12 октября 2005, 13:15

Главу МВД Бурятии Михаила Цукрука начали «мочить» СМИ Волгоградской области

Министр МВД России Рашид Нургалиев подписал рапорт об отставке генерал–лейтенанту, начальнику ГУВД Волгоградской области Петру Чипуре. В пресс-службе областного Управления внутренних дел данный факт пока не комментируют. Вместе с тем среди работников правоохранительных органов муссируются несколько версий «ухода» Петра Лукича на заслуженный отдых. Среди них и то, что неким «силам», имеющим серьезное влияние в МВД, аппарате Президента понадобилось срочно «пристроить» одного из своих протеже, который, как говорится, наломал немало дров в одном из регионов.

Под флагом борьбы с коррупцией

В конце сентября и начале октября автор этих строк, находясь в отпуске, побывал в Улан-Удэ. Цель была одна: встретиться с друзьями, с которыми подружился в период работы собственным корреспондентом ИТАР-ТАСС по Республике Бурятия в 1990-1995 годах, до перевода в Волгоград. Здесь-то я и услышал от местных журналистов, что якобы министр внутренних дел республики 42-летний генерал-майор Михаил Цукрук назначен начальником ГУВД Волгоградской области. Позже выяснилось, что назначение еще не состоялось, однако министр МВД Бурятии — один из кандидатов на генерал-лейтенантское кресло шефа ГУВД Волгоградской области. Все мои попытки в течение десятидневного пребывания получить комментарий из уст самого претендента не увенчались успехом. В приемной министра и пресс-службе республиканского МВД, словно автоответчик мобильного телефона, повторяли: генерал Цукрук находится в отпуске за пределами Бурятии, а номер сотового телефона им неизвестен.

Желание встретиться с министром не было случайным: хотелось получить ответы на некоторые вопросы. Среди них и те, что ставили в своих публикациях перед министром мои коллеги — бурятские и иркутские журналисты. Материалов было более чем достаточно. При этом замечу, что ни один из фактов из газет, обличающих генерал-майора Цукрука и его подчиненных, мягко говоря, в грубейших нарушениях законности, по сегодняшний день не оспорен в суде. И это при том, что министр внутренних дел РБ после своего назначения в октябре 2002 года в Бурятию делал не раз громкие заявления о том, что он, мол, борец с коррупцией.

Да, при участии Михаила Цукрука было возбуждено несколько «громких» уголовных дел, но все они в конечном счете лопнули словно мыльные пузыри. И это на фоне порочной практики расходования Министерством внутренних дел бюджетных средств.

Приведу только несколько примеров. В миллион рублей, по самым скромным подсчетам, оценивается роскошная дача, охраняемая круглосуточно милицией, на территории бывшего детского оздоровительного лагеря «Костер». На балансе МВД РБ данный объект не стоит, а ранее данное строение местным журналистам «преподносилось» как реабилитационный центр для участников боевых действий, сейчас — как гостевой домик для высокопоставленных милицейских чинов.

Семь миллионов рублей по настойчивым просьбам руководства МВД России выделило министерству внутренних дел Бурятии правительство республики. Целевые бюджетные средства предназначались для приобретения отдельного здания, в котором бы разместились сотрудники следствия и дознания бурятской милиции. Однако «новоселье» не состоялось. Миллионы без объявления конкурса израсходовали на приобретение теннисного стола, нескольких холодильников, музыкальных центров, мебели, роскошных иномарок для руководства республиканского МВД. Примечательно, что все это преподносилось пресс-службой министерства ни больше ни меньше, как забота генерал-майора Михаила Цукрука о быте подчиненных. А между тем широко растиражированная «забота» министра обошлась правительству Бурятии еще дополнительно в 600 тыс. бюджетных рублей, которые выплачиваются теперь владельцу здания по решению суда в качестве неустойки за невыполнение договора купли-продажи, который уже был подписан.

