Задержание двух ключевых владельцев ПАО «ТГК–14» Виктора Мясника и Константина Люльчева породило волну разнообразных версий о причинах интереса правоохранителей.
ИА «БМК» постарался разобраться, в чём конкретно могут обвинить топ–менеджеров.
Мошенничество при покупке компании и вывод средств
Действительно, схема, по которой Мясник и Люльчев стали основными владельцами ТГК–14, выглядит как не очень прикрытое мошенничество.
На первом этапе небольшая компания «ДУК» («Дальневосточная управляющая компания») с уставным капиталом в 10 тысяч рублей берёт кредит в банке ПСБ на 3,211 миллиарда рублей для покупки 92,21 акций ПАО «ТГК–14». Условием предоставления средств при этом было поручительство самого ПАО «ТГК-14» перед банком. Каким образом компания, ещё не став владельцем, смогла обеспечить залог — большой вопрос. Таким образом, улан–удэнские ТЭЦ–1 и ТЭЦ–2, Тимлюйская ТЭЦ, как и объекты Забайкальского края, оказались заложены — общая сумма заложенного имущества составила 6,4 миллиарда рублей. Причём нельзя исключать, что реальная стоимость теплоснабжающей компании могла быть ниже — незадолго до продажи в адрес многих крупных компаний Улан–Удэ приходили письма с предложением приобрести 39 процентов акций за сумму в несколько раз ниже сделки с АО «ДУК».
В этом, возможно, не было бы ничего опасного для потребителей (изъять такой объект у банка всё равно нет возможности), но новым владельцам ТГК–14 этого оказалось мало. Войдя в структуры управления, вторым шагом Люльчев и Мясник организовали выдачу займов от ПАО «ТГК–14» в адрес АО «ДУК», причём сумма займов перекрывала обязательства АО «ДУК» перед банком. В итоге совет директоров ТГК–14 одобрил выдачу 3,192 миллиардов рублей, а затем ещё 62,9 миллиона, 350 миллионов и 240 миллионов рублей. Также ТГК–14 заплатила своим владельцам ещё 120 миллионов рублей за консультационные услуги.
Вывод таких колоссальных средств ставил под угрозу не только прохождение отопительного сезона, но и проекты по модернизации генерирующего и сетевого оборудования.
Несмотря на это, владельцы пошли на третий шаг. Чтобы получить дополнительные средства, они начали радикально сокращать расходы предприятия. Задачей было показать максимальную чистую прибыль, чтобы потом вывести средства под видом дивидендов. «Под нож» попала часть персонала, были сокращены все вакантные должности, не производились расчёты перед подрядчиками, выполнявшими ремонт теплотрасс, не оплачивалось топливо и так далее. В итоге, как позже сообщали в улан–удэнском городском совете, была сорвана программа ремонта сетей и восстановление благоустройства. Ряд руководящих сотрудников, выражавших недоумение такими действиями, вынужден был покинуть компанию, но в итоге за два года удалось показать около полутора миллиардов чистой прибыли, которая пошла на выплату дивидендов (92,21 процента которых получило АО «ДУК»).
Эта же схема с искусственным завышением финансовых показателей помогла успешному размещению ценных бумаг, без которого ТГК–14 рисковала провалить проект по модернизации улан–удэнской ТЭЦ–2.
При этом понятно, что жертвой всех этих финансовых операций стала сама ТГК–14, за чей счёт в итоге всё и проходило.
Мошенничество с тарифами
Эмоционально именно в тарифное мошенничество верится больше всего, однако тут больше всего и вопросов.
Тарифы на услуги ТГК–14 устанавливают региональные службы по тарифам. Руководитель бурятской республиканской службы Борис Хмелёв не раз с гордостью заявлял о многочисленных спорах с ТГК–14 и об исключении необоснованных расходов. При этом составляющие тарифа из года в год одни и те же - резко увеличить какие-то расходы и таким образом "обмануть органы регулирования" не получится. Провернуть какую–то махинацию с завышением расходов можно, но без покровительства тарифных комиссий крайне затруднительно. Учитывая, что в числе пострадавших упоминаются структуры «Ростеха», в частности, улан–удэнский авиазавод, можно предположить мошенничество вокруг котельной самого завода. Долгое время котельная предприятия отапливала весь посёлок, и при этом в течение буквально нескольких лет со стороны ТГК-14 произошло резкое снижение закупок тепла — со 140 Гкал в 2015 году до 113 Гкал в 2020–м. При этом потребители посёлка авиазавода практически постоянно испытывали нехватку тепла, проблемы были и с поддержанием качества теплоснабжения в цехах. Это вызывало напряжённые дискуссии между руководством завода и ТГК–14.
Мошенничество с начислениями
Тарифы на тепло в Бурятии, кстати, не самые высокие в стране (хоть и намного выше иркутских или забайкальских) — больше половины субъектов Российской Федерации имеют ещё более высокий тариф. Но при этом специалисты ТГК–14 мастерски пользовались разнообразными законодательными уловками для увеличения доходов. Оплата за тепло, как известно, складывается из двух составляющих — тарифа и объёма потребления, — и руководство ТГК–14 всеми силами это потребление и старалось повысить.
Громкая история с должниками за тепло, которым отрезали батареи в квартирах, но продолжали начислять плату — это только небольшая часть айсберга. Тогда, кстати, ситуацию удалось частично решить только после вмешательства главы Бурятии — до этого и Госстройжилнадзор республики, и суды упорно стояли на позициях ТГК–14. И даже возбуждение уголовного дела не помогло - МВД несколько раз прекращало дело, потом прокуратура его снова открывала, потом это повторялось. Пока не прошёл срок исковой давности.
Не раз компания попадалась и на махинациях с расходомерами горячей воды, при отключении которых весь объём горячей воды дополнительно суммировался к объёму отопления. Недавно за эту махинацию ТГК–14 было оштрафовано на 41 миллион рублей. Механизм был таков — даже в случае масштабных аварий, связанных со снижением температуры теплоносителя, компания выставляла потребителям счета на полную сумму, а перерасчёт проводился только тем, кто вызвал комиссию с участием представителей ТГК–14 и зафиксировал снижение температуры в квартире. Например, в ноябре–декабре 2024 года в течение нескольких дней потребители Советского и Железнодорожного районов Улан–Удэ страдали из–за понижения температуры в квартирах, но, в итоге, перерасчёт получило всего несколько человек. Из–за этого руководство ТГК–14 даже приглашали на заседание улан-удэнского горсовета, но понимания со стороны теплоэнергетиков депутаты не нашли.
Затягивание с оснащением многоквартирных домов приборами учёта тепла
Ещё один и самый масштабный способ — это медленное оснащение многоквартирных домов приборами учёта тепла. Норматив теплоснабжения на квадратный метр жилья в Улан–Удэ примерно в два раза превышает реальное потребление, но городским властям с большим трудом удаётся доказывать, что в домах есть возможность установки общедомовых приборов учёта (ОДПУ) — ТГК–14 часто даёт заключения о невозможности такой установки. Кроме того, рекомендованные ТГК–14 ОДПУ необходимо поверять на заводах, что выводит их из эксплуатации на несколько месяцев. Нередки также проблемы со срывом пломб с ОДПУ и другие нештатные ситуации.
Насколько соответствуют или не соответствуют действительности все эти версии — покажет время и следствие.
↓