11 июля, 16:33
12 июля по Бурятии преимущественно без осадков11 июля, 15:27
«Сделаем»: Алексей Цыденов ответил на вопросы жителей Кабанского района Бурятии11 июля, 15:19
Главе Бурятии презентовали проект нового молодёжного пространства в Кабанске11 июля, 14:18
«Голос кочевников–2025»: программа фестиваля в Бурятии11 июля, 11:32
Полиция и росгвардейцы обеспечивают безопасность фестиваля «Голос кочевников» в Бурятии24 декабря 2006, 11:42
Как президент Бурятии относится к укрупнению регионов и созданию «Сибирской республики»? Как бороться с коррупцией? Кого Леонид Потапов назовет своим преемником? Каков прогноз реализации инвестиционных проектов в Бурятии. Как улучшить государственное управление? Противоречит ли развитие туризма развитию промышленности? Какую оценку поставить сенатору Малкину? Почему президент защищает чиновников, получивших деньги по программе «Социальное жилье»? Депутат Народного Хурала Бобков – «доносчик»? О чем рассказал и о чем умолчал Президент Бурятии. Полная стенограмма пресс-конференции по итогам 2006 года.
Президент Бурятии Леонид Потапов провел пресс-конференцию для республиканских СМИ. Редакция ИА «Байкал Медиа Консалтинг» приводит полные ответы главы республики.
Вопрос «Восток-Телеинформ»: Леонид Васильевич, начиная с 2001 года, республика РБ ежегодно на 2-3% опережает среднероссийские показатели по росту объемов производства, по экспорту товаров, по обороту розничной торговли и другим основным экономическим показателям. Скажите, пожалуйста, чем объясняются, на ваш взгляд, эти экономические достижения нашей республики и каков прогноз развития по основным промышленным показателям на ближайшее время?
- Что здесь надо иметь в виду? Мы, во-первых, отработали стратегию перехода к устойчивому развитию на 2002-2010 годы. Мы в этой стратегии поставили задачу удвоения валового регионального продукта. Затем, на основе этой стратегии, мы отрабатывали далее среднесрочные программы социально-экономического развития. Причем мы их принимали законами. Это, мы, начиная у нас 2002, 2003, 2004, далее 2005 –2006– 2007… В общем, двумя уже законами принимали такие программы. Естественно, в наборе, в программах социально-экономического развития, безусловно, это уже в рыночных условиях, а не в директивной экономике. Мы ежегодно отрабатывали планы действия правительства, которые являются механизмом реализации программ социально-экономического развития.
То, что вы сказали, 2-3 процента, с таким, будет говорит, разбросом, у нас действительно все годы получались, если брать за базу 2000 год, все годы получались, но 2004 год у нас был темп ниже среднероссийского, мы в этот году выросли на 3,7%. Сейчас у нас по 2005 году данных нет, потому что будут исчислять по видам экономической деятельности, но, дай бог, чтобы с такими пропорциями пошли в последующие годы. Думаю, дальше будет много таких вопросов, я буду подробно останавливаться на социально-экономическом положении, но в основном, объяснить следует этим: мы, в отличие от некоторых регионов, не просто в режиме функционирования старались работать, но свои краткосрочные и среднесрочные задачи и цели привязывали к стратегическим задачам, которой определялась стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию.
Не могу не сказать, что мы в рыночных условиях программу такую отработали одни из первых в России. Это программа социально-экономического развития 1996-2005 годы. Рассматривали, меня слушали еще на правительстве Черномырдина. Но затем, я должен сказать, когда придавался статус программам социально-экономического развития на федеральном уровне федеральный статус, потом от этой практики отказались. Тогда мы, правительство, я, как президент, стали ставить задачу, чтобы была все-таки отработана программа социально-экономического развития, чтобы нас рассмотрели в составе федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. И мы были рассмотрены этой программой. Сейчас такая программа, я должен сказать, работает. Безусловно, подходы не могли не сказаться на социально-экономическом развитии. Но везде, в каждой своей программе мы ставили задачу – не просто экономический рост, а экономический рост, опережающий экономический рост Российской Федерации. Я дальше, думаю, такие вопросы будут, я продолжу более подробно.
Вопрос газеты "Молодежь Бурятии": Леонид Васильевич, на прошедшем 29 ноября съезде Союза промышленников и предпринимателей Бурятии президент СПП Леонид Белых упрекнул правительство республики в чрезмерном увлечении туризмом в ущерб остальным отраслям.
- Я так скажу - Леонид Яковлевич, я думаю, сказал, не подумав. Почему? Потому что, пожалуйста, я разве против развития авиационного, к примеру, завода? Я в свое время был инициатором строительства в республике моторостроительного завода, первая очередь которого было 25 тысяч работающих, первая очередь! Мы тогда ставили задачу, вышли на объемы в год 300 вертолетов МИ-8, в год делали! На авиазаводе есть и самолетная тематика, выпускали и самолеты, МИГ-27М – наша машина. Потом машина дозвуковая, СУ-25Б, СУ-25УБ, вышли по ним, делали по 20-25. Тогда поставили задачу - вообще вертолеты отпочковать и делать их в Северобайкальске. Такова была ситуация. Ну а сейчас делаем от 30 до 40 вертолетов. Но делаем, конечно, уже на мировой рынок. А дальше Су-25, Су-39, современный штурмовой комплекс, делаем их, дай бог, 2-3, если будем их еще делать? Заказов на эти машины нет. Завод загружен на 20-30 процентов. Пожалуйста, давайте развивать, разве я против развития авиазавода? Но реальная ситуация такова, востребованность пока рынок Ми-8… Но мы работаем на рынке вместе с Татарстаном. Вот таковы реалии.
А туризм что нам даст? За туризмом не надо видеть одни туристические услуги. Если брать в региональном валовом продукте, мы просчитали до 2026 года, тогда у нас туристические услуги будут 6,2%, да еще плюс 26 процентов от развития смежных отраслей. Это - сельское хозяйство, пищевая промышленность, инфраструктура вся. Вот что даст. Поэтому увлеченности здесь, я хочу откровенно сказать, нет.
Вопрос газеты "Пятница": Леонид Васильевич, мы знаем, что вы очень редко обращаетесь с заявлениями к народу республики. Вот недавно прозвучало Ваше обращение к жителям по ситуации, сложившейся вокруг "БайкалБанка". Скажите, пожалуйста, будут ли определены фигуранты этой истории, спровоцировавшие ситуацию, ведется ли следствие и какие структуры его ведут? Будут ли публично названы эти фигуранты?
Очень хороший вопрос. Действительно, за период своего президентского правления я к народу Бурятии обращаюсь второй раз. Первый раз, если вы помните, когда некоторые депутаты спровоцировали сопротивление по поводу вывоза Атласа тибетской медицины. Вы помните, что тогда происходило. Митинги, затем ламы под дождем, когда мы вывезли Атлас... но что делать? Тогда это могло перерасти в политическую нестабильность. Тогда я вынужден был пойти на силовые действия и выступить с обращением к народу, я впервые это сделал.