С грубейшими нарушениями российского законодательства МВД Бурятии израсходованы и 8 млн. рублей на изготовление спецпродукции для республиканской госавтоинспекции. Возможно, что данное нарушение произошло случайно, но доподлинно известно, что заказ с предоплатой был размещен в фирме соседнего региона, с руководителем которой министр в приятельских отношениях.

Можно и дальше приводить примеры, свидетельствующие о «финансовых вольностях» с бюджетными средствами генерал-майора Михаила Цукрука. О них президент и правительство Бурятии неоднократно информировали полпреда Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, руководство МВД РФ. Однако, похоже, данные служебные записки не доходят до адресатов?!

А был ли скандал?

За три года работы в Бурятии Михаила Цукрука в центральных СМИ периодически появлялись публикации о якобы имевших место конфликтах министра-«силовика» с исполнительной властью и, в частности, с президентом республики Леонидом Потаповым.

«Признаюсь, — заметил мне член президиума Госсовета РФ, глава Бурятии, — в сентябре 2002 года у меня как у руководителя республики были серьезные сомнения в целесообразности назначения на должность министра внутренних дел Цукрука, который тогда возглавлял милицию общественной безопасности УВД Иркутской области. И тому были веские причины. Прежде всего его отрицательно характеризовало руководство соседнего с Бурятией региона. По сей день для меня остаются загадками причины увольнения кадрового офицера Михаила Владимировича из Российской Армии и его приход на службу в органы внутренних дел из коммерческой структуры».

Однако, по словам президента Бурятии, в те годы для назначения министров и начальников УВД российских регионов «согласия» руководителей субъектов не требовалось, это было прерогативой Центра.

По утверждению Леонида Потапова, новому министру внутренних дел были созданы все условия для нормальной работы, из бюджета республики выделялись средства на организацию борьбы с преступностью, решение бытовых проблем работников милиции.

Между тем чем больше проходило времени с назначения Цукрука, тем больше поступало жалоб президенту республики на работу милиции и лично на министра внутренних дел.

В 2003 году прокуратурой Бурятии было установлено, что в органах внутренних дел «процветает» укрытие от учета совершенных преступлений, тогда было выявлено более полутысячи таких фактов. При аналогичной проверке в 2004 году за восемь месяцев прокурорскими работниками было выявлено в органах МВД Бурятии более 1300 укрытых преступлений, в том числе 11 убийств.

Давая оценку такой работе, президент Бурятии Леонид Потапов тогда сказал, что, мол, не нужна такая милиция, которая укрывает преступления ради улучшения показателей о раскрываемости, и потребовал от руководителя МВД республики навести порядок во вверенном ему министерстве и обеспечить реальную, а не бумажную защиту людей от преступников.

Прошел год. Насколько призыв главы республики был услышан в МВД Бурятии, можно судить по данным республиканской прокуратуры. Только за первые шесть месяцев нынешнего года работниками надзорного органа было поставлено на учет 1149 укрытых преступлений. Иными словами, а воз и ныне там. А данный подход к статистике объясняется просто: манипуляция с цифрами МВД Бурятии позволяет быть в числе «передовиков» в борьбе с преступностью в Сибирском федеральном округе.

А между тем, отметим, в середине августа нынешнего года из помещения хранения специальной продукции УГИБДД МВД РБ была совершена дерзкая кража. Преступники похитили аж 6000 чистых бланков паспортов транспортных средств (ПТС). Преступники не только разобрали кирпичную стенку, но и отключили охранную сигнализацию. О размерах ущерба судите сами. Сегодня на «черных рынках» Сибири и Дальнего Востока цена чистого бланка ПТС колеблется от одной до двух тысяч долларов США. Однако ни министр, ни начальник УГИБДД никакой ответственности за данное ЧП не понесли, наказания получили их подчиненные. Согласно заключению следствия кража была совершена при участии работников милиции, а помещение, где хранились ПТС, не было оборудовано в соответствии с требованиями приказов, инструкций МВД РФ.

