23 ноября 2005, 17:18

Ученые обсудили вопросы объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

19 ноября в БайкалБизнесЦентре состоялось заседание круглого стола "Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: проблемы и перспективы".

В работе круглого стола приняли участие видные ученые - историки, юристы, экономисты из ведущих высших учебных заведений Иркутской области и Республики Бурятия. Инициаторами мероприятия выступили администрация Иркутской области и Комитет общественной поддержки референдума "ВУЗы Иркутской области за объединение!"

По мнению заведующего кафедрой теории и истории государства и права Юридического института ИГУ, профессора Виктора Казарина, еще в 20-е годы ХХ века была обоснована экономическая целесообразность более крупных регионов. Однако в тот период научная общественность была отстранена от решения вопросов административно-территориального устройства государства, в результате чего сложилась неэффективная система управления регионами. "В результате в Восточной Сибири сложились два региона-"матрешки" - Читинская и Иркутская области, имеющие внутри автономные округа", - отметил профессор Казарин.

Более того, как подчеркнул ректор Иркутского института повышения квалификации работников образования Лев Дамешек, от вопросов административно-территориального устройства государства была отстранена не только научная общественность, но и население. "Именно Сталинской конституцией было закреплено разделение бурятского этноса на три субъекта федерации, и эта конституция была принята без обсуждения народом", - отметил профессор Дамешек.

По мнению кандидата юридических наук Бато Дамдинова, сегодня сложился целый комплекс предпосылок для объединения сложносоставных субъектов федерации. "Во-первых, это политические причины по тотальной централизации государства, - отметил Бато Дамдинов. - Это вызвано необходимостью сохранения целостности страны". Вторая причина - правовая. "Сейчас нарушается конституционный принцип равенства субъектов федерации", - отметил правовед. Третья причина целесообразности объединения регионов - управленческая. По мнению Бато Дамдинова, при меньшей численности субъектов федерации потребуется меньший государственный аппарат, в том числе - на федеральном уровне. Кроме того, процесс укрупнения регионов имеет экономические причины - необходимость усиления слабых территорий. Между тем, подчеркнул ученый, у проекта объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа имеются и определенные минусы. "Бурятский этнос - самый многочисленный в Сибири. Он имеет собственную интеллектуальную элиту и претензии на более высокий статус", - отметил Бато Дамдинов. По его мнению, утрата статуса автономии может болезненно сказаться на бурятском населении УОБАО. Устранить этот минус возможно, детально проработав вопрос об особом статусе округа в объединенном субъекте федерации. В настоящее время предлагается такая форма, как "административно-территориальная единица с особым статусом". Но, как подчеркнул ученый, пока этот термин не имеет реального наполнения, поскольку он не обеспечен нормативно-правовой базой.

Доктор юридических наук Сергей Босхолов считает, что особый статус УОБАО в составе нового субъекта федерации может быть достигнут двумя способами. Первый - это формирование муниципального округа, в который войдут все районы нынешней автономии. "По сути, это введение трехзвенной системы местного самоуправления", - отметил ученый. Однако он констатировал, что федеральный центр негативно отреагировал на аналогичную инициативу Коми-Пермяцкого округа по закреплению в федеральном законодательстве такой административно-территориальной единицы, как муниципальный округ. "Видимо, федеральный центр опасался того, что обрушится вся реформа местного самоуправления", - предположил правовед. Между тем, он подчеркнул, что уже сейчас законодательно закреплены особенности организации местного самоуправления в Москве, Санкт-Петербурге, наукоградах и других территориях. Поэтому закрепление особенностей организации местного самоуправления в бывших автономных округах не нанесет вреда муниципальной реформе, считает Сергей Босхолов.

Второй вариант объединения - это правовое закрепление на региональном уровне для территории УОБАО понятия "особая административно-территориальная единица". "Тогда, не меняя федеральных законов, можно на региональном уровне наполнить содержанием понятие "особая административно-территориальная единица". Администрация Иркутской области предложила свой вариант гарантий этого особого статуса, однако их недостаточно для сохранения бурятской национальной культуры", - отметил Сергей Босхолов. Он полагает, что целесообразно идти по первому варианту и добиваться внесения изменений в федеральное законодательство.

Проректор по науке Байкальского государственного университета экономики и права, профессор Виктор Самаруха отметил, что объединение должно стать экономическим прорывом не только для УОБАО, но и для Иркутской области. "Сейчас существует идея поляризации развития регионов страны. Выделяются 6-7 регионов, которым отводится роль экономических локомотивов. Иркутская область не входит не только в это число, но даже в число 15 экономически перспективных регионов", - отметил экономист. Он считает, что Приангарье по своему потенциалу вправе претендовать на роль региона-локомотива. Виктор Самаруха полагает, что в регионе необходимо создать несколько кластеров - территориально-производственных интегрированных объединений. Такие кластеры возможны на базе нефтяных (Верхнечонское месторождение), газоконденсатных (Ковыкта и другие), золоторудных (Сухой Лог) месторождений, а также в лесоперерабатывающей отрасли. "Только за счет простого распиливания бревна вдвое возрастают местные налоги", - отметил экономист. Он считает, что также должен быть создан сельскохозяйственный кластер на территории УОБАО с выпуском финишных видов продукции. Кроме того, по мнению Виктора Самарухи, имеются серьезные перспективы у развития туристической отрасли, в том числе - этнотуризма на территории нынешней автономии.

Директор исследовательского центра "Внутренняя Азия" Виктор Дятлов отметил, что при объединении Иркутской области и Усть-Ордынского округа необходимо "компенсировать потери бурятской элиты над властными политико-распределительными функциями". Кроме того, он считает, что нужно отлаживать взаимоотношения Иркутской области и Республики Бурятия. "Необходимо форсировать интеграционные процессы Иркутской области и Республики Бурятия, -- отметил он. -- Но прошу не путать интеграционные процессы с объединительными".

Кандидат юридических наук Николай Колосов отметил, что в настоящее время УОБАО признан высокодотационным регионом. Иркутская область также испытывает определенные проблемы при формировании бюджета на 2006 год: дефицит бюджета составляет 2,7 млрд. рублей. "Объединение может привести к увеличению дефицита, - отметил ученый. - Требуется закрепить в законе сохранение на переходный период бюджетной помощи в размере не менее того, который сложился на момент объединения. А практика показывает, что возможно даже увеличение этой помощи из федерального бюджета".

Николай Колосов считает, что в бюджете нового субъекта федерации необходимо предусмотреть создание целевого бюджетного фонда административно-территориальной единицы с особым статусом. Эти средства, по его мнению, должны пойти на развитие языка и национальной бурятской культуры.

Профессор Лев Дамешек высказал идею создания органа по типу земства, который обсуждал бы все вопросы Усть-Ордынского округа. При этом ученый считает, что такой орган, даже не наделенный властными полномочиями, остро необходим. Кроме того, Лев Дамешек считает, что при формировании органов управления Иркутской области должны учитываться интересы бурятского населения.

По результатам круглого стола создана аналитическая группа в составе ученых, присутствовавших на заседании. Она должна будет проработать важнейшие вопросы объединения, в том числе - и экономического развития региона.

ИРА «Телеинформ»
Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2021 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^