Но, представьте себе, мною ситуация в республике отслеживалась, в первые сутки 30 тысяч приходит вкладчиков, в следующие – примерно так же. Но представьте, заминка в подвозе денежной массы к банкоматам, невыдача… а мы знаем, сколько было и есть обманутых вкладчиков… Естественно, недовольство, на улицу, громить магазины, стекла, да и сам банк. Поэтому, чтобы успокоить народ Бурятии, я знал действительную финансовую ситуацию в банке, поэтому смело пошел на такое заявление. Хотя не все советовали мне, мол, надо повременить… а что повременить? поэтому было сделано жесткое заявление, что благополучное финансово-экономическое положение банка, а это просто методы недобросовестной конкурентной борьбы. Естественно, сразу все пошло на спад, народ успокоился. Все пошло в нормальном русле. Не сделай я это, могла быть другая ситуация. Мной даны поручения всем правоохранительным органам. Этим занимаются. И будут приняты самые жесткие меры, чтобы найти этих фигурантов. Это просто безобразие.
Вопрос ИТАР-ТАСС: В Томской, Новосибирской и Кемеровской областях образованы инициативные группы для проведения референдума по объединению Сибири в единый субъект Российской Федерации - "Сибирскую республику". Как Вы относитесь к этой инициативе?
- Я, извините тем, кто это делает - категорический противник такой масштабной Сибирской республики. Ведь в основе административно-территориального деления, экономической самодостаточности лежит территориальная специализация. К вопросу укрупнения регионов РФ, да, я на это смотрю положительно. По своему отношению, то административно-территориальное деление, которое сейчас существует в России - оно слишком дробное и является тормозом социально-экономического развития. Но я бы видел так - Сибирь огромная. Западную Сибирь, что, мы сравним с Восточной? Или даже не так - сравним Забайкалье с Западной Сибирью? Ведь как мы в Забайкалье живем, по сравнению, там – Западная Европа! Там ведь совсем другая ситуация. К примеру, посмотреть в Западной Сибири, Кемеровская область, Республика Алтай, Алтайский край – один шестимиллионный регион, на мой взгляд, это было бы экономически самодостаточно.
Или Новосибирская, Омская, Томская области. Восточная Сибирь – к примеру, Прибайкальский край. Я прихожу к выводу какому - я в свое время занимался экономическим районированием, я не понаслышке говорю. Я прихожу к выводу о целесообразности, к примеру, Прибайкальского края, куда входили бы Иркутская, Читинская области и Бурятия. Это тоже около 6 миллионов человек, такой регион был бы экономически самодостаточным. Вот так я видел бы перспективу нашей России. Потому что, мировую практику давайте посмотрим.
Сейчас с таким дробным делением, как Россия, везде провинции где-то 28, до 30. В Китае там сколько? У них 26-28, в Бразилии, если брать по экономическому пространству, тоже где-то так. Ну, Америка, 49 штатов. То есть, с таким дробным делением государств в мире не остается. И это необходимость. Вот это мое убеждение, мои подходы. Еще одно откровение скажу, когда был секретарем обкома партии, я был инициатором подготовки специальной записки, вообще, рассмотрение Забайкалья, как отдельного экономического района. Ведь, что по жизни происходило? Красноярский край, Иркутская область, поскольку они территориальная специализация другие, то по ним специальные, отдельные постановления были ЦК КПСС, Совета министров РСФСР. Дальний Восток, он тоже специально рассматривался. А мы, Забайкалье, вот так оставались, извините, своеобразным таким серым пятном. Поэтому на Политбюро подготовлена была такая записка, меня тогда поддержал первый секретарь обкома, и такая записка ушла. Но затем пошли эти перестроечные дела, и мы в бытность Горбачева, а затем уже в бытность Ельцина, мы тогда поставили с губернатором, тогда, по-моему, Иванов был, поставили вопрос о рассмотрении нас - Забайкалье, Читинская, Бурятия, в составе программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Вот, если кратко говорить об экономическом районировании и административно-территориальном делении, и создании новых административно-территориальных единиц в России.
Вопрос газеты «Бурятия»: Вы внесли в Госсовет предложения по государственному управлению, по его совершенствованию. В чем их сущность?
- Суть? Это очень хороший вопрос. Я в свое время, пришлось мне, много занимался совершенствованием хозяйственного и регионального управления, работая в Туркмении, работая у нас. Меня занимало и занимает вопрос совершенствования государственного управления. Нас было выступающих в списке где-то 11 человек, я был там 5 или 6. Но выступило всего 4 человека. Президент, естественно, у него какие-то другие дела были. Мне не удалось выступить. Но свои предложения я оставил Госсовету, и естественно, Президенту Российской Федерации. Возможно, он и ознакомился с ними.
Первое предложение, которое было мною внесено - это вопрос управления социально-экономическим развитием регионов. Сейчас есть закон. Закон этот называется так. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». Этот закон принят еще в 1995 году. В моем представлении этот закон уже, я бы так даже сказал, безнадежно устарел. То есть смысл – когда мы отказались от директивного планирования, хотя я не считаю, ну, директивного пусть не будет, командного пусть не будет, но… Планирование, оно-то должно быть. Другой вопрос - каким оно должно быть в рыночных условиях? Я прихожу к какому выводу? Что так, как сейчас идет планирование, то есть фактически программы среднесрочного социального развития и задается так, если можно выразиться, режим функционирования, то есть текущие дела.
Я считаю, что когда рассматривается среднесрочная программа или даже долгосрочная программа, на 10 лет, она обязательно должна привязываться к стратегическим целям. Тогда что должно быть вообще в системе планирования? Первое: безусловно, прогноз социально-экономического развития. Следующий документ: я бы назвал ее комплексная программа СЭР, или комплексное планирование социально-экономического развития. Снова начинаю: прогноз социально-экономического развития. Далее идет – Стратегия. Следующей идет долгосрочная программа. Далее идет схема территориального планирования, которая является территориальной проекцией стратегии. Далее идет среднесрочная программа и, далее, краткосрочная, то есть годовая программа социально-экономического развития. И это все, это я по региону называю, и это должно быть привязано к стратегическим целям и задачам, которые поставило государство. Я же, регион отдельно, не могу развиваться, не привязываясь к стратегическим целям социально-экономического развития России. Вот, как я представляю, должно быть планирование социально-экономического развития России. Тогда должны увязываться наши показатели, наши программы и с программами социально-экономического развития Российской Федерации.