Кадры решают все

Бурятия — многонациональная республика. Сегодня в ней проживает около 70% русских, 25% бурят, а также представители других национальностей и народностей. Сейчас в республике достигнуто межнациональное и межконфессиональное согласие. Во многом это результат кадровой политики, которая проводится с учетом национального представительства населения.

К сожалению, отметили в правительстве Бурятии, в последнее время эта практика, оправдавшая себя временем, не учитывается в работе с кадрами в Министерстве внутренних дел. На сегодня среди девяти замов генерал-майора Михаила Цукрука нет ни одного бурята, что болезненно воспринимается коренным населением. Полковник Вячеслав Мархаев, прошедший не одну «горячую точку», будучи командиром бурятского ОМОНа, подал рапорт об отставке из-за несогласия со стилем работы министра, который по формальным признакам «выдавливает» с руководящих должностей органов внутренних дел профессионалов, бурятов по национальности. А на их место — «сажает» своих ставленников.

Наверное, это можно понять. Мешает одно обстоятельство: генерал окружает себя фигурами, как говорится, к которым немало вопросов. Так, в 2003 году Михаил Цукрук восстановил уволенного из органов одного из начальников РОВД Иркутской области Пермякова и назначил его начальником паспортно-визовой службы республиканского МВД. В ходе проверки этой службы сотрудники КРУ Министерства финансов России выявили около трех тысяч испорченных российских и заграничных паспортов. Их списание проводилось с нарушениями соответствующих требований. Более того, в Бурятию просочилась информация, что Пермяков, будучи начальником РОВД, способствовал нелегальному завозу технического спирта из Иркутской области в Бурятию. В определенных кругах его и сейчас величают как «Пашка-спиртовоз». После проверки КРУ министр поспешил сообщить общественности, что, мол, Пермяков уволен... Однако есть иная информация, что проштрафившийся начальник паспортно-визовой службы отправлен на учебу для повышения милицейской квалификации.

И это не единственный кадровый «прокол» министра МВД Бурятии. Так, при прямом участии Цукрука на должность начальника республиканского УГИБДД был назначен уволенный несколько лет назад по состоянию здоровья с должности начальника ОВД Иркутска 55-летний В. Юдалевич. При участии которого было заключено в обход законодательства несколько сомнительных договоров с московскими, иркутскими фирмами на изготовление номерных знаков, техталонов. После чего в нынешнем году Юдалевич получил повышение и сейчас является замом министра. А должность начальника республиканского УГИБДД занял бывший руководитель ОВД Хасавюртовского района МВД Дагестана Нурадил Аджиев, с которым Цукрук учился в Академии МВД РФ.

Несколько «штрихов» к справке-объективке

Свою служебно-трудовую деятельность Михаил Цукрук начал в 1980 году курсантом Орджоникидзевского высшего общевойскового командного училища. После его окончания восемь лет служил в армии. Затем год проработал преподавателем на военной кафедре Уральского госуниверситета. А потом ушел на «гражданку» и около двух лет трудился в коммерческих предприятиях «Свердлесстрой», «Лесстройкомплект».

В органах внутренних дел Михаил Владимирович появился неожиданно в 1993 году, и сразу в должности начальника отделения охраны общественного порядка ОВД Октябрьского района Екатеринбурга. Через год он уже был начальником штаба этого районного отдела внутренних дел. А в 1996 году становится заместителем начальника милиции общественной безопасности РОВД и в этом же году переводится на должность командира полка дорожно-патрульной службы ГАИ при УВД Екатеринбурга. Перед назначением министром внутренних дел Бурятии Михаил Цукрук после окончания Академии управления МВД РФ около года работал заместителем начальника УВД Иркутской области — начальником милиции общественной безопасности.

