"Московский комсомолец в Бурятии", назвавший Зоригто Саханова "реальным претендентом на пост президента Бурятии", публикует интервью с бизнесменом.
Справка «МК». Саханов Зоригто Иванович. Председатель совета директоров BAIKAL Group LLC, BAIKAL Energy Investment Limited, руководитель российско-японского проекта “Международный центр инноваций и технологий” (ICIT), доктор экономических наук.
Время неумолимо приближает развязку важнейшего политического события Бурятии последнего десятилетия. В считанные недели президент России Владимир Путин внесет на рассмотрение Народного Хурала кандидатуру преемника бессменного главы Бурятии Леонида Потапова. Эксперты называют Зоригто Саханова в числе вероятных соискателей мандата высокого доверия. Нам удалось выяснить его позицию в ситуации окружающей перипетии борьбы за главенствующую роль в политике Бурятии на ближайшие годы.
– Зоригто, в недавней публикации мы взяли смелость назвать вас реальным претендентом на пост президента Бурятии.
– Признателен за PR моей скромной персоны. Меня отнесли к “несистемным персоналиям”. Другой “несистемный персоналий” Бавлов Владимир Николаевич, заслуженный человек, избирался в верхнюю палату федерального парламента, опыт муниципальной, государственной службы, принимает ответственные решения в важнейшей отрасли российской экономики.
– Значит, вы не участвуете в гонке соискателей высокого мандата?
– Существует регламент федерального закона о принципах организации органов государственной власти. Моя кандидатура никак не могла рассматриваться в полномочном представительстве главы государства в Сибирском федеральном округе.
– Кто входит в “список Квашнина”?
– Поинтересуйтесь в ближайшем окружении полпреда. Одна из версий озвучена в прессе.
– Никто не продвигает вашу кандидатуру?
– Без комментариев. Мы не форсируем ситуацию.
– В кулуарах говорят об одной московской финансовой группе.
– Региональные элиты способны к компромиссу, консолидации. Поэтому влияние московских финансово-промышленных групп на решение политических вопросов высокого порядка сведено к минимуму.
– Вы долгое время прожили в Питере, во власти знакомые, друзья.
– Общаемся, дружим. Никакой политики. Есть люди, которых власть меняет. Иногда не в лучшую сторону.
– Если честно, вы участвуете в этой политической игре, где высокие ставки?
– В настоящее время я сконцентрирован на бизнесе. Завершаем выстраивание инфраструктуры для инвестиций в российские проекты. Объем инвестиций требует максимальной ответственности.
– Какие интересные проекты требуют срочного решения?
– Проект запуска инновационного комплекса по переработке тяжелой нефти в Оренбургской области. Выбор российского инвестора для реализации инновационного проекта в японской Осаке. Будут запатентованы новейшие аккумуляторные системы. Совместная компания получит глобальную монополию, подпишет лицензионные соглашения с мировыми производителями. Развитие проекта предусматривает IPO (первичное размещение акций) на токийской бирже.
– Есть информация, что вы станете советником президента Монголии.
– Впервые об этом слышу. Монголия располагает большим потенциалом для внешних инвестиций. Российских, японских. Думаю, что существует стратегия монгольской модели экономического развития.
– Cуществующая практика назначений показывает, что не всегда проходят кандидатуры, которые предлагает полпред. Например, как это было в случае с Тывой.
– И c Иркутской областью. Недавно избранный глава Тывы Шалбан Караоол изначально состоял в списке, представленном полпредом в администрацию президента. Все последние годы он позиционировался как оппонент Шериг-оола Оржака. К сожалению, многолетний лидер Тывы, обладая достаточным опытом, не сумел изыскать варианты достойной передачи штурвала.
В данном случае, скорее всего, будет предложена кандидатура, согласованная с нынешним президентом Леонидом Потаповым, руководством Народного Хурала. Она может отсутствовать в списке полпреда.
– Насколько важен в данной ситуации фактор 2008 года? Сам ВВП, его ближайшее окружение, борющееся за власть, и, естественно, различные ФПГ заинтересованы расставить своих людей на местах.
– В Бурятии ситуация стабильная. Ключевое решение не будет рассматриваться через призму 2008 года. В стране идет большая работа, направленная на модернизацию экономики, улучшение качества жизни населения. Поэтому слухи о борьбе влиятельных групп “кто после Путина” сильно преувеличены.
– Можно ли сказать, что личная преданность и принадлежность к определенной команде окажется решающим фактором безотносительно партийной принадлежности и других характеристик?
– Будет предложена кандидатура, которая сможет придать импульс экономическим процессам в регионе, привлечь внутренние и внешние инвестиции. Федеральное правительство нацелено на эффективные меры по развитию Забайкалья и Дальнего Востока. Новому главе Бурятии необходимо стремиться к искоренению клановости, снижению коррупции, излишней бюрократизации региональных и муниципальных структур власти. Механизм власти должен быть эффективным, соответствовать уровню решения современных задач на благо общества.
– Главное, что должен учесть новый президент Бурятии?
– Вспомнить уроки прошлого, сконцентрироваться на настоящем, спланировать будущее. Бурятии исторически суждено занимать стратегическое географическое положение. Редкий симбиоз геоэкономического, геополитического факторов послужит базисом динамичного экономического развития, роста качества жизни самого толерантного населения на территории России.
История развивается по спирали. Коммуникации Великого чайного пути, пронизывающие Индокитай, Индию, Китай, Монголию, в далекие времена превратили сибирский городок Кяхта в купеческую столицу, обеспечивающую основной внешний товарооборот империи. Расцвет Кяхты XVIII века сравним с экономическим чудом стран АТР в новейшей истории.
Нужен успех на пути создания региональной, байкальской экономической модели, способной привести Бурятию, ее население к самодостаточности, спокойствию, процветанию. Бурятия располагает перспективами достойного форпоста российской экономической политики в северо-восточной и юго-восточной Азии.
– Ваш прогноз. Кто следующий после Потапова?
– Могу предположить, что будущий кандидат будет хорошо ориентироваться в регионе, получит поддержку. Точно не ВАРЯГ.
Александр Махачкеев, "МК в Бурятии"
↓