Следующее, каким было мое предложение. Мы за годы реформ отстали, отстали заметно. Мы где-то в советское время находились, ну в среднем будем говорить, где-то 30-е, 40-е, сороковые с лишним, и за годы реформ мы отстали и находимся, были, относились к регионам с крайне низким уровнем развития, сейчас с низким уровнем. Почему мы скатились? Мы скатились лишь только потому, что каркасом вот этого экономики, экономическим каркасом, ну, были предприятия оборонно-промышленного комплекса и были предприятия стратегического сырья. И плюс мощная лесная промышленность, которая поддерживалась государством, и плюс мощное сельское хозяйство, которое тоже поддерживалось государством. За годы реформ вот этот тип производительных сил он очень сложно сейчас адаптируется к рыночным условиям. И практически эти предприятия, так будем откровенно, они разрушились. Моторостроительный завод, который полторы тысячи работало, нет, Бурятфермаша нет, радиозавода нет, завода автоматических систем нет, приборостроительного объединения, мощного, где работало 8-8,5 всего филиала нет. Поэтому вот это требует теперь, нарождающихся новых рыночных условиях, оно требует других подходов, другого планирования, о чем я уже сказал.
И следующее, что мною поставлено было, чтобы правительство обязательно обнародовало Декларацию, ежегодно. В Декларации что должно правительство России? Ну, во-первых, оно должно сказать, а вот какими будут "правила игры", а вот каким будет инфляция, а вот каким должны быть в России среднемесячная зарплата, к примеру, отраслям. Тогда понятно нам, регионам, и понятно хозяйствующим субъектам, понятно предпринимателям, и это обязательно должно делаться.
Следующее, четвертое, что мною было поставлено? Должен быть механизм. Ну, раз мы отстали, значит, должна быть подход у государства, в сокращении различия в уровне социально-экономического развития России и вот этого субъекта, который вкатился, скатился вниз. То есть, мы одни, без поддержки государственной поддержки теперь, чтобы поправить положение, особенно в социальной сфере. Должно просчитываться: да, Бурятия отстала, к примеру, в розничном товарообороте, а ведь дифференциация какая произошла? Дифференциация произошла в разы. К примеру, среднедушевые доходы я беру Тюмень и Дагестан, где-то в 50 раз. Но в государстве с единым экономическим пространстве такая дифференциация, она ведь не должна быть. Поэтому я поставил вопрос. Отработать надо механизм по сокращению различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Программы, которые я назвал, программа была на 10 лет социально-экономического развития, она перестала существовать. Та программа экономического и социального развития Дальний Восток и Забайкалье, она тоже практически не выполняется. Ну, если допустим нас, Забайкалье и Дальний Восток, мы где-то, сколько там, до миллиарда доходило, а Татарстан, к примеру, 15-16 миллиардов. Поэтому она, безусловно, дала для нас много. Сказать, что она не дала, я не могу, потому что там у нас сидит с вами республиканская больница, там противотуберкулезный диспансер, детская многопрофильная была, ну, я не буду все объекты перечислять, сколько там было, но это крайне и крайне недостаточно. Это вот четвертное, что я поставил.
Пятое, что я поставил в моем выступлении и в предложениях Госсовету. Укрепление населенческого потенциала Сибири и Дальнего Востока. Но точнее, если я буду откровенным перед вами, я поставил не всю Сибирь. Западную Сибирь – ну что? Я поставил вопрос – Забайкалье и Дальний Восток. Что произошло за годы реформ? За годы реформ получилась такая картина, уехало где-то 1,3 миллиона. То есть вот это экономическое пространство, 41 процент экономического пространства России, населения осталось 6,1 процента. Встает вопрос удержания вот этого экономического пространства. Вот это встает стратегической задачей государства удержать вот это огромное экономическое пространство. Надо заселять Забайкалье и Дальний Восток. Конечно там теперь Сибирь тоже. Да, я согласен, но Сибирь тоже, она ну где-то же надо в приоритетах. Ладно, давайте всю Сибирь будем. Но я поставил вопрос в основном Дальний Восток и Забайкалье, причины я вам вот сказал. Потому что территориальная специализация наша вот Забайкалья и Дальний Восток – они разные. Тем более в огромной Сибири, где она делиться на Западную, Восточную и я вот добавляю Забайкалье. Потому что убежден, что в территориальной специализации надо именно посмотреть, на мой взгляд, следующее. Вот это то, о чем я сказал.
Следующее мое предложение - укрупнение регионов. То, о чем я вам подробно сказал. Должно быть укрупнение регионов, 26-28 регионов, без недостатков дробного деления, экономически самодостаточные, мощные регионы.
И последнее, что я поставил вопрос - специфическая проблема Бурятии. Я выступал на Совете национальной безопасности, Президенту прямо сказал: "Владимир Владимирович, Бурятия - это водосборная площадь Байкала. Бурятия 83 процента водосборной площади России. Бурятия – это 336 речек, которые наполняют вот эту чашу. Бурятия, для того, чтобы сохранить эти речки, она применяет эколого-защитные, эколого-сберегающие технологии. Лесная промышленность у нас совсем другая, чем в Иркутской области. Потому что у нас повышенные здесь экологические затраты. Мы недоприменяем минеральные удобрения и пестициды. Мы перенесли сотню животноводческих ферм, прекратили молевой сплав, прекратили буксировку волноустойчивыми сигарами, перевели на замкнутые водообороты свои предприятия. То есть, мы, формируя этот водный ресурс, передаем когда Иркутской области, у нас с вами тарифы в 3,5-4 раза больше. Но, Владимир Владимирович, это же единое экономическое пространство. Получается, совершенно разные условия для предпринимательской деятельности - в Иркутской области и Бурятии. Рамочного закона о рентных отношениях в России нет, рамочного закона о взаимодействии с Иркутской областью тоже нет. Но тогда давайте, вот этот хозяйственный механизм должен быть отработан на Байкальской природной территории. Тогда, давайте, будем расщеплять водный, раз мы несем такие затраты, давайте расщеплять будем вот этот водный налог, и чтобы Бурятии большая часть. Давайте его рассчитаем, и она доставалась чтобы Бурятии. И следующее, раз у нас повышенные с вами экологические затраты, там, где превышение над средними показателями России, ну тогда должно государство процентную ставку поддержать, или этот инвестиционный проект, поддержать для того, чтобы Бурятия имела нормальные показатели социально-экономического развития. Вот этого нет. В конце я прямо сказал, что я нахожу, я в прошлом году очень подробно президента снова проинформировал по этому. Кроме Совета по национальной безопасности мы, так совпало, мы с Грефом были. Я поддержку такую нашел, и сейчас находится моя записка у Президента в администрации о совершенствовании механизма хозяйствования на Байкальской природной территории. Я не тяну все на Бурятию, конечно, ядро водосборное – это Бурятия, но часть водосбора есть и в Читинской области, ну и поскольку напрямую примыкает и Иркутская область, я не хочу, потому что зона атмосферного влияния там, центральная экологическая зона ну, частично, ведь тоже в Иркутской области, а буферная зона, то есть водосбор основной, это в Бурятии. Вот записка лежит – раз. Второе – там лежит проект указа президента о придании Байкальской природной территории модельной территории устойчивого развития. Это в свое время еще Коптюг так сформулировал, и считаю, правильно сформулировал. И Декларации всех вот этих – как мы должны хозяйничать, как подходить к Байкалу вот этих территорий, Байкальской природной территории. Я получил, сейчас встречался еще раз с Анатолием Васильевичем Квашниным, поддержку у него получил, думаю, его записка тоже будет. Поэтому вот вопросы, которые были поставлены мною в моем выступлении и в предложениях Государственному Совету.
