Прошедшая сегодня в правительстве научно-практическая конференция, посвящённая 95-летнему юбилею Республики Бурятия, по общему ожиданию, должна была стать очередным дежурно-отчётным мероприятием.
Но, как говорится, что-то пошло не так.
Начиналось, впрочем, всё довольно буднично. За столом разместились руководители республиканских министерств, представители науки и авторитетные общественники, в условный президиум сели руководитель администрации главы Бурятии
Баир Цыренов, первый президент республики
Леонид Потапов, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Борис Базаров, а во главе стола расположился председатель Хурала
Цырен Доржиев. Не хватало только главы республики, срочно отбывшего в Москву (за это
Алексей Цыденов, к слову,
извинился перед всеми жителями Бурятии).
Доклад Бориса Базарова прошёл в ожидаемом русле - Борис Ванданович рассказал об истории становления Бурятии "от национальной автономии к современной республике". Доклад прерывался лишь скрипом кресел (кресла в торжественном зале, к слову, скрипят иногда громче, чем звучат выступающие) и был настолько увлекателен, что почти все заседавшие с головой погрузились в свои смартфоны.
В тихом омуте
Но ситуация стала меняться по мере течения доклада директора Байкальского института природопользования Ендона Гармаева. В ходе выступления Ендон Жамьянович убедительно доказал собравшимся, что снижение уровня Байкала - результат не только природных явлений (повышения температуры и снижения числа осадков), но и намеренных действий российских властей. Значение предельного уровня (которое устанавливается указом правительства РФ) все последние годы шаг за шагом снижается, при этом никаких мер по реконструкции водозаборных сооружений приангарских городов толком не обсуждалось.
Чего стоит один лишь факт - сброс воды на Ангаре составляет 1300 кубометров в секунду, что понижает уровень Байкала на 1 см всего за трое суток. При этом директор БИП привёл неопровержимые доказательства того, что власти намеренно скрыли масштабный сброс осенью прошлого года, в течение 42 суток (!!!) указывая один и тот же уровень 456,26 м.
Не менее впечатляющей выглядела та часть, где Гармаев наглядно демонстрировал, как сокращается площадь водных объектов на территории Монголии и Бурятии. Легко было понять, что исчезновение озёр будет и дальше сокращать стоки в Байкал Селенги и других рек, и без решения "ангарской проблемы" решить задачу поддержания уровня Байкала не удастся.
При этом прозвучала и относительно новая информация, которую докладчик назвал "наибольшей угрозой" - это размытие косы Ярки, отделяющей от северного Байкала Верхнеангарскую котловину.
В ходе речи Ендон Гармаев несколько раз повторил "мы возражаем против постановления правительства", что вызвало бурный шёпот за столом. Стало ясно, что учёные не настроены на мирный лад, и готовы развеять праздничное настроение чиновников.
Между прошлым и будущим
Но настоящий апофеоз пессимизма настал, когда к трибуне вышел профессор Зорикто Дондоков с докладом о стратегических направлениях социально-экономического развития Бурятии.
Он сразу задал тон докладу, приведя график, на котором сравнивалась динамика развития Бурятии (объём валового регионального продукта) со среднероссийской динамикой и с соседними регионами. За 18 лет с 1998 по 2016 годы Бурятия потеряла значительную часть ВРП, больше чем наполовину отставая от среднероссийского уровня. При этом отстаёт республика не только от Иркутской области (что ожидаемо), но и от соседей-забайкальцев - там ВРП составляет 51,5% от российского, а в Бурятии - 42,9.
Не стеснялся Зорикто Бато-Дугарович и погружаться глубже в историю, приведя слова Андрея Модогоева из доклада к 50-летию Бурятии. Из пяти перечисленных в докладе 45-летней давности перспективных месторождений (Ошурковское - апатиты, Озёрное - полиметаллы, Черемшанское - кварцевые песчанники, Орекитканское - молибден и Молодёжное - хризотил-асбест) заработало только Черемшанское.
Учёный раскритиковал подходы, которые сейчас используются в стратегическом планировании.
- Стандартный подход, когда показываются преимущества региона (богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение и т.д.) Бурятии не подойдёт! Этих преимуществ или нет, или они нереализуемы!, - говорил Дондоков, - Значительная часть предприятий первичного сектора - сельского хозяйства, рыболовства, добычи полезных ископаемых - не имеет перспектив развития из-за особого режима Байкальской природной территории.
Досталось от профессора и главе Бурятии Алексею Цыденову. Зорикто Бато-Дугарович привёл красноречивый слайд, в котором были перечислены достижения республиканских руководителей. В 30-е годы при Михее Ербанове, на фоне "японской угрозы" были построены ЛВРЗ, авиазавод, мясокомбинат и мелькомбинат. В 70-е, во время правления Андрея Модогоева и в период обострения отношений с Китаем, строился БАМ, ЗММК, Гусиноозёрская ГРЭС и был запущен Тугнуйский угольный разрез.
В таблице напротив фамилии Алексея Цыденова стояла пустая клеточка. И хотя выступающий оговорился, что пока Алексей Самбуевич работает ещё совсем небольшой срок, но чувствовалось, что следить за достижениями нового главы республики будут внимательно. И особенно за тем, насколько нестандартно будет формироваться стратегия развития республики. Не зря Дондоков привёл в пример ряд субъектов, которые уже имеют прописанные на федеральном уровне программы развития. В частности, Забайкалье, предусмотревшее на 2018-2025 годы 17 мероприятий с финансированием из федерального бюджета на 14,6 млрд.
Видно было, что не всем присутствующим нравится то, что они слышат. Посреди доклада из зала вышел спикер Хурала, некоторые гости озадаченно почёсывали затылки и поматывали головами.
Поддержал критический настрой и экс-сенатор Арнольд Тулохонов, заявивший "В самые тяжёлые годы не очень образованные руководители страны понимали, что без Сибири им жить нельзя - в 30-е годы закладывали промышленность, без которой мы могли и не выиграть войну. А сейчас говорят - денег нет! А тогда что, были?", - громыхал Арнольд Кириллович. - "Я видел этих правительственных мальчиков, которые в глаза производство не не видели и дальше Садового кольца не были. Слава богу, сейчас Путин взял в правительство четырёх губернаторов", - бывший член Совета Федерации как будто намекнул на политическое будущее Алексея Цыденова.
- Это меня каким-то образом подвигает на мысль, что вдруг что-то изменится. Надежда умирает последней!, - подытожил учёный.
Хлопали Арнольду Кирилловичу долго и расходились все, улыбаясь. Оптимизм, всё-таки, победил.
↓