19 марта 2008, 07:09

Николай Будуев: Ощущение, что ряд кандидатов по мышлению застряли в начале 90-х годов

Прошли выборы девяти глав районов. За исключением Кабанского и Тарбагатайского везде борьба была очень напряженной. Особенно выделяются выборы в Северо-байкальском, Еравнинском и Кяхтинском районах.


Прошедшие выборы комментируют республиканские политические эксперты Алексей Панов и Николай Будуев.

— Какие-то новые тенденции на выборах появились?

А.П.: - Мы плотно работали в ряде районов Бурятии. Заметно, что на селе поддержка президента Бурятии и «Единой России» дает ощутимые преимущества. Кандидаты, явно шедшие против воли республиканских властей, практически везде провалились - и в Северобайкальском районе, и в Кяхтинском, и много где еще.

Наиболее показательной стала ситуация в Северобайкальском районе, где был избран новый глава района Пухарев. Причем стартовые условия для него были крайне неблагоприятными. Ему пришлось конкурировать с действующим главой района и популярным главой п. Новый Уоян. Тем не менее благодаря эффективному содействию администрации президента Бурятии и партии «Единая Россия» он уверенно победил.

В целом явно существует усталость населения от старой власти. Концепт «Новая жизнь Бурятии» внедрился в массовое сознание. Люди хотят перемен. Сейчас же он существенно осложнил кампании глав, особенно проработавших уже по два срока.

Представляется, что национальный фактор стал играть меньшую роль. Об этом позволяют говорить результаты кампании по 24-му округу в Улан-Удэ. Признанный всеми лидер предвыборной кампании Аркадий Шуляк неожиданно занял лишь третье место, проиграв более чем по тысяче голосов двум основным конкурентам. Вероятно, не последнюю роль сыграли провалы в идеологии кампании и организации полевых структур. Как следствие, малоэффективной оказалась и поддержка «Единой России».

В лидеры кампании вышел Жамсо Гармаев, широко использовавший избирательные технологии. Михаил Гергенов провел убедительную кампанию и отстал от Жамсо Гармаева лишь на 200 голосов. Поэтому неслучайно идут разговоры, что Михаил Гергенов будет продолжать борьбу в судебных инстанциях.

В Кяхтинском районе против главы Валерия Цыремпилова была развернута масштабная кампания по дискредитации. Поскольку там глава человек с хорошей репутацией, его противники пошли на откровенное разжигание межнациональной и социальной розни. Полагаем, что в принципе этой ситуацией должны заняться правоохранительные органы. Тем не менее использование даже самых грязных приемов не дало существенного результата. Скорее наоборот, простые люди были возмущены такими методами ведения кампании. Убедительная победа Валерия Цыремпилова, построившего кампанию на позитиве, говорит сама за себя.

— Какие ошибки были наиболее распространенными?

Н.Б.: - Много чего было, но многое просто удивило. Такое ощущение, что ряд кандидатов по мышлению застряли в начале 90-х годов. Участвуют в достаточно серьезных кампаниях, с высоким уровнем конкуренции, где ставки высоки, но кампании проводят “по старинке”. А страна уже другая. Можно назвать целый ряд кампаний, когда кандидаты с серьезными финансовыми и административными ресурсами не смогли организовать эффективную работу.

Распространенной стала и еще одна ошибка, когда кандидат при разработке концепции кампании полагается на своих подчиненных. Подчиненные, и это естественно, готовят материалы, которые нравятся кандидату как их начальнику. Но это не значит, что эти материалы будут интересны избирателям. Поэтому можно видеть продукты под лозунгами типа “Его дела видны издалека”, которые рассчитаны не на избирателей, а исключительно на самого кандидата.

Также в этот период были замечены несколько экзотичных кампаний, например, под лозунгом “Наша сила в бурых” и т.д.

— То есть технологи все же нужны?

А.П.: - Да, но нужно понимать - далеко не все на выборах зависит от технологов. В чудеса легко верить, но очень трудно создавать. Например, в Хоринском районе действующий глава Баир Жамбалов объективно имеет поддержку населения, сосредоточил ресурсы. Поэтому эффективную кампанию против него провести было бы предельно сложно, в таких ситуациях технологии теряют эффективность. Результат выборов в этом районе был предрешен. Действующий глава провел лаконичную кампанию и набрал более 76 процентов голосов избирателей.

Противоположная ситуация сложилась в Еравне. Разрыв между основными претендентами на пост главы - действующим руководителем района Дамби Дамбаевым и экс-заместителем министра сельского хозяйства Баином Жигжитовым - составил всего полторы сотни голосов избирателей. И это несмотря на то, что значительная часть избирателей, т.н. сторонников перемен, отдала свое предпочтение третьему кандидату - Жамсо Дашиеву, вице-президенту ВАРК. Фактически Жамсо Дашиев оказал неоценимую услугу действующему главе, отколов 1200 голосов от электорального поля Баина Жигжитова. Шел ли третий претендент в связке с руководителем района или действительно хотел победить в предвыборной гонке, точно известно лишь узкому кругу лиц. Факт остается фактом, его выдвижение сыграло на руку именно Дамби Дамбаеву. Кандидат, набравший почти в три раза меньше голосов, чем лидеры кампании, решил исход выборов.

— А как оцените роль республиканских СМИ?

Н.Б.: - Прошедшие выборы в районах показали их высокую эффективность. Казалось бы, в районах улан-удэнские газеты практически не читают. Тем не менее копии статей из них, перепечатки в районных газетах вызывают повышенный интерес. Свежий пример: в Прибайкальском районе ситуация была непредсказуемой. Там столкнулись соперники еще по прошлым выборам - глава Юрий Баев и директор лесхоза Сергей Семенов. Особенностью стало вялое ведение кампании всеми кандидатами. В результате большая часть избирателей не могла определиться еще за пару недель до выборов, соперники шли “ухо в ухо”. Единственным ярким моментом стало отыгрывание прозвучавшей на всю республику ситуации по анонимным угрозам руководителю района. Громкое заявление Юрия Баева сыграло с ним злую шутку. Его оппоненту оставалось лишь представить ситуацию для населения в нужном для себя свете. На деле оказалось достаточно одной публикации в одной из республиканских газет, чтобы “качнуть” район и победить на выборах.

Андрей Пономарев, «МК в Бурятии»

В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^