В очередной раз Россию не миновала участь августовских трагедий. Масштабная авария на бывшем флагмане советской энергетики – Саяно-Шушенской ГЭС – обнажила не только системные провалы в отрасли, но и показала нечто большее – неспособность чиновников и управленцев делать очевидные для большинства людей выводы и принимать необходимые решения.
Горький урок
Каковы бы ни были официально установленные причины катастрофы, уже сейчас понятно, какие решения необходимо принимать в первую очередь, да и принимать их по большому счету нужно было давно. Еще в 2007 г. Счетной палатой РФ была проведена проверка, в ходе которой было установлено неудовлетворительное состояние защитных сооружений Саяно-Шушенского водохранилища, ставящее под угрозу безопасность Саяно-Шушенской ГЭС. Так, боновые заграждения, находящиеся на балансе ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС», на момент проверки эксплуатировались около 20 лет и требовали капитального ремонта. Износ отдельных элементов составлял 85 процентов.
Неоднократно сами энергетики, в том числе и у нас в Бурятии (ТГК-14, "Бурятэнерго"), заявляли о критическом износе оборудования, доходящим в отдельных случаях до 80 и даже 100%. Да и крупнейшая авария на Улан-Удэнской ТЭЦ-1 в пик лютых морозов в феврале 2008 года, казалось бы, накалившая обстановку до предела, показала, что нужны системные решения. Истина была где-то рядом, но, как водится, ее тут же «заговорили» и сделали вид, как будто ничего и не произошло. А между тем отложенные в сторону проблемы превращаются в снежный ком и создают все большие угрозы, выходя далеко за рамки локальных аварий.
«Каковы бы ни были эти причины, эти трагические события должны еще раз нам напомнить о достаточно простых вещах, о которых мы, к сожалению, зачастую забываем: о том, что системы контроля безопасности, инфраструктура российских предприятий в целом в настоящий момент требуют предельного внимания. В ряде случаев эта инфраструктура неэффективна и нуждается в безотлагательной модернизации, иначе мы будем расплачиваться самыми тяжелыми вещами» — таков был посыл президента России Дмитрия Медведева к участникам совещания по вопросам социально-экономического развития СФО, состоявшемся в Улан-Удэ спустя неделю после трагедии в Хакасии.
Ключевой мыслью в этой фразе является «неэффективность инфраструктуры» и «безотлагательная модернизация».
Кстати, идея эта не нова. Еще в 2003 году в бытность председателя федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Георгия Кутового вставал серьезный вопрос о сложной ситуации в электроэнергетике. И тогда глава ФЭК (ныне ФСТ), отвечая на вопрос журналиста: «Как отражается сложившаяся ситуация на структуре себестоимости электроэнергии?», ответил: «В целом, если пройтись по всем основным составляющим себестоимости, в ней практически полностью отсутствует составляющая, идущая на модернизацию, техническое перевооружение, развитие хозяйствующего субъекта».
«Электроэнергетика и вообще энергетический комплекс в целом продолжают свою спонсорскую миссию по отношению ко всем отраслям экономики. И в электроэнергетике, и в газовой отрасли за последние 3 года, к сожалению, не соблюдается соответствие установленных на федеральном уровне тарифов компенсации затрат, понесенных энергетическими предприятиями. Более того, продолжает наращиваться финансовый разрыв между регулируемыми государством тарифами и реальными экономическими издержками на продукцию наших энергетических предприятий, поставляемую потребителям», — резюмировал он. Что же изменилось с тех пор? Ровным счетом ничего. За счет искусственного сдерживания энерготарифов отрасль приходит в еще больший упадок. Об этом же говорил нынешний министр энергетики РФ Сергей Штамко в ходе последнего визита в Бурятию: «Для меня по итогам этого совещания стало важным понимание, что правительство Бурятии достаточно консервативно в проведении своей тарифной политики».
Так чего же мы ждем? Очередной катастрофы?
Больше - не значит хуже
Хорошо известно, что источником модернизации и повышения эффективности энергетики является тариф. Другого не придумали. Именно установленный под контролем государства тариф и определяет объем ремонтов, реконструкции энергообъектов. Иными словами, чем больше средств заложено на модернизацию изжившего свой век оборудования, тем выше безопасность и надежность работы энергосистемы, а это значит надежное, бесперебойное обеспечение потребителей энергоресурсами.
Если сравнивать величину среднего тарифа на электроэнергию для конечного потребителя по сибирским регионам на 2009 год, то наибольший размер установлен в Республике Алтай (215 коп. за кВт/ч), Алтайском крае (176 коп. за кВт/ч), Томской области (180 коп. за кВт/ч), Омской области (178 коп. за кВт/ч), Забайкальском крае (166 коп. за кВт/ч). Все эти регионы нельзя назвать депрессивными, несмотря на более высокий уровень тарифов, чем в Бурятии (150 коп. за кВт/ч). Как ни парадоксально звучит на первый взгляд, но более высокие тарифы обеспечивают более высокую надежность электроснабжения, стимулируют внедрение энергосберегающих технологий и самое главное — не оказывают существенного влияния на стоимость выпускаемой в регионах продукции. По итогам 2007 года в Бурятии доля электроэнергии в материальных затратах сельхозпредприятий на производство и продажу продукции составила всего 4,8%. Гораздо большие затраты в себестоимости составляют расходы на приобретение сырья, материалов и комплектующих изделий (74,7%), топливо (18%). Поэтому государству прежде стоило бы обратить внимание на базовые затраты.
Если взять в качестве примера алтайскую фармацевтику или алтайскую муку, те же сыры, омское мясо, омскую обувь, то эти товары широко представлены в торговой сети Бурятии или же их (муку, мясо) используют в качестве сырья местные товаропроизводители. Несмотря на транспортные издержки, региональную торговую надбавку, алтайские, омские и томские товары конкурентоспособны и находят своего покупателя за сотни, а то и тысячи километров от места их производства.
