Проект новой Программы социально-экономического развития (ПСЭР) Бурятии на 2005-07 гг., представленный правительством РБ в Народный Хурал, вызвал среди депутатов республиканского парламента немало вопросов. О том, в чем суть замечаний депутатов на правительственный законопроект, корреспонденту агентства «Байкал Медиа Консалтинг» рассказал председатель комитета по экономической политике НХ Вячеслав Ирильдеев.
- Вячеслав Германович, в чем суть претензий депутатов к правительственному проекту ПСЭР на 2005-07 гг.?
- Во-первых, программа СЭР должна быть реальной и иметь механизм исполнения. Мы видим этот механизм, прежде всего, в ежегодном представлении президенту и Народному Хуралу отчета об исполнении программы со стороны правительства. Необходимо обсуждать итоги исполнения программы за год и по мере надобности вносить в нее коррективы. Связано это с тем, что, например, на федеральном уровне могут быть разработаны новые целевые программы, такие как «Электронная Россия», и мы должны соответственно сразу корректировать нашу программу. Либо показатели программы могут быть не исполнены в силу изменения рыночной конъюнктуры или каких-то других причин – это также сразу должно отражаться на программе.
Другие замечания депутатов касались того, что закон о бюджете РБ на 2005 год уже принят, а ресурсное обеспечение ПСЭР не согласовано с бюджетом этого года. Например, в бюджете государственные гарантии предусмотрены в сумме 195 миллионов рублей, а в ПСЭР – 526,8 миллионов рублей. То есть бюджет и программа между собой не бьют.
И третье - многие показатели социально-экономического развития РБ приведены со значительной дифференциацией ожидаемых результатов. Например, темпы промышленного производства за три года должны составить от 6,5 до 22,8%. То есть и 7% хорошо, и 10% тоже хорошо, и 20%. По сельскому хозяйству – от 6% до 12%, за три года ожидаемые результаты отличаются в два раза. Таких отклонений в ожидаемых результатах реализации программы нет ни в одном регионе. Данный факт ставит под сомнение реальность расчетов других показателей реализации программы.
- В минувшую пятницу в Народном Хурале прошел «круглый стол», где проект ПСЭР обсуждался, в том числе, с участием сторонних структур, таких как СПП РБ, «Бурятэнерго» и др. Они высказывали какие-то замечания?
- Нет, особо предложений с их стороны не поступало. Было интересное замечание от депутата Михаила Семенова, который считает, что если президент и правительство ставят цель сократить разрыв республики от среднероссийских показателей, то мы и в программе должны отталкиваться от этого. То есть если сейчас мы отстаем по ВРП от среднероссийского показателя, например, на 60%, то в 2005 – должны сократить разрыв до 50%, в 2006 – до 40%. Должна быть абсолютная привязка, а не относительно самих же себя за предыдущие годы. Сейчас, хоть мы и показываем большие темпы прироста, на самом деле мы от России отстаем. Поэтому если мы ставим такую цель, то и методика расчетов должна быть понятна всем.
Очень интересное замечание высказало информационно-аналитическое управление НХ. Они предложили вместо косвенных показателей, таких как выпуск специалистов вузами, количество медицинских учреждений, и так далее, которые, в общем-то, сильно ни о чем не говорят, рассматривать другие показатели, которые более полно представляют социальные процессы. Это, например, количество заболеваний, детская смертность и продолжительность жизни.
- Как вы оцениваете новую программу в сравнении с ПСЭР РБ за 2002-04 гг.?
- По нашему мнению, она имеет более деловой и конкретный характер, хотя до идеального варианта еще далеко. Но, учитывая, что не менее одного раза в год в этот закон можно вносить поправки, мы можем по ходу реализации доводить ее до «кондиции». В отличие от предыдущей, новая ПСЭР не будет догмой, это будет живой документ, живой закон. Это самое главное.
- Как идет процесс согласования программы между правительством и Народным Хуралом?
- Мы надеемся, что до парламентских слушаний сумеем найти с правительством общие подходы, так чтобы замечания депутатов все-таки были учтены. В этом случае мы постараемся принять программу на сессии, чтобы можно было приступить к процессу согласования мероприятий нашей программы с федеральным центром.
- Какая ответственность предусмотрена за неисполнение программы? Будет ли, например, правительство отправляться в отставку в случае, если основные показатели социально-экономического развития не будут достигнуты?
- Действительно, прежде чем добиваться каких то результатов, надо на институциональном уровне отработать механизм исполнения закона, определить, кто за что отвечает, как взаимодействует между собой органы МСУ, правительство и Народный Хурал. Поэтому в законе о ПСЭР мы хотим прописать и ответственность, и правила взаимодействия.
- Как депутаты оценивают итоги исполнения программы СЭР за 2002-04 гг.?
- Ввиду того, что первичная информация от Госкомстата будет дана только в марте, депутаты решили рассмотреть исполнение прошлой программы на следующих сессиях, так чтобы разговор мог состояться по существу.
ИА «Байкал Медиа Консалтинг»
↓