«АИФ в Бурятии»: Леонид Васильевич, 10 лет назад озеру Байкал был присвоен статус всемирного природного наследия. Что дал этот статус всемирного природного наследия конкретно для РБ?
- Статус. Я вам буду перед вами откровенным, ну предельно, сказал бы откровенным. Когда принимался закон об озере, об охране озера Байкал, я был в это время в Туркмении, и я не сумел повлиять, и когда я приехал, он был уже в Государственной думе. И вот там все это состоялось. "Об охране озера Байкал". Я бы считал, надо ставить вопрос «об озере Байкал». Там сразу должен прорабатываться вопрос не только охраны, мы-то охраняем. Я потом скажу. «Об озере Байкал», чтобы там был сразу известен механизм хозяйствования. А когда объявили, это начались реформенные годы, и так, как охранялся, я вот еще раз говорю, буду откровенным, в советское время, такого уже не было. Я бывший главный инженер завода, локомотивовагоноремонтного завода, вы знаете мою судьбу, и когда я был главным инженером, приехал народный контроль Союза ССР. Я, ну вот там смотри, будь готов, там могут по охране Байкала. Ну, естественно, а всегда захлестывало что – проблемы там производства, горит план, ну а тут думаю, какие-то там еще какая там охрана? Совещание начинается, а он – здесь главный инженер ЛВРЗ? Ого, думаю, ничего себе. А все руководство республики, весь народный контроль руководства Союза ССР, они там все сидят. Я, естественно, сразу впал в такое оцепенение. И вот он меня вызывает, этот, и давай меня чистить. Я, поскольку мог бы своими словами сказать, но я растерялся и, конечно, стал читать. «Брось свою шпаргалку!» Ну, бросил я шпаргалку. И вот он давай. «А ты знаешь, что 22% пресной воды земного шара». Я, конечно, тогда не знал. Говорю: «Не знаю». И он как меня, как мишень для битья. Избили меня, я пришел, ну, думаю, все, партбилет отберут, и все, и ничего не будет. Мы что тогда сделали на заводе? Мы все – наши дизельный комбинат, локомотивный комбинат, вагонный комбинат, все мартеновские печи заменили и сделали электропечи. На всех гальванических цехах полностью мы заменили все. Сейчас я так скажу. Конечно, в условиях, рыночных условиях, это постепенно тоже встанет на место. Но на место свое станет с учетом особенностей хозяйственного механизма на Байкальской природной территории. Здесь это надо, вот те подходы, которые я принципиально сказал, они должны быть. Я все время упрекаю иркутян. Иркутяне, почему Бурятия Селенгинский Целлюлозно-картонный комбинат перевела на замкнутый водооборот, почему вы продолжаете гадить Байкал? В Томске президент проводил когда совещание, я не скрою от вас, я был сторонником того, чтобы по Бурятии прошла нефтяная труба. Потому что там 2,5–3 миллиона долларов было, полностью приводили в порядок нашу социальную сферу. А они митингуют там, 10 тысяч. Вот вы митингуете – и переведите на замкнутый водооборот БЦБК! Все одинаковые должны быть, и я ставлю вопрос о хозяйственном механизме на Байкальской природной территории и сохранении уникального природного комплекса озера Байкал. А сейчас я скажу, что в этой части есть некоторое забвение. А потом – охрана озера Байкал, а почему финансовая нагрузка должна быть на одной Бурятии? Мне ж на этот вопрос не отвечают. Раз поддержал меня Президент, поддержал министр экономического развития, ну, давайте тогда, те предложения, которые мы вносим, вы и поддержите. Тем более что с поддержкой сейчас Анатолия Васильевича Квашнина.
Вопрос «Центральной Газеты»: В последнее время много говорится о том, кто займет пост президента Бурятии после окончания ваших полномочий, кого бы Вы хотите видеть, и будете ли вы сами принимать участие в выборах в Народный Хурал, или, возможно…
- Ну, вы мою позицию помните. Я озвучиваю ее, наверное, второй или третий раз. Вы помните, пошла эта сразу мода - когда нас стали не избирать, а наделять полномочиями представительным законодательным органом, я не побежал и не стал писать никаких заявлений. Меня избрали, я решил не дергаться. Я должен откровенно сказать, на четвертый, для меня это 6-ой, правда, первые сроки они были как? Я, не забывайте, пришел первый секретарь обкома партии. Меня попросил секретарь обкома партии, меня попросили коммунисты, была записка в свое время Горбачева. Горбачев дал поручение Лукьянову и Разумовскому, «разберитесь». Я работал тогда первым заместителем председателя Верховного Совета Туркмении. Меня вызвали, но все равно мне надо было когда-то возвращаться в Бурятию. Для меня это 6-ой срок. Я не собираюсь и не настраиваюсь на 4 срок. Но со мной не разговаривал Президент, будет, очевидно разговор, что, как будет. Я лично не настраиваюсь и не собираюсь. Кого бы я видел? У меня есть кандидаты. Но сейчас я их не называю во избежание всяких там кривотолков. Еще раздерутся и забудем работать, будем власть делить. Я это проходил по жизни. И в Туркмении проходил и у себя на родине, когда вернулся.
Вопрос «Тивиком»: Планируется ли в будущем году софинансирование муниципальных программ «Жилище»?
- Да, планируется. Когда мы делаем сейчас среднесрочную программу социально-экономического развития, мы всегда параллельно делаем и программы развития наших районов и, естественно, сразу готовим соглашение. И, безусловно, софинансирование будет. Тем более, что мы приняли закон о фонде муниципального развития. Там мы вопросы софинансирования, совместного решения… Если прошла дифференциация социально-экономического развития субъектов РФ, естественно, прошла, такая дифференциация существует и в рамках региона. И сейчас мы в комплекте программно-управленческих документов параллельно работаем над программами социально-экономического развития. Наши подходы – когда был военный управленец, Анатолий Васильевич Квашнин, он наши подходы одобрил, и даже рекомендовал субъектам СФО.
Вопрос "Московский комсомолец в Бурятии": Леонид Васильевич, как складываются Ваши отношения с политическими партиями в Бурятии? И какова вероятность того, что Вы могли бы возглавить совет сторонников "Единой России"?
- Я в целях, для политической стабильности, прошу обратить внимание на что – у меня есть Совет по делам национальностей, есть Совет старейшин, Консультативный совет женщин есть, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями есть, и Политический консультативный совет. На Политическом консультативном совете мы раз в квартал рассматриваем самые жгучие вопросы. Возглавлять совет сторонников, я сам не вступал в "Единую Россию", но поддерживаю эту партию, и возглавлять еще Совет сторонников, я откровенно говорю вам, не собираюсь. Возглавляет Данилов – ну а на здоровье, возглавляй. А когда, если надо – меня приглашают на съезд, по каким-то крупным проектам, когда рассматривают, тоже приглашают. Поэтому мое взаимодействие с партией «ЕР» существует, и тот способ взаимодействия, который сложился, устраивает меня как президента. Сегодня у меня, кстати, встреча с И.И. Калашниковым как руководителем партии «ЕР». Не стыковать, партию власти, как угодно ее назовем, мне как президенту, безусловно, нельзя. И такое взаимодействие существует.