Мы по старой привычке любим сравнивать себя с Иркутской областью и кивать в сторону, мол, у соседей дешевый энерготариф, им и карты в руки, при этом слагая с себя ответственность за судьбу собственной энергетики. Но так ли это на самом деле? Если внимательно приглядеться к ценам на ту же сметану, то в розничных торговых сетях Улан-Удэ бичурская сметана стоит на 10-20% дешевле, чем привозная из Иркутска. Онохойский маргарин почти вполовину дешевле иркутского. По результатам летнего мониторинга цен на продукты питания по сравнению с соседними городами, Иркутском и Читой в Улан-Удэ дешевле товары более 20 наименований, в том числе первой необходимости: хлеб, молоко, масло, мясо, сахар. И это при том, что средний тариф на электроэнергию в Иркутской области составляет 42 коп. за кВт/ч, а в Бурятии равен 150 коп. за кВт/ч.
Что касается производства молока, нужно откровенно признать, что местное молоко не востребовано на рынке республики из-за неплатежеспособности бурятских переработчиков, занимающихся оптовыми закупками, из-за задержек оплаты за поставленное из районов республики сырье, зачастую из-за излишне завышенного требования к качеству. Вот и выходят на наших фермеров иркутяне, готовые платить живые деньги, имеющие современные производственные линии переработки.
Еще один пример: Республика Алтай. По климатическим условиям регион вполне схож с Бурятией, тариф на электроэнергию выше, чем у нас. Однако поголовье алтайских овец за последние годы увеличилось в разы и превосходит количество бурятских овец в 4 раза, при том что численность населения Республики Алтай в 4 раза меньше, чем в Бурятии. И никакой тариф не мешает алтайцам развивать сельское хозяйство. Наоборот, экономически обоснованный тариф на электроэнергию обеспечивает опережающее развитие АПК, да и экономики региона в целом.
Наши же предприятия без боя сдали свои позиции в 90-е годы. В этом смысле представителям бурятского АПК как воздух нужна поддержка региональных властей, потому как в условиях рынка сельхозпроизводителю встать на ноги без господдержки просто невозможно. Но никак не за счет энергетики. Искусственное сдерживание тарифов уже привело к крупномасштабному износу оборудования, повальному уходу профессиональных кадров из отрасли, и как следствие, снижению энергобезопасности.
Тариф в разрезе
Теперь рассмотрим структуру среднего тарифа на электроэнергию для конечного потребителя по Бурятии более детально. На 2009 год этот тариф составляет 150,47 коп. за 1 кВт/ч. Львиная доля расходов, а это 53,3%, приходится на так называемые расходы федеральных организаций. То есть из 150,47 копеек 80,34 копейки уходит на покупку электроэнергии с оптового рынка электроэнергии и мощности и содержание высоковольтных магистральных электрических сетей. В покупную цену включаются все расходы генерации по производству электроэнергии. Покупку электроэнергии с оптового рынка по регулируемым и нерегулируемым ценам осуществляет ОАО «Бурятэнергосбыт», чьи собственные расходы в тарифе составляют 6,6%, или 10,10 коп. «Бурятэнергосбыт» продает купленную электроэнергию потребителям по установленному Региональной службой по тарифам Республики Бурятия (РСТ РБ) тарифу для групп потребителей, в зависимости от уровня напряжения, но который в среднем составляет 150,47 копеек за 1 кВт/ч. Доставкой или транспортом электроэнергии до потребителя по договору с ОАО «Бурятэнергосбыт» («Бурятэнергосбыт», кстати, выступает в регионе в качестве гарантирующего поставщика) занимается филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго», который обеспечивает транспорт и распределение электроэнергии по своим сетям, протяженность которых по республике составляет порядка 25 тысяч километров. Расходы «Бурятэнерго» в среднем тарифе составляют 30,3%, или 46,63 копейки. На эти деньги «Бурятэнерго» обязано содержать свои сети и подстанции, производить ремонты и реконструировать объекты.
Раскладка тарифа показала, что основной процент (53,3%) так или иначе уходит из региона. Дабы тариф работал в регионе, необходимо увеличивать региональную составляющую. Пока же мы думаем, аппетиты федералов, в отличие от региональных, растут год от года. Если в 2008 году рост услуг федеральной сетевой компании по отношению к 2007 году составил 6,5%, то в 2009 году в сравнении с 2008 годом — 26,6%. В планах на 2010 год увеличить расходы ФСК в тарифе еще на 30%. Рост тарифа на покупную электроэнергию растет еще большими темпами: в 2009 году он увеличился на 45,1%, в 2010 году планируется рост на 76,9%! И это при том, что региональная составляющая тарифа ежегодно индексируется только в пределах границ прогнозной инфляции.
Повысить собственные расходы — значит заставить деньги работать в региональной экономике в виде масштабной модернизации электросетевого комплекса республики. Эта задача номер один для органов власти и энергетиков на ближайшую перспективу, если, конечно, мы не оставили планов стать самодостаточным и привлекательным с инвестиционной точки зрения субъектом РФ. «Правда здесь только в одном: наша страна очень сильно технологически отстала. Дело не в конкретной драматической катастрофе, а в том, что мы реально очень сильно отстаем. И если мы не преодолеем этот вызов, тогда действительно все те угрозы, о которых сейчас говорят, могут стать реальными», — резюмировал свое выступление глава государства на уже упомянутом совещании по вопросам социально-экономического развития СФО. Услышали ли сигнал президента РФ те, кому он был адресован, покажет время.
↓