На прошедшей неделе произошло событие, которого предпринимательское сообщество республики ждало, без преувеличения, много лет. На сайте прокуратуры Бурятии была опубликована информация под красноречивым названием «По результатам прокурорской проверки устранены нарушения в сфере защиты прав предпринимателей и инвесторов».
Вот её текст:
«Прокуратурой республики проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей и инвесторов в деятельности Государственной инспекции труда в Республике Бурятия.
Установлены нарушения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», случаи неисполнения обязанности по уведомлению прокурора о проведении внеплановых выездных проверок, игнорирования положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих право предпринимателей на замену наказания в виде административного штрафа предупреждением, ненадлежащего оформления актов проверок, а также внесения неполных сведений в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок».
Прокуратурой республики руководителю Государственной инспекции труда в Республике Бурятия внесено представление, которое удовлетворено, приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь».
«НА ТРУДИНСПЕКЦИЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖАЛОБ…»
За сухими юридическими формулировками - неудовлетворительная оценка работы руководителя трудовой инспекции Анатолия Пыкина в сфере защиты прав предпринимателей и инвесторов. Этому предшествовали многолетние жалобы бизнеса Бурятии на проверки, рейды, расследования и прочие надзорные мероприятия, которым подвергаются предприниматели республики со стороны местного Роструда. Тема эта звучала и звучит на каждом (!) совещании по развитию предпринимательства. К примеру, на одном из заседаний Совета по улучшению инвестиционного климата при главе Бурятии к Алексею Цыденову обратился директор компании «Полистройдеталь» Сергей Корбышев:
- Алексей Самбуевич, просьба от производственников. Помогите, чтобы бизнес не «кошмарили»!
- Давайте предметно, кто «кошмарит», - спросил глава республики.
- Предметно – трудинспекция. Пример приведу. Оштрафовали за то, что продавец – не выдали ему халат – не расписался за халат. И за верхонки. Пятьдесят тысяч штрафа. Тут и так производству тяжело…, - возмутился производственник.
Алексей Цыденов ответил: «Трудинспекция… она работает, на самом деле, интересно. Провоцирует некоторые вещи сама. Вот у нас информация, по-моему, от авиазавода, когда отдельных людей в коридоре ловят – «как жизнь?». И тут же – «пиши жалобу, мы придем с проверкой». Проверка по жалобе – внеплановая. Ну, не совсем так, конечно, но непросто. На трудинспекцию больше всего жалоб. Больше, чем на любую другую надзорную структуру. Это, действительно, так. Я думаю, мы с этим сейчас адресно поработаем». При этом прозвучало заявление, что работа будет вестись на уровне федерального Роструда. «На региональном у нас уже не получается. На уровне Роструда попробуем. Проверяющий должен быть не палачом, а помощником. Есть нарушение – подскажи, помоги, скажи исправить это и это, на первый раз замечание. Если второй раз поймали на том же самом, то отвечай, пожалуйста», - пояснил глава республики.
«НЕ ПОНРАВИЛАСЬ Я ТРУДОВОМУ ИНСПЕКТОРУ, КОТОРЫЙ ДРУЖИТ С ЕЕ МУЖЕМ.. .»
Возможно, скажу «крамольную» вещь, но именно «палаческие», по словам главы республики, методы контроля и надзора таких органов, как местный Роструд, а вовсе не злонамеренность и жажда наживы вынуждают республиканский бизнес, особенно малый, уходить в «тень». Вот буквально крик души одной из предпринимательниц республики, который она высказала в комментариях на одном из популярных республиканских сайтов:
- Я в год в среднем плачУ и плАчу около 350 тысяч рублей налогов. А бизнес у меня маленький, и часто не понимаю, за что плачу такие деньги - я на работе круглыми сутками, не отдыхала уже 3 года, и мебель не меняла уже лет 10, и машины у меня все еще нет. И оштрафовали еще недавно в трудовой инспекции на 240 тысяч (!!!) из-за лжи моей сотрудницы, и доказать ничего не могу - а ведь могли дать штраф не более 2000 рублей (хоть и столько не за что было), но не понравилась я трудовому инспектору, который дружит с ее мужем. ...Ну как же так?! Теперь никогда никого официально на работу не возьму! И доходы скрывать буду, чтобы налогов меньше платить и ко всем без исключения сотрудникам контролирующих организаций относиться буду с презрением и настороженностью. Люди, сидящие на государственных стульях добровольно, изначально садятся туда только ради собственной наживы и никак иначе! Никто из них даже мысль в голове не держит, чтобы сделать нашу страну лучше, сильнее, богаче. Все сидят там только ради возможностей побольше добыть для себя и таких же, как они!
«НИЧЕГО, КРОМЕ УГРОЗ И НАКАЗАНИЙ С ВАШЕЙ СТОРОНЫ…»
А те, кто не хочет уходить в «тень», серьёзно задумываются о переезде в другой регион. Например, на одном из заседаний Союза промышленников и предпринимателей Бурятии (кстати, посвященном именно уходу бизнеса в другие регионы из-за давления контрольных и надзорных органов) президент Союза, управляющий директор «Улан-Удэнского авиазавода» Леонид Белых напрямую обратился к присутствовавшему на заседании руководителю Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Анатолию Пыкину:
- В вас какое-то отторжение, вы в каждом руководителе видите врага. Почему не прийти с профилактикой, заранее. Что я- враг народа? Если поднять все заявления, все на вас агрессивно настроены. Измените метод работы. Нас и пожарники казнят, но они нормальным языком объясняются. Я с вами сам ни разу ни по одному вопросу понимания не нашел. Кроме угроз и наказаний с вашей стороны, - сказал Леонид Белых.
- Товарищ Пыкин добросовестно приходит на совещания, докладывает о взаимодействии, но, в основном это все происходит в одни ворота. Уже не существует как такового диалога. Одно из таких совещаний мы проводили в Союзе. Но когда он после 20 минут доклада сказал, сколько он планирует выписать штрафов и как наказывать предприятия, вопросы все отпали. Потому что диалога не получается никаким образом, - добавил исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Николай Зайцев.
«КАРАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ДЛЯ БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ»
16 ноября на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выступил президент Торгово-Промышленной Палаты Бурятии Пётр Ертанов:
- Сегодня я хотел остановиться на теме проверок предпринимателей контролирующими и надзорными органами. Экономическая ситуация оставляет желать лучшего, о сверхприбылях предпринимателей говорить не приходится. И поэтому вопрос проверок для нас очень серьезен.
Прокуратурой Бурятии на 2019 год согласовано 4 826 плановых проверок предпринимателей контролирующими органами. Аппетиты контролеров были больше, но прокуратура не согласовала проведение 450 проверок.
Количество плановых проверок увеличится почти на 30%. Помимо плановых проверок, растет и количество внеплановых проверок.
Парадокс – количество предпринимателей снижается, а количество проверок увеличивается.
К сожалению, большой процент проверок заканчивается штрафом для предпринимателей. Особенно в этом усердствует трудовая инспекция под руководством А.Пыкина.
Под пресс трудинспекции попадали и попадают как крупнейшие налогоплательщики – У-УАЗ, ЛВРЗ, приборостроительное объединение, так и средний бизнес – Бурятская мясоперерабатывающая компания, Титан, Полистройдеталь и многие другие.
Если Анатолий Иванович не считает нужным вести диалог с авиазаводом - крупнейшим налогоплательщиком Бурятии по проверкам соблюдения трудового законодательства, что говорить о других работодателях, они недостойны его внимания, они лишь объект для выписки штрафов. Все обращения и выступления к А.Пыкину по изменению подхода к результатам проверок остаются без ответа, в ответ мы слышим лишь слова о том, что он действует по букве закона.
О «прессинге» трудовой инспекции на предприятия Группы компаний «Титан» участников заседания ознакомил Вадим Бредний:
- Скажу сразу, я, конечно же, не против проверок, но на каждую из них идет отвлечение как сотрудников, так и времени! При этом на всех уровнях декларируется: «Хватит кошмарить бизнес!». Проверка проверке рознь. Большинство контролирующих органов выдают предписания и дают время для устранения выявленных замечаний. Если замечания устранены, мы говорим спасибо друг другу и все, никаких штрафов. К сожалению, совершенно другие методы проверок у государственной инспекции по труду, возглавляемой Анатолием Ивановичем Пыкиным. Главная задача его проверок – найти замечание и раскрутить до максимального размера штрафа. При этом суммы штрафов впечатляют. Что сегодня делает любой прогульщик, нерадивый работник и нарушитель трудовой дисциплины, когда его увольняют? Правильно: он идет в трудинспекцию, а там его «учат», как написать заявление и по мнимым, чисто формальным, нарушениям работодателя штрафуют. В 2018 г. трудинспекция провела у нас 29 проверок.
Методы работы инспекции по труду не раз обсуждались на заседаниях Союза промышленников и предпринимателей, в т.ч и с участием Анатолия Ивановича (Пыкина - прим.ред). Странно было слышать от руководителя государственного ведомства, что у него оказывается есть годовой план по штрафам, два назад он называл цифру в 15 млн руб (суммы штрафов, выписанных работодателям, составили в 2016 г. – 25 млн руб., в 2017 г. – 20 млн руб. - прим.ред).
Получается, что бизнес работает для того, чтобы уплачивать штрафы и выполнять план для Анатолия Ивановича, чтобы он и его сотрудники получили премии. А предприниматель должен работать ради работы, так что ли?
Здравый смысл и знание реального положения дел в экономике республики подсказывают, что необходимо направлять усилия трудинспекции на выявление нетрудоустроенных согласно закону работников, борьбу против выплат зарплат в конвертах, защищать работников обанкротившихся предприятий. Другими словами, реально представлять интересы трудящихся и пополнять бюджет Бурятии и оправдывать название – государственной инспекции по труду.
В нормальной ситуации бизнес и контролирующие органы – это партнеры, в конце концов, все в одной лодке, в одной республике. У нас же все наоборот: Государственная инспекция по труду по Бурятии выступает как карательный орган для бизнеса республики.
БУДЕТ ЛИ УСЛЫШАН ОКРИК ПРОКУРАТУРЫ?
Бизнес-сообщество Бурятии уверено, что «жесткий окрик» республиканской прокуратуры, выступления работодателей в адрес руководителя местного Роструда А.Пыкина услышат его непосредственные начальники в г.Москва. И дадут оценку его многолетней работе с 2011 г. в кресле главного трудового инспектора республики, благодаря которой бизнес уходит из Бурятии, а оставшихся продолжает «кошмарить» государственная инспекция по труду.
↓