Директор Бурятского регионального отделения по Байкалу, эколог Наталья Тумуреева
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует выступление общественников из республики перед руководством Совета Федерации на темы экологии и волонтёрства, прошедший в Улан-Удэ митинг за сохранение уникальной природы Байкала, установление тарифов на услуги в сфере обращения твёрдых коммунальных отходов в Бурятии, возможное изменение норм очистки воды для слива в Байкал, отказ депутатов Прибайкальского района Бурятии голосовать за игорную зону на Байкале, и другие темы.
Наталья Тумуреева рассказала о своей поездке в Москву:
«Была организована встреча руководства Совета Федерации с активистами-общественниками в области экологического образования и просвещения. Республику Бурятия представляли мы с Чингисом Болотовым. Я пожалела о том, что не подготовила доклад, но мне никто об этом и не сказал. Но, с другой стороны, когда мы стали слушать доклады других регионов, я подумала, что наша практическая деятельность в Бурятии намного интереснее. У меня создалось впечатление, что в некоторых регионах это только зарождается, а мы здесь, пусть и на волонтёрских началах, через многие вещи уже прошли. Потом был «свободный микрофон», мне удалось выступить, и я сказала, что пока не будет закона об экологическом образовании и просвещении на уровне Российской Федерации, и пока не будет соответствующей программы, говорить об этих вещах вообще нет никакого смысла. Там присутствовал замминистра природных ресурсов Валентик, и я не могла не воспользоваться этим моментом, и задала вопрос про национальный проект «Экология». До этого, когда я обращалась с этим вопросом в министерство природных ресурсов Бурятии, мне сказали, что для внесения изменений пока нет методических указаний, и они не знают, как это делается. Валентик ответил – вносите свои предложения через региональные министерства природных ресурсов. Я бы хотела обратиться к регионам – если мы коллективно обратимся, может быть вопрос с экологическим образованием и просвещением удастся сдвинуть с мёртвой точки».
Прошедший в Улан-Удэ митинг за сохранение уникальной природы Байкала и против строительства в Култуке завода по производству байкальской питьевой воды эколог оценила положительно:
«На митинге не было выступлений в стиле «Долой!», мы с Евгением Владимировичем Кисловым и заместителем министра природных ресурсов Марией Владимировной Капустиной отвечали на вопросы людей. Конечно, были те, кто настроен агрессивно, и говорили, что ничего не делается, но мы постарались ответить на вопросы людей. Что касается моего отношения к этому заводу - нужно понимать, что вода - это возобновляемый ресурс. Сколько можно изымать воды из Байкала? Если брать классическую экологию, то изымать из экосистемы один процент можно для неё безболезненно, но здесь нужно считать. И проблема в самом заводе - место выбрано крайне неудачно. Култук - это мелководье, и для того, чтобы забирать глубоководную воду, нужно построить эти трубы, фотографии которых были везде в интернете, и которые тянутся на три километра. Когда они укладываются, понятно, что нарушается экосистема. На тамошних Таловских болотах останавливаются перелётные птицы – это интересное место для орнитологов, и я их возмущение вполне понимаю. Следующий момент – компания, которая занималась строительством завода, имеет достаточно отрицательную репутацию в Иркутской области - там уже были проблемы с вывозом леса, и так далее - людей возмущает ещё и это. И если бы общественные слушания проводились нормально, а не так, как они проводятся сегодня, то, наверное, вопросов было бы меньше, и, возможно, до строительства вообще бы тогда не дошло. По идее, общественные слушания проводятся и в интересах владельцев завода. Представляя общественности проект, и снимая все наболевшие вопросы, они себя страхуют от того, чтобы дальше не было никаких возмущений. А ещё люди, живущие на Байкале, слышат из СМИ, что у нас тратятся миллиарды на сохранение озера, и в то же время видят, что у них ситуация, наоборот, ухудшается – их возмущение вполне понятно».
Комментируя установление тарифов на услуги в сфере обращения твёрдых коммунальных отходов в Бурятии и грядущее начало мусорной реформы, героиня программы «Мнение» сказала следующее:
«Людям станет комфортно, когда они увидят, что мусор действительно вывозится и перерабатывается, а не гниёт, и не появляются несанкционированные свалки. Тариф я ждала с осторожностью, потому что у меня семья из пяти человек, но сейчас уже посчитала - примерно 350 рублей я буду платить. Я готова платить эти деньги, если будет нормально организована работа регионального оператора, но пока ничего сказать не могу».
Наталья Тумуреева поделилась своей озабоченностью в связи с принятием новых норм очистки воды для слива в Байкал:
«5 марта 2010 года был принят 63-й третий приказ, в котором было указано, до каких норм нужно очищать воду, чтобы сбрасывать её в Байкал. По 63-му приказы нормы достаточно жёсткие, по ним нужно очищать практически до дистиллированной воды, и технологии для этого нужны дорогие. Но, на сегодняшний день министерство природных ресурсов Российской Федерации предлагает изменить эти нормы – что меня здесь напрягло? Изменение норм идёт в разы, то есть, увеличивается количество загрязняющих веществ, и ощущение, что здесь больше учитывались гидрохимические показатели, и ничего не говорится о влиянии на живые организмы. То, что сегодня происходит на мелководье Байкала - развитие водной растительности и развитие водорослей происходит из-за того, что в Байкал попадает очень много питательных веществ. И прежде, чем вообще менять нормы, нужно провести качественное исследование. Очень большой процент питательных веществ попадает в Байкал от лесных пожаров благодаря, в том числе, рекам, впадающим в Байкал. Также нужно учитывать малые стоки, смываемые дождями, и это не только турбазы, но и маленькие гостевые дома, и населённые пункты. Но у нас малые стоки пока не считаются проблемой. Нужно провести детальную государственную экологическую экспертизу законопроекта по изменению норм с привлечением гидробиологов, гидрохимиков, экологов и лимнологов. Я понимаю, для чего нужно быстрое изменение норм – чтобы построить очистные сооружения. Ситуация двоякая – вроде, очистные сооружения – это хорошо, но должны предлагаться и строиться те варианты очистных, чтобы выполнить нормативы, а не подгонять нормативы под очистные».
Наталья Тумуреева поддержала решение депутатов Прибайкальского района Бурятии отказаться от строительства игорной зоны в «Байкальской гавани»:
«Для меня Байкал - это моя родина, я там родилась, и я туда приезжаю набраться сил и отдохнуть. Я честно признаюсь, что не люблю массовый туризм - для меня это как ножом по сердцу, хотя я прекрасно понимаю, что республике это тоже надо для поддержки того же местного населения. Но, самое главное, должны быть чёткие правила в первую очередь для нас самих. Мы сами готовы выполнять эти правила? А то у нас такое отношение, что мы сейчас сделаем правила туризма, и они будут приезжать и жить по этим правилам, а мы сами – нет. Но ни один человек не имеет права диктовать правила другому, если он сам их не выполняет. А игорную зону можно построить не на Байкале, а где-нибудь между Кяхтой и Джидой, поближе к монгольской границе».
↓