Вопрос газеты "Номер один" В этом году был ряд громких вопросов. Например, лишение заказов лопастного завода, хотя холдинг обещал учесть интересы. А также – взаимоотношение с администрацией Улан-Удэ во главе с Айдаевым и к «бобковской» Комиссии по противодействию коррупции при Народном Хурале.
- Давайте разделим эти темы, мухи отдельно, а котлеты – отдельно.
Лопастной завод сложился, в его структуре, он должен существовать. Я дал задание Переляеву и обязательно рассмотрю положение на этом заводе. У нас сейчас с авизаводом и с этим «Оборонпромом» есть соглашение, неплохое соглашение, я, кстати, сам ежегодно рассматриваю соглашения с крупными предприятиями, их свыше 30. Я лично рассмотрю проблему Лопастного завода.
По «бобковской» комиссии. Не надо его, извините, пиарить. У меня никакого… Конфликт, говорят, президента с Бобковым или этой комиссией. У меня нет никакого конфликта. У меня, как у Президента, требование. Требование какое - есть заявленный регламент работы этой комиссии. Работай по Конституции, работай по закону о Народном Хурале, а не занимайся доносами. Он избрал форму доносов. Я никогда не мирился и не смирюсь с этим, это что такое? Почему? Пожалуйста, собирайте, гласно обсуждайте. Он там свыше двадцати, наверное, всяких этих… Ну-ка, сведи меня судьба с ним, ну чисто гипотетически представим, 37 годом. Да с его свойствами характера я бы давно был расстрелян семь раз, наверное. Правительство, наверное, сидело бы все в тюрьме, половина. Тоже расстреляны. Потому что каждый донос он заканчивает "Прошу возбудить уголовное дело". А там он что бы писал? «Расстрелять его как агента немецкой разведки», или еще как-то? Поэтому форма работы такая не годится, и пусть вносит коррективы. Вот мое требование. Я написал не ему, а Народному Хуралу. Эта комиссия – внутренняя структура Народного Хурала. Соблюдай регламент Народного Хурала, соблюдай Закон о Народном Хурале, и работай. Совет Народного Хурала, я вам должен сказать, поступил очень принципиально, сделали оценку, пусть делает выводы. Вот и все, что нужно от Комиссии по противодействию коррупцию. А работать – пусть даже там пишет свои жалобы или доносы, как угодно, но это же представительный законодательный орган, вы ж занимайтесь тогда законодательством. К примеру, социальное жилье. Если бы было продуманно… Вот тот порядок, он у нас существовал лет 10. И сразу он сломан. В результате идут же на очередь не к Бобкову, ни к кому, а идут ко мне на прием по личным вопросам. Когда сломали этот порядок, два главы – Заводской, Котов, певцы наши – Аюша Данзанов, я ему вот обещал… Был какой-то порядок, он сломался. Ну тогда сразу внеси, как хочешь сделать? Если ты лучше законодательно, и определенными нормами это сделаешь, то кто будет против? А то порядок ломается, а новый порядок законодательно, он не вносится.
- А Ваше мнение насчет работы городской власти во главе с Айдаевым, сколько публикаций по МУПам было, и так далее, Ваша точка зрения, есть ли здесь что-то от коррупции?
- Пресс-секретарь Президента Бурятии Александр Дружинин: «Я прошу прощения, сделал бы замечание газете «Номер один», потому что у нас идет порядок, и коллеги ждут своих вопросов. Сначала бы по одному кругу пройти, задать…».
Леонид Потапов:
- Я уж отвечу, только коротко. Я сторонник анализировать факты и на основе фактов делать выводы. У нас с Айдаевым, я бы сказал, деловые, конструктивные отношения. Но, я сейчас по "Байкалбанку", что, я очень жестко с ним… Почему мэрия должна стать местом слухов?! Непроверенных слухов? Зачем? Когда проверили – скажите, а когда это непроверенно, и местом становится мэрия, извините! Я категорический противник. Но представляете, народ-то как, если я сказал непроверенный, а вы сразу пошли, а это уже неуправляемая ведь. И тогда народ, действительно, обеспокоенный, «ага, денег нет, вклады сгорели»… Вот таких неосторожных высказываний не должно быть со стороны руководства администрации нашего города.
Вопрос "Информ Полис": - В нашей газете была публикация о том, что суды активнее стали привлекать к ответственности, вернуть в бюджет средства, жилищные субсидии, которые получили чиновники, аппарат Президента, министерств. Как вы прокомментируете это?
- Я, естественно, здесь защищал и буду защищать членов правительства. Так как в некоторых там идет – «вот, казнокрады, обогатились». Ведь что в действительности происходило? По социальному жилью мы помогли где-то, если в 96-ом было немного, а если дальше считать, то это практически прошло 10 лет, через такую форму поддержке, по неотложным мерам, мы помогли где-то 500 человек. Естественно, когда формировали в 2002 году, когда я сформировал новое правительство, там потребовалось решение улучшение жилищных условий. Хотя те, кто со мной третий – второй срок, они просили и до этого, особенно зампреды, я отказывал. Здесь я ни на кого не сваливаю, решение принимал я, и решил. Было их заявление, было их распоряжение. Правда, были нарушения и в документах, это было. Но что произошло, суды стали руководствоваться «не обеспеченного гражданина жильем, в том случае, если это меньше 7 кв метров». Первое постановление Совета Министров Бурятской АССР 56 года. И последнее постановление Совета министров БАССР о внесении изменений, ну не затронули эти 7 метров квадратных, оно было в 84 году. И это стало руководством для наших судов. Конечно, как сделали некоторые регионы, они норму эту изменили. А сейчас, когда Жилищный кодекс, мы, конечно, эту норму изменили. Но сейчас, если суды там пойдет разбираться, еще в Верховных судах. Если Верховный суд примет вернуть – пусть возвращают. Вот и все. Но скажу, так, как преподносят – я такого преподнесения противник. Было все официально, не воровали, ничего такого там нет, я буду тоже их честь и достоинство защищать.
Вопрос БГТРК: - По какой причине Вы приняли решение по культурно-спортивному комплексу Улан-Удэ, минуя Народный Хурал и Ваше мнение по поводу споров вокруг строительства гигантского спорткомплекса 25-летия?
