на нескольких языках, предоставленная комитетом по экономике и туризму администрации Улан–Удэ, и телефоны диспетчеров, экстренных служб, ссылки на единый транспортный портал и QR–коды с переходом на все полезные для горожанина и пассажира блоки информации.
Вадим Горбачёв: — До этого в городе не было единой и понятной схемы движения автобусов, и основной задачей было показать на одном листе все маршруты муниципальных автобусов и трамваев, чтобы сразу было понятно, как можно из одной части города уехать в другую точку. Важно было, чтобы глаз цеплялся и не путался — для этого надо было как–то распутать всю паутину маршрутной сети муниципальных автобусов, и это оказалось самой сложной задачей.
Дмитрий Галсан: — Я думаю, специалисты комитета по транспорту администрации города нас высекут розгами, если мы попытаемся забрать все лавры по созданию этой схемы себе (смеётся). Конечно, рано или поздно они такую схему всё равно бы сделали, но при помощи внешнего ресурса в виде компаний ГТЛК и ВЭБ.РФ это случилось намного быстрее. С коллегами из комитета по транспорту мы были постоянно на связи и получали от них всю необходимую поддержку и помощь.
Вадим Горбачёв: — C общим вектором развития транспортной схемы города я согласен. Движение идёт в правильную сторону —развивается общественный транспорт, как основной вид транспорта, но к интеллектуальной транспортной системе у меня неоднозначное отношение. Тут всё зависит от пропускной способности — если она иссякнет, то интеллектуальная транспортная система скорее всего не поможет. По поводу улан–удэнского трамвая — он ходит очень хорошо, почти так же хорошо, как метро, и люди им пользуются значительно больше, чем в большинстве городов России. Благодаря этому трамвайные пассажироперевозки растут самыми высокими темпами, и Улан–Удэ сейчас является первым в России по этому показателю и один из немногих российских городов, где этот показатель вообще растёт.
↓