С начала 90- годов прошлого века и по сей день представители бурятской общественности требуют территориальной реабилитации бурятского народа путем воссоединения единой республики в границах до незаконного раздела 1937 года, с возвратом исторического наименования «Бурят-Монголия».
Однако до сих пор федеральные и региональные власти остаются глухими к этим требованиям.
Напротив, в рамках так называемого «укрупнения регионов» был инициирован региональными властями Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа проект по объединению этих двух регионов. Прошедший 16 апреля 2006 года референдум по вопросу объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области показал, что вновь были проигнорированы требования о воссоединении Бурят-Монголии. Кроме того, референдум прошел с многочисленными нарушениями прав и свобод человека и гражданина, что позволяет говорить об оспаривании его результатов.
Теперь объявлено, что аналогичный процесс ожидает Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ.
Последовательное стирание с карты страны бурятских национально-территориальных образований заставляет бурятский народ задуматься о судьбе своей республики.
Уже президент Бурятии Леонид Потапов озвучил мысль о ликвидации бурятской государственности путем объединения её с Иркутской и Читинской областями и образования нового субъекта Федерации - Байкальского края.
Статус республики позволяет бурятам чувствовать себя полноправными представителями федеративного государства, он лежит в основе национальной гордости бурят за свою страну - Российскую Федерацию.
Участники съезда отмечают, что ликвидация национально-территориальных образований в РФ это путь не к укреплению государственности России, а к ее ослаблению и развалу.
Делегаты съезда в полном объеме понимают и признают огромную роль других народов, проживающих веками бок о бок с бурятами, в государственно-правовом, социально-экономическом и культурном становлении и развитии Республики Бурятия, заявляют о неизменном глубоком уважении и братских отношениях к ним за понимание национальных потребностей коренного народа, повседневное участие в его судьбе.
Съезд поддерживает курс президента Российской Федерации Владимира Путина на укрепление федерализма и государственности России, создание гражданского демократического общества.
Вместе с тем, учитывая сложную этнополитическую ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации, в Республике Бурятия, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских автономных округах в результате развернувшейся в стране политики губернизации и деструктивной деятельности некоторых общественно-политических сил как в стране, так и в Байкальском регионе, в целях обеспечения гарантий и механизма сохранения этнической самобытности съезд бурятского народа принимает решение:
1. Считать вредной и неприемлемой политику губернизации в условиях многонационального и многоконфессионального устройства Российской Федерации. Твердо стоять на защите государственно-правового статуса Республики Бурятия как самостоятельного субъекта Российской Федерации, закрепленного в Конституции Российской Федерации и в Конституции Республики Бурятия.
2. Принять обращение съезда к многонациональному народу республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов, Иркутской и Читинской областей о непризнании итогов референдума 16 апреля 2006 года, прошедшего в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
3. Принять обращение съезда к многонациональному народу республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов, Иркутской и Читинской областей о недопустимости проведения референдума по вопросу объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
4. Принимая во внимание, что Республика Бурятия, равно как и Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа, образована в результате реализации права бурятского народа на самоопределение, отвечает принципам равноправия и самоопределения народов, закрепленным в Конституции Российской Федерации (статья 5, пункт 3); в Уставе ООН (статья 1, пункт 2; статья 55; статья 73); в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 1); в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 1); во Всеобщей декларации прав человека (статья 29) - считать изменение государственно-правового статуса Республики Бурятия и автономных статусов Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов исключительным правом бурятского народа. Решение об изменении государственно-правового статуса Республики Бурятия и автономных статусов Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов может быть принято только на референдуме бурятского народа этих субъектов Российской Федерации.
5. В случае принятия на уровне власти решения о проведении всенародного (с участием всего населения) референдума по статусу республики Бурятия, статусу Агинского Бурятского автономного округа, бурятский народ не участвует в референдуме, не признает результатов всех референдумов, касающихся изменения статуса этих субъектов РФ, равно как и референдума об изменении статуса Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, и оставляет за собой право оспаривать результаты подобных референдумов в международных инстанциях.