- По культурно-спортивному очень внимательно послушайте эту занятную историю. Я допустил ошибку. Первая ошибка – она в каком году, мы приняли закон 637-3, по-моему. И там, когда Пальцев, он был тогда зампредом правительства, возглавлял госкомитет по имуществу. Я где-то не был, или не придал значения, он говорит мне «Пусть теперь делят машины, даже подержанные. Закон приняли такой, что все имущество будут делить они, Хурал». Я говорю, «вообще, это неверно». Потому что у нас в Конституции записано, что исполнительный орган управляет и распоряжается имуществом. А порядок определяет представительный законодательный орган. Я тогда, «ладно, не будем спорить, будем работать». Работать начали. Все шло нормально. Вдруг встал вопрос: «Почему мы Айдаеву стадион тот», потому что нам деньги выделит бюджет федеральный, и фонд «Эра» этого Малкина только в том случае, если объект будет на основе государственно-частного партнерства, а на муниципальную собственность законодательство не распространяется. Нам это передали. Айдаев пришел, естественно, возмущенный, «хорошенькое дело, Хурал проголосовал, у меня забрали, а теперь КСК отдать не хотите». Он просто сказал, «но я не буду выполнять».
Тогда я решил сам посмотреть законодательство. Про Конституцию я вам уже сказал. На нашей стороне 122 закон. Когда вышел 122 закон, и, по–моему, эта норма в 131 законе, там уже тоже определено - это полномочия исполнительного органа власти. И поскольку федеральные законы и наша Конституция на моей стороне, я взял и сказал: готовьте постановление. Подготовили постановление, и я подписал его. Я бы мог еще потерпеть, еще очередную сессию. Но что происходило? Решался вопрос принципиально. Если мы решаем, передаем в собственность, я даю документы, 3,7 млрд выделяется из центрального, ну представьте, я все время говорю теперь, что это исторический шанс, ну, плюс еще, по-моему, 1,5 млрд из фонда «Эра». Представьте себе, за 5,2 млрд иметь культурно-оздоровительный комплекс на всю республику. Поэтому я это постановление подписал, я предвидел. Я предвидел, потому что депутаты за свои полномочия всегда дерутся, и дерутся, надо прямо, крепко. Вот и все, «Президент нас не послушал», как они писали, чуть ли не «вытер ноги»… С такой обидой. Ну что мне делать? Вы помните спор. Я на Сессии Хурала стараюсь не дергаться. Я на сессии жестко сказал: «поступим мы цивилизованно. Есть мое обращение в Конституционный суд, возвращаться мы его из Конституционного суда не собираемся». И сейчас состоялось решение Конституционного суда РБ, решение посмотрите, юристы всегда пишут сложновато, но там совершено ясно, что распоряжается и управляет собственностью исполнительная власть. То есть правительство через уполномоченный орган – то есть через наш Госкомитет по имуществу. Вот это мы и сделаем. Но там есть, обратите внимание, мы должны проинформировать Народный Хурал, приняли решение – отправляем в Народный Хурал, «пожалуйста, смотрите, если у вас какие-то замечания, предложения, в порядке контроля вы всегда можете правительству…» То есть Конституционный суд поддержал Президента, но, еще раз подчеркиваю, с информацией Народного Хурала. Сегодня у меня был председатель Конституционного суда. Я его попросил, «опубликуйте». Но, возможно, с комментариями, потому что если напрямую читать, бывает сложно понять.
Вопрос республиканского радио: - Второй раз рыбаки Баргузинского района проводят акцию протеста против сокращения лимитов на добычу омуля. Местные жители заявляют, что это их единственный источник дохода. Какое решение проблемы Вы видите в этой ситуации?
- Я, как человек баргузинский, выросший на картошке и рыбе, за то, чтобы люди не лишились этого источника. Но как это сделать? Они просят для личных целей пользоваться сетями. А современные правила рыболовства этого не позволяют. Мы им квоту в этом году. Кажется, 215… В основном идет речь по Чивыркуйскому заливу в основном. Но, это особая охраняемая природная территория, но я за то, чтобы это сделали. Все документы мы подготовили. И будем добиваться изменения правил рыболовства. Этим мы поддержим наших рыбаков.
Вопрос ТРК "Ариг Ус": - Леонид Васильевич, хочу попросить дать разъяснение по поводу Вашего предложения, которое вы сделали на встрече с представителями правозащитного движения «Эрхэ» и регионального объединения «Молодых ученых», суть этого заявления в том, что территориальная реабилитация бурятского народа возможна в рамках некого предполагаемого объединенного субъекта, в чем суть этого предложения, и видите ли вы возможность в будущем для Бурятии из этого субъекта, но уже в новых границах.
- Мое предложение-то, суть его не в этом, акценты нужно по-другому. Не территориальная реабилитация, в вообще, вот этого нового административно-территориального деления. Я с «молодыми учеными», пригласил их, у меня наверное часа 2-2,5 с ними. Я с ними откровенно поговорил. Они ведь многие просто свою историю не знают, деталей не знают. В Бурятии ведь, историю вы, если посмотрите, бывший нарком иностранных дел, Чичерин, когда шел вопрос, а что же Бурятия, автономная область или республика? Тогда Чиренин сказал, совнарком, было принято решение о Республике, это действительно стало республикой… Но. Административно-территориальное деление часто менялось, и наша республика, чтобы вы знали, была в составе Сибирского, затем Восточно-Сибирского края, и Дальневосточной республики. Но статус Республика никогда не меняла.
Мое предложение в чем состоит? Возможно создание Прибайкальского края, но чтобы статус республики был сохранен. То есть три уровня государственного управления. В советское время было три уровня - Совет министров Бурятской АССР, Совмин РСФСР и Совмин СССР. Три уровня госуправления исполнительной власти. Я вижу таким образом уровни - правительство Бурятии, далее идет правительство крупного макрорегиона и следующий уровень - Россия. А поскольку огромное экономическое пространство - это единственное государство в мире, которое с таким экономическим пространством, я бы даже ввел функциональные округа. Они больше, чем макрорегион. Его в составе, скажем, уже «Большой Сибири». Что такое функциональный округ? Это военный округ. Его зачем дробить в рамках макрорегиона. Он тогда в рамках Сибирского региона. «Горнотехнический округ», к примеру, «железнодорожные» дела можно… То есть в таком сочетании, я прихожу к выводу, и так предлагаю, управляемость в государстве будет больше.
По реабилитации бурятского народа. Я, будучи председателем Верховного совета, ни один вопрос сам ставил, ездил, и у Хаcбулатова был... Но тогда нам отказали, потому что нас не переселяли. И этот признак был распространен. Но когда появляется вот этот крупный макро-регион, тогда округа Усть-Ордынский и Агинский и Бурятия в рамках этого округа национальную политику, и вопросы развития бурятского языка, традиций и т.д., конечно, лучше и проще рассматривать.
- Статус республики сохраняется?
- А статус сохраняется, с возможным дальнейшим решением этого вопроса. И когда говорят, в Восточно-Сибирском когда крае была, «о, там сложились хозяйственные связи» - это промежуток был очень коротким, не успели еще сложиться хозяйственные связи. Но этот период был, когда единая была Бурятия с этими двумя округами. Вот коротко суть моего предложения.
Вопрос: Можно еще один вопрос экономического плана – если можно, поточнее, какие инвестиционные проекты на территории Бурятии продолжат свое развитие, какие будут реализованы в следующем году? Такие, Озерное и так далее.
