Оказавшись без завозных товаров народного потребления, единственное, что можно будет купить в наших магазинах на заработанные деньги – это мягкая мебель, постельное белье, униформа и валенки.
Когда арбузы были большими
Когда-то давным-давно верной приметой наступившей осени были большие астраханские арбузы. Их вываливали из большегрузов возле входа в овощные специализированные магазины и прямо на улице продавали за копейки. Помниться, за три рубля можно было купить сладкую десятикилограммовую ягоду. Очередь появлялась мгновенно – длиннющий такой хвост, преимущественно в детских штанишках. Полосатые плоды уходили влет. Ведь о нитратах тогда не знали даже самые образованные люди. С окончанием сезона заканчивались и бахчевые культуры - чтобы появиться у нас следующей осенью…
Тогда страна работала и кормила сама себя. А что сейчас? Сейчас арбузы и дыни доступны как ботинки – круглый год. Спасибо китайцам. Их же, вероятно, мы должны «благодарить» и за просветительские функции. Так мы узнали о всякой химической гадости, из которых предприимчивые соседи умудряются производить свой товар. Содержание вредных для здоровья нитратов в тех же китайских арбузах и дынях превышает норму в два и более раза. Но если бы только арбузы! Как сообщили корреспонденту «МК» в комитете по торговле и потребительскому рынку минэкономразвития Бурятии, 80 процентов покупаемых нами на рынках фруктов и овощей привезены из Китая.
Made in Не наше
«У нас все китайское – шмотки китайские, техника китайская, даже игрушки и те китайские», - жалуется знакомый предприниматель. И вопрошает: «Где же наше?». А «наше», извините, только под микроскопом. Кормить и одевать сами себя мы не можем, что, кстати, подтверждает и официальная статистика.
Так вот. По ее данным, в первом полугодии доля товаров бурятского производства по продовольственным товарам составила всего 13 процентов. А по непродовольственным и того меньше – всего 1,8 процента. Иными словами, случись так, что с прилавков наших магазинов в одночасье исчезнет все привозное продовольствие, миллионное население Бурятии долго не протянет - умрет с голоду.
А оказавшись без завозных товаров народного потребления, единственное, на что можно будет тратить деньги в наших магазинах – это мягкая мебель, постельное белье и валенки. Вот уж не в бровь, а в глаз: как говорится, ложись да помирай! Правда, есть еще вертолеты, если в складчину. И хотя ситуация типична для всех без исключения регионов России, объемы местного производства все-таки везде разные. Где-то меньше, где-то больше, а где-то (по некоторым группам товаров) даже конкурируют с экспортом.
Значительно лучше вырисовывается картина без учета продукции только из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По данным комитета по торговле и потребительскому рынку мин-экономразвития Бурятии, в среднем по республике удельный вес швейных и трикотажных изделий, а также обуви китайского производства составляет порядка 50 процентов. А, например, половина продаваемой в местных магазинах обуви – изделия совместных российско-германских, российско-итальянских и просто российских фабрик. Радует? Конечно радует. Вместе с тем именно Китай мотивирует существование таких торговых комплексов, как «Сагаан морин», «Сибирь», «Большой», не говоря уже об открытых рынках, где найти что-либо не китайского производства почти нереально. Китайцы закидали нас чайниками, тостерами, кофеварками, соковыжималками и компьютерной техникой.
Каша постная
Между тем итоги первого полугодия не обнадеживают. Бурятия еще меньше стала производить продуктов питания. Особенно масла и сыра. За это время почти на треть упали объемы производства на АО «Молоко», сходит на нет Мухоршибирский маслосыродельный завод. Вполовину меньше выдало продукции Кударинское предприятие. И совершенно прекратили выпуск масла Кяхтинский, а сыра - Петропавловский маслозаводы. В два раза меньше мы стали закатывать и фруктовых консервов – в СПК «Унэгэтэйский» почему-то кончилось сырье. Почти на 30 процентов сократилось производство сладкой продукции на фабрике «Амта» - случились неувязки с Монголией. Не ушедшие на экспорт конфеты нашли себя на местном рынке, за счет чего на 20 процентов меньше было завезено сладкой продукции из других регионов России.
Макароны фабрики «Макбур» по-прежнему продолжают удивлять. Их производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не только не уменьшилось, но даже слегка увеличилось. Правда, большинство из того, что делает «Макбур», едят не у нас в Бурятии, а в других регионах России. «Макбур» на местном рынке почти не виден, в чем можно упрекнуть оптовые организации республики.
Мягко стелет…
По потребительским товарам промышленного производства республика отдыхает – в буквальном и переносном смысле этого слова. Ибо то, что мы делаем сами, а потом покупаем, ограничивается преимущественно мебелью, в том числе мягкой, и постельными принадлежностями. Зато успехи впечатляющие. В первом полугодии объем производства мебели увеличился в полтора раза. Особенно преуспело «ИП Кашина», выдавшее на-гора 299 процентов от уровня прошлого года. Что касается постельного белья, то и оно расходится соответственно количеству продаваемой мебели. Вот уже который год мягко стелет для нас ПО «Наран». Оно же и обувает в валенки, спрос на которые зимой особенно велик, и одевает в униформу. Все остальное, что мы видим и покупаем в магазинах и на рынках, а именно 98 процентов, привезено к нам из стран АТР и регионов России. Вот вам и ответ, почему получаемая нами зарплата не работает на экономику Бурятии – она уплывает в никуда…
Станислав Белобородов, «МК в Бурятии», 24.08.2005
↓