Такая вот милицейская карьера. Признаться, у моих знакомых работников из правоохранительных органов она, в связи с появившимися слухами о назначении Михаила Цукрука на должность начальника одного из самых сложных в России в плане оперативно-служебной деятельности, криминальной обстановки — ГУВД Волгоградской области, вызывает удивление. Другие более откровенны: мол, такое продвижение возможно только при хорошем «толкаче» из Центра. И, видимо, они правы? Многим известно, что первой женой Михаила Цукрука была дочь заместителя министра внутренних дел страны Соловьева, который курировал кадровые вопросы. Правда, недавно генерал ушел на пенсию. Не секрет и то, что в нынешнем году сын министра МВД Бурятии заключил брачный союз с дочерью одного из руководителей МВД РФ, на свадьбе которых присутствовал министр сельхозпрода России Гордеев. Так что без комментариев.

...Улан-Удэ город небольшой, здесь любая информация, инциденты, касающиеся людей, облеченных властью, быстро становятся всеобщим достоянием. Поэтому здесь все знают о генеральских «шалостях» Цукрука... И о том, как он открыл стрельбу из пистолета в автохозяйстве республиканского МВД, чтобы открыть замок одного из боксов, и о том, как разбил японский мотик стоимостью около 30 тыс. рублей, наскочив на железобетонную преграду. Но это, конечно, мелочи по сравнению с тем, что именно по команде министра были отпущены два рефрижератора с техническим спиртом, задержанные на трассе Иркутск — Улан-Удэ.

А вопросы остались...

Чуть более года назад весь мир облетела информация из Бурятии о том, что сотрудниками милиции задержан по подозрению в получении крупной взятки пресс-секретарь президента РБ Андрей Капустин. При этом поспешно было сообщено, что, мол, деньги якобы были получены от взяткодателя, баллотировавшегося кандидатом на пост главы администрации Муйского района республики.

В настоящее время установлено, что никаких кандидатов-взяткодателей не было. Операция проводилась по просьбе одного из бурятских олигархов, который, образно говоря, ногой открывает дверь в кабинет генерал-майора Михаила Цукрука, и цель ее была скомпрометировать руководителя республики. Сейчас известно, что в качестве «взяткодателя» из Иркутска был «выписан» некий Токарев, работающий заместителем директора ООО «Зеленый двор», к которому у правоохранительных органов соседнего с Бурятией региона накопилось немало вопросов. Интересно и другое, что при задержании Капустина рядом с ним был журналист, протокол допроса которого таинственно исчез из уголовного дела. Следствие по делу Капустина длилось недолго и было прекращено в связи с его внезапной смертью в камере СИЗО после допроса в УБОП МВД РБ. Однако вопросы остались, но, похоже, на них никто не собирается отвечать.

Вместо эпилога

Слухи о переводе Цукрука из Бурятии в другой регион стали появляться сразу после присвоения ему звания генерал-майора. Так, в прессу вбрасывалась информация о том, что его кандидатура рассматривалась в качестве претендента на пост начальника УВД Иркутской области и ГУВД Алтайского края. Однако не прошло.

Чуть позже рассматривалась возможность назначения Михаила Цукрука и на руководящую должность в органах внутренних дел Москвы. Однако мэр Юрий Лужков согласия не дал. Неподтвержденная информация о назначении генерал-майора Михаила Цукрука на должность начальника ГУВД Волгоградской области появилась в конце сентября, после встречи главы Бурятии с Президентом России. Тогда же Леонид Потапов обратился с письмом к министру МВД России, в котором информировал Рашида Нургалиева о деятельности Михаила Цукрука на посту министра и просил принять меры.

Возможно, это совпадение, однако политики Бурятии видят в этом прямую связь. Ведь президент Бурятии не скрывает, что в последние годы взаимодействие республиканского МВД с органами исполнительной власти Бурятии ухудшилось.

Одна из причин тому, по словам Потапова, «травля правительства и президента республики при участии Цукрука». «Считаю, таким людям не место в правоохранительных органах», — сказал президент Бурятии, выступая 5 октября с. г. на заседании Совета старейшин республики.

Сергей Трофимов, корр. ИТАР-ТАСС специально для «Волгоградской правды», «Волгоградская правда», 11.10.2005
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^