- Из крупных инвестпроектов, вы правильно уже сами назвали, конечно, пойдет реализация Озерного месторождения. Я цифры приводил, но повторю – в Бурятии балансовых запасов месторождений цинка 48%, и первым месторождением будет, безусловно, Озерное. Я вам должен сказать, что я в 82 году, в Госплане уже был проект постановления ЦК КППС и Совмина СССР об освоении Озерного. Но потом пошли перестоечные дела… Прошло 24 года, и мы сейчас вернулись.
У меня встреча состоялась с руководством «Метрополя». Думаю, что мы начнем получать концентрат в 2008 году. Это, безусловно, крупный инвестпроект. Достоинство еще в том, что мы построим дорогу Могзон – Озерное, а поселок вахтовый на 300 человек уже в мае будет на будущий год. С 2008 года начнется освоение.
Следующим крупным инвестпроектом будет, безусловно, Холодненское свинцово-цинковое месторождение. Оно по балансовым запасам крупнее Озерного. Но у меня будет специальное совещание, каким будет освоение в условиях, когда Центральная экологическая зона увеличивается с 17 тысяч кв километров до 89 тыс кв км. Я сейчас в Москве встречался с руководством, их предупредил. Я сказал, «давайте заблаговременно рассмотрим вопрос по освоению Холодненского месторождения, так как оно попало в Центральную экологическую зону. Ведение горных работа, открыто, закрыто, обогатительная фабрика, где, как? Когда посчитаем повышенные все экологические затраты, тогда будет видно. Но я сказал заранее, «я ваш союзник и помощник в освоении, давайте заблаговременно рассмотрим».
Ведь нефтяную трубу помните? Вот, 800 – близко. Тогда где, до водораздела. До водораздела стали считать – ага, хребет, экономически нецелесообразно, она ушла не за 40, а за 400 километров. Когда экономика начнет считать, там может быть совершенно другая картина.
Следующее месторождение – урановое наше месторождение, «Хиагда». Тем более, что Краснокаменское месторождение в Читинской области близко к истощению, поэтому следующее будет осваиваться наше месторождение.
Следующее, мы не успели в советское время, это бериллиевый рудник, это тоже, кстати, фирма «Метрополь». Бериллий идет на пружины, бронзы, неусталостные автоматы, обшивы для ракет. Вот это освоение бериллиевого рудника. Я не сбрасываю, надо вести проработку, это Ошурковское месторождение. Правда, там экологически будет сложно, но когда мы в свое время поставили вопрос закрыть его, а уже построен был мост, и много что было построено, и начали уже хвостохранилище. Думаю, это тоже по серьезному на подходе.
Оретканское молибденовое – к нему сейчас присматривается «Норильский никель», была у меня предварительная встреча, я думаю, что с освоением этого месторождения, мы можем здесь «Могзон – Озерное», а дальше с можно выходом, если по настоящему, по промышленному осваивать, это уже выход на Новый Уоян, смычка, аркадная дорогая, тогда соединяется БАМ с ВСЖД.
На подходе основные месторождения эти.
Из крупных предприятий, я со всем откровением хочу сказать, думаю, получат развитие существующие крупные предприятия, и считаю, должен появиться крупный цементный завод. У нас приличные месторождения известняков, песка, глины, все это у нас есть. Думаю, у нас будет привязан большой, ну, уже не 650 тыс тонн, а крупный, 1 млн, 1,2 млн цементный завод.
А то, что я назвал и то, что погибло, мне очень и очень жаль. Потому что одно дело – если он едет, авиационным машиностроением. Он с гордостью. А потом, когда его нет, он – «мне это не подходит, я в Бурятию не приеду». А таких предприятий я их много назвал, я не вижу путей их восстановления, новых, я имею в виду. Приборостроение будет развиваться, но, конечно, не в таких объемах, как было в свое время.
Я уже сказал по особой экономической зоне, подвернулся исторический шанс, это не только туристкие услуги, это развитие смежных областей. И, естественно, развитие, поскольку огромные экологические ограничения, развитие Бурятии я вижу в инновационном развитии, это современные технологии экологосбережения, это и энергосбережение для нашей Бурятии. Сейчас мы отрабатываем Стратегию новую, отрабатываем все сценарные условия. Стратегию отрабатываем на 25 лет, в рыночных условиях, и все приоритеты мы должны выстроить.
Вопрос ИТАР-ТАСС: Леонид Васильевич, как вы оцениваете уровень приграничного сотрудничества с Китаем, и какое участие примет Бурятия в будущем году, когда будет проводиться Год России в Китае.
- У нас с Китаем у нас сейчас в основном где – это, конечно, лес, причем обидно, пиловочник в основном необработанный. Но это будет приостановлено, таможенная политика в государстве поменялась. И, безусловно, будет стимулироваться развитие деревообработки. Мы много поставляем тарного картона в Китай, с Автономным районом Внутренняя Монголия заключено соглашение, в основном конечно из лесной промышленности. Из продовольствия – это наши макароны. Правда, с КНР контракт будет серьезный по нашим вертолетам, поставим им 24 вертолета, это большой контракт, но можем предложить и сервисное обслуживание вертолетов, и производство запасных. Что касается военной тематики, я думаю, государство на это вряд ли пойдет.
- Леонид Васильевич, вы говорили об укрупнении регионов в России, как Вы считаете, нынешнее административно-территориальное деление Бурятии с ее 22 сельскими районами отвечает целесообразности?
- Это правильный вопрос, об этом я много думал. Я хорошо свою республику знаю. У меня есть мысли, будем говорить, «вчерне», а то только скажешь, уже говорят «Президент так хочет!». Надо просчитать все последствия. Примерно скажу: Тункинский район с Окинским, Иволгинский с Тарбагатайским, Джидинский с Закаменским, Хоринский с Кижингинским, Баргузинский с Курумканским... Они как бы сами напрашиваются. В 60-ых годах было так, но вы, чтобы знали, тонкости административно-территориального деления: после войны почему несколько раздробили – по двум причинам. Первая – чтобы восстановить народное хозяйство СССР, потому что центр появляется, начальство, все там… быстро восстанавливается. Когда более крупный – все это медленнее. Поэтому надо все просчитать. Вторая причина, почему пошли на более дробное деление в свое время – это сельское хозяйство. Потому что в масштабах малой административно-территориальной единицы быстрее эти вопросы. Но все-таки надо идти на укрупнение. Когда? Надо считать.
Вопрос "Информ Полиса": - Как бороться о коррупцией?
- Это вы хороший вопрос, я вам расскажу, как бороться с коррупцией. Все что сейчас идет - это политическая эксплуатация слова "коррупция". Я не буду сейчас называть фамилии… Но, собственно, я его уже называл, Василий Федотович, вот, уважаемый мной депутат, говорит: «Вот, Бурятия самая коррумпированная республика». Сам задает себе вопрос: «что делать?» Отвечает: «менять надо руководство республики на честное и молодое». И добавляет: «я тоже не старик». То есть он в открытую претендует на тоже, «порулить». Пожалуйста, порули! Но дело знай, что говоришь-то! Я откровенно вам скажу, что в законодательстве объем понятия «коррупция» не урегулирован.