6. Обратиться к Народному Хуралу Республики Бурятия с просьбой решить вопрос о законодательном закреплении положения о том, что изменение государственно-правового статуса Республики Бурятия - исключительное право бурятского народа, которое может быть реализовано через его референдум.
7. Признать бурятский народ подпадающим под признаки, перечисленные в ст. 2 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». В целях реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», Постановления Верховного Совета Бурятии «О реабилитации народов Бурятии» от 06.06.93 г., обратиться в Народный Хурал РБ и Государственную Думу РФ с инициативой о принятии законодательного акта, направленного на осуществление на основе резолюции съезда бурятского народа правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ Бурят-Монголии, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения в 1937 г.
8 Съезд бурятского народа не заканчивает, а прерывает свою работу. При возникновении ситуации, требующей выяснения позиции бурятского народа по вопросам, касающимся судьбы народа и республики, съезд собирается и продолжает работу. Право на принятие решения о возобновлении работы съезда, представление интересов бурятского народа в период между заседаниями предоставляется избранному на съезде исполнительному органу съезда.
8. Резолюцию съезда бурятского народа опубликовать в средствах массовой информации, направить в Администрацию Президента РФ, Государственную Думу РФ, Совету Федерации Федерального Собрания, Полномочному Представителю Президента РФ в СФО, Президенту Республики Бурятия, губернаторам Иркутской и Читинской областей, главам администраций Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов, в Народный Хурал Республики Бурятия, законодательные органы Иркутской, Читинской областей, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов, национальным общественным движениям народов РФ, Ассоциации монголов мира, в Совет Европы, ОБСЕ и ООН.
Обращение представителей бурятского народа к многонациональному народу республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов:
Мы, представители бурятского народа заявляем о своем непризнании референдума по вопросу объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области, прошедшего 16 апреля 2006 года, и заявляет о недопустимости проведения референдума по вопросу объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исходя из следующих оснований:
1. Мы не признаем правовую основу состоявшегося референдума в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, планируемого референдума в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе в связи с нерешенностью проблемы территориальной реабилитации бурятского народа. В сентябре 1937 года Бурят-Монгольская АССР была незаконно расчленена с отторжением части территорий в пользу соседних областей (Иркутской и Читинской) без соблюдения действовавших на то время правовых норм.
2. Мы не признаем ни экономическую, ни административную целесообразность укрупнения субъектов Федерации за счет уничтожения национально-территориальных автономий. Несмотря на многочисленные запросы общественности, федеральная власть, равно как и региональные власти, так и не представила убедительных и исчерпывающих доказательств необходимости объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области, а также объединения Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области.
Более того, по авторитетным заключениям ряда экспертов процессы губернизации могут привести к непредсказуемым последствиям в сфере межнациональных отношений и экономического развития региона. В результате непродуманных проектов укрупнения под угрозу ставится сохранение и развитие языков и культур национальных меньшинств.
3. Нашу обеспокоенность усиливают методы подготовки и проведения подобных референдумов, осуществляемые с нарушениями общепризнанных норм и принципов международного права, Конституции и федеральных законов Российской Федерации.
Мы ставим под большое сомнение то, что исход референдумов по вопросу объединения субъектов Федерации объективно отражает волеизъявление большинства граждан объединяемых субъектов Федерации и не является результатом массированной пропаганды и фальсификации. Вопиющим нарушением гражданских прав и свобод являются многочисленные отказы в регистрации иной инициативной группы участников референдума, намеревавшейся проводить агитацию против объединения.
4. Мы считаем, что согласно Конституции Российской Федерации, Устава ООН, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека, изменение государственно-правового статуса Республики Бурятия и автономных статусов Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов является исключительным правом бурятского народа. Решение об изменении государственно-правового статуса Республики Бурятия и автономных статусов Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов может быть принято только на референдуме бурятского народа этих субъектов Российской Федерации.
Мы оставляем за собой право апеллировать к мировому сообществу, международным правозащитным организациям и судебным инстанциям всех уровней с ходатайствами и исками о признании референдумов об изменении государственно-правового статуса Республики Бурятия и автономных статусов Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов с участием всего населения этих субъектов Федерации, и их результатов недействительными.
↓