На земле Бурятии начался праздник Белого месяца - Сагаалган. Накануне праздника глава Буддийской традиционной Сангхн России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев дал интервью корреспонденту «Центральной газеты».
- Досточтимый Пандито хамбо-лама, чем знаменателен уходящий год для буддистов России?
- Меня радует, что верующие возвращаются в дацаны. При этом миряне активно помогают нам их восстанавливать, собирая пожертвования и оказывая другое содействие. Мы прекрасно понимаем, что чаще всего люди отдают нам вовсе не лишние для себя деньги. Они дают их, отказывая себе в чем-то необходимом. И это служит доказательством того, что народ выше всего ценит духовное богатство. За год нам удалось построить один новый дацан и возродить два старых храма. Важным событием для российского буддизма стал 60-летний юбилей Иволгинского дацана - резиденция Буддийской традиционной церкви России. Это один из первых буддийских храмов, открытых после Великой Отечественной войны. С него начиналось возрождение буддизма в стране после долгих лет воинствующего атеизма, когда были закрыты и разрушены практически все дацаны России. 60 лет - это полный буддийский цикл Рабжуна (60-летний круг летоисчисления, состоящий из пяти 12-летних циклов - Авт.). Поэтому для нас это важное событие на сакральном уровне, Хочу также отметить, что буддисты России продолжают хранить нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова. Тело находится без изменений. Тайна Итигилова сохраняется. А влияние феномена Итигилова растет. Каждый открывает его по-своему, интерес к нему огромен, так как заставляет задуматься о вещах, пока недосягаемых для сверхрационального мышления современного человека.
- В уходящем году вы активно работали, как член Общественной палаты РФ. Как вы оцениваете свое участие в деятельности этой сугубо мирской структуры?
- Работа в Общественной палате РФ принесла мне удовлетворение. Пришлось включиться в борьбу со злоупотреблениями бюрократии и даже добиться небольших побед. Не без моего участия ликвидированы некоторые незаконные привилегии для высокопоставленных чиновников Бурятии. Защищал интересы жителей так называемых "нахаловок" в Улан-Удэ, которых власти пытаются выселить из построенных домов, хотя еще вчера не замечали проблемы самостроев, давая им разрастись. Сейчас создана комиссия, которая должна разобраться в этой ситуации без принудительного выселения людей, которое было уже началось. Вступался и за интересы ветеранов. Конечно, такого рода конфликты не входят в компетенцию духовного лица. Половина людей, которые теперь приходят ко мне, приходят не как к ламе-священнослужителю, а как к общественному деятелю. Но я еще и гражданин своей страны. И считаю, что не вправе отказываться от общественной нагрузки, предложенной мне главой государства. Кроме того, как говорится, что-то теряешь - что-то находишь. Признаться честно, я не думал, что в жизни нашего общества столько бардака. Не проблем, а именно элементарного бардака. Так что, в этом смысле я стал более осведомленным, Отрадно и другое. Я убедился, что наши чиновники умеют учиться и исправлять свои ошибки.
- Вы остаетесь членом Межрелигиозного совета при президенте РФ. Как вы оцениваете межконфессиональный диалог между традиционными религиями?
- Он постоянен и достаточно конструктивен. Хотя есть вопросы, по которым поиск компромиссов идет сложно. Приведу в пример известную дискуссию о возможности преподавания в школах основ православия. Как известно, это вызвало неоднозначную реакцию у приверженцев других религий. Вместе с тем, должен отметить, что в целом споры не выходят за рамки корректности. А само их появление свидетельствует о росте религиозности жителей России. Значит, мы просто обязаны позаботиться и о росте толерантности общественного сознания. И понимание этого, я полагаю, есть.
- Не секрет, что в России остро стоят проблемы миграции, случаются и конфликты, имеющие национальную подоплеку. Какую роль могут сыграть традиционные конфессии страны в предотвращении событий, которые, например, имели место в Кондопоге?
- Огромную роль. Когда граждане одной страны формируют какие-либо группировки по национальному признаку с деструктивной идеологией, там так или иначе, может быть скрыто, но будет присутствовать религиозный фактор. Следовательно, священнослужители обязаны реагировать на это и всеми силами пытаться не допускать развития тех или иных конфликтов. А уж тем более тех, которые могут закончиться кровопролитием. Своевременное слово, проповедь пастырей здесь просто необходимы. Надеяться лишь на силовые структуры и официальную пропаганду - значит обманывать себя. Важно использовать все факторы, чтобы не допустить дестабилизации общества. И религиозный фактор в этом смысле трудно переоценить, так как именно за ним стоят нравственные и моральные ценности, а они порой сильнее юридических законов.
- Досточтимый Пандито хамбо-лама, насколько широки сегодня контакты буддистов России с буддистами мира?
- Мы поддерживаем самые широкие связи с буддистами мира. Недавно делегация Буддийской традиционной церкви РФ побывала в Индии, где приняла участие в работе международной конференции, организованной правительством Индии. Форум был посвящен 2550-летию ухода Будды в Нирвану. Это не помешало нам обсуждать общие теологические проблемы. Форум состоялся в местности Бодхгайя, где Будда обрел просветление. Ритуал возжигания священных лампад осуществил Его Святейшество Далай-лама XIV. Конференция носила научный характер, поэтому сюда съехались ведущие ученые со всей планеты. Мне, как и хамбо-ламе буддистов Монголии, было также предоставлено слово.
Кроме того, мы побывали в Лумбини в Непале, где уже началась подготовительная работа по строительству бурятского дацана. Рабочие проблемы его возведения обсуждались с представителями министерства культуры Королевства Непал. Я принял участие и во Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве, где духовные лидеры религий планеты обсуждали самые актуальные мировые проблемы. Это были полезные дискуссии.
- И вопрос, который волнует не только сторонников учения Будды. Что, по прогнозам буддийских астрологов, которым доверяют даже атеисты, принесет нам Год Огненного Кабана?
- Прежде всего, хочу отметить, что 18 февраля наступает год дикого Кабана, а не домашней Свиньи, как неверно сообщалось накануне европейского Нового года. А это большая разница. Кабан отличается бдительностью, свирепостью. И, как ни странно, плохой памятью. Первые качества таят опасность для людей, как, впрочем, и забывчивость, которой мы порой страдаем. Кроме того, вступает в свои права итоговый год очередного 12-летнего цикла буддийского календаря (1995-2007). Этот год подведет итоги всему сделанному за этот период. Он дает возможность наверстать все дела, которые люди не смогли осуществить за предыдущие 11 лет. Но в то же время велика вероятность потери всего достигнутого. Все человеческие деяния и помыслы будут более ясными. Так что, год будет тяжелым и напряженным. Но для сильных людей, готовых к испытаниям, это будет год оправдания всех надежд.
Антон Резников, «Центральная газета»
↓