Я дал Олегу Валентиновичу Хышектуеву задание сделать запрос в научно-исследовательский институт Генпрокуратуры. Оно у меня лежит, я могу дословно зачитать. Они исследовали, в целом это «срастание госвласти с преступным миром». Но меня-то интересовала Бурятия. Они, если с худших показателей брать, и на низший показатель. Мы занимаем в России, за 2005 год, 55 место. Но там есть показатель - коэффициент коррупционной преступности, считается с учетом плотности населения, в 2005 году республика занимала 47-й ранг в общероссийском рейтинге.
Нас приводят в пример, похвастаюсь вам немного. Допустим, мы выросли в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 1,1%, а Кемерово вышло на 68%. То есть они говорят, что у нас благополучнее. То есть мы на уровне средних. Но надо иметь в виду, что сюда включается не только преступления, но и правонарушения коррупционной направленности, и превышение должностных полномочий. Поэтому сейчас я говорю, у нас теперь есть не только капиталистический рынок товаров, но и капиталистический рынок политических услуг. Одна из услуг, когда идет политическая эксплуатация слова «коррупция», он как делает, визуальная цель – борьба с коррупций, а реальная цель– продвижение собственного политического имиджа на рынке политических услуг. Все! Другого ничего нет. Одним словом – борьба за власть, и ничего за этим не стоит.
Вопрос ТРК «Аригус»: - Леонид Васильевич, у меня вопрос о доме для ветеранов на Ермаковского. Считаете ли справедливым и правильным разрешение этой проблемы с детьми ветераном именно таким образом, как сейчас развивается.
- Там же есть статус этого дома, я причастен к строительству этого дома, статус определен правильно, и не надо детям так как-то приобщаться к этому. Мы окончательно сейчас… Мои все поручения существуют, я им сказал, что по тем вопросам, которые требуют рассмотрения на моем уровне, готовьте такие предложения. Сейчас предложения готовят, мы, наверное, сделаем лучше таким образом. Надо думать о следующем, тоже, с таким же статусом, доме ветеранов. Мы интересовались в других регионах, у наших дальневосточников 3 или 4 дома таких. Поэтому мы статус менять не будем. Но еще раз говорю, что мы это все устроим. А второй дом будем смотреть.
Ну дети это подогревают, не сами же ветераны подогревают. Но я бы вот так, если коротко.
Вопрос «МК в Бурятии»: - Заканчиваются сроки полномочий не только президента, но и сенаторов, депутатов ГД, хотелось бы услышать оценку их деятельности, на ваш взгляд, Малкина, Иннокентия Егорова…
- Я не берусь судить Иннокентия Николаевича Егорова, который от Народного Хурала. А что касается нашего сенатора, то у меня самые лучшие, теплые и добрые слова. Потому что, взять, к примеру, тот же физкультурно-оздоровительный комплекс. Сейчас же готовится распоряжение Российской федерации по нему. Это очень крупное решение проблемы. И напрямую он участник. Ведь я прибыл, принципиальный вопрос решил, дальше – сенатор. Вот, дороги возьмем. Дороги, воевали – воевали, у нас было 180 – 200 млн. ежегодно. В этом году у нас 1 млрд 100 млн. Как только миллиард сто стало – все Бурятию увидели, вместе с «Тресковским мостом», и давайте, говорят, «эту компанию, вот эту компанию». Ну, сейчас, я думаю, мы окончательно утряслись.
Миллиард сто. Это наша совместная работа с ним. Я вам даже больше скажу, когда с министром транспорта было совещание подготовлено, министр решения не принял. Вышли, я ему говорю, «Виталий Борисович, никто не разрулит, навались и реши этот вопрос». В следующий приезд, он проинформировал, и он, вместе с нами, с правительством, с президентом навалились, и он разрулил. Следующий год, дай Бог, чтобы это состоялось, но одним словом, на дороги меньше не будет. У нас замах такой - на 2 млрд с небольшим. И здесь конечно, тоже – Малкин. По особой экономической зоне, мои усилия, ведь история-то какая. Я бы, конечно, приложил огромные усилия, чтобы Герман Оскарович прилетел. Но одно дело я, еще – он попросил, и у нас он побывал. Ведь одно дело там, когда придешь, с бумагами с ним сидишь. А другое дело когда Герман Оскарович у нас побывал. И надо отдать должное Виталию Борисовичу, он на всем протяжении был вместе с ним. И я считаю, что рождение ОЭЗ – это совместные тоже усилия, что у нас побывал министр МЭРТ. И, надо сказать, что он с большой любовью все время говорит о республике, что там добрый и хороший народ, хочет развиваться, всегда это подчеркивает. И после этого – конечно. Но я сам, правда, как только он зовет на совещание, я все бросал и летел. И сейчас, видя наше отношение к этому делу… Конечно, это тоже много, много Виталий Борисович…
Совместная работа с минфином, там ведь много вопросов возникает. Здесь достаточно звонка, и Виталий Борисович пошел, решили. По ключевым министерствам у нас тоже здесь хорошие отношения сложились. Поэтому дай Бог Виталию Борисовичу здоровья, чтобы он и дальше трудился на благо нашей республики, хороший сенатор.
Вопрос БГТРК: - Новогодний вопрос, расскажите о самом ярком новогоднем празднике Вашего детства.
- У меня есть. Я только не знаю, какой год был, наверное, 43. Мне исполнилось 7 лет, восьмой пошел. Детство у меня прошло в Аргаде. Елку никогда не ставили – не было. А тут наделали бумажных игрушек, были какие-то стеклянные. Представляете, мы, кольцо это сужалось, сужалось, и мы задавили эту елку, разобрали эти игрушки и убежали. Это, я вам скажу, на всю жизнь запомнилось. А дальше все-таки, взрослее, видимо, не так ярко. Ну а вам, всех с Новым годом, всем всего самого хорошего в жизни. Вам спасибо.
8 июля, 12:00
Правительство России одобрило проект закона «Об охране озера Байкал»27 июня, 14:58
На Байкале запланированы экспедиции для изучения лесного подвида северного оленя16 июня, 09:42
Летний фоторепортаж ИА «БМК» из прибайкальского Посольска9 июня, 11:15
На Байкале стартует кампания по спасению самого милого эндемика27 октября 2014, 09:12
Мэр Улан-Удэ Александр Голков: «Запущены все механизмы управления городом»3 сентября 2014, 10:17
НГ: "Институт Хамбо-лам – всего лишь фрагмент картины российского буддизма"3 июня 2014, 16:18
Молодежь Бурятии: "Бурятии нужна новая индустриализация"3 апреля 2014, 11:08
Номер Один: "Вадим Бредний: "Нет времени для политики"© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»
Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия,
г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А
Телефон редакции: 8 (924 4) 58 90 90
E-mail редакции: info@baikal-media.ru
Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:
Озеров Игорь Викторович
Курение вредит Вашему здоровью!
При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования
В случае использования материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru
Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.
↓