Операционный директор компании YellowRockets Аркадий Селезнев и инвестиционный менеджер венчурного фонда «ТилТех Капитал» Илья Кобяков
в программе «Большой повод» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэкомментируют трёхдневный интенсив для стартапов TealTech Startup Summer, который проходил на Байкале и в Улан-Удэ, чем был обусловлен выбор места проведения TealTech Startup Summer, состав участников интенсива, проблемы, с которыми сталкиваются венчурные фонды в России, особенности стартапов в нашей стране, и другие темы.
Отвечая на вопрос о цели приезда в Бурятию, Аркадий Селезнев сказал следующее:
«Для нас это во-многом новый формат. Мероприятие называется «TealTechStartUp Summer» - мы решили приехать и собрать интересные стартапы в одном месте, причём, сделать это не в стенах какого-нибудь ВУЗа или инкубатора, а собрать всех за городом, на турбазе на берегу озера Байкал, и постараться провести с пользой три дня. С пользой для себя должны провести это время инвесторы, которые надеются здесь найти интересные стартапы, и, разумеется, с пользой для себя должны провести это время стартапы, которые будут знакомиться со своими коллегами из Бурятии и соседних регионов. К нам приехали ребята из Читы, Иркутска, и даже из Томска. Мы надеемся на плодотворное общение между предпринимателями и инвесторами. Если говорить о терминологии, «стартап» - это новая организация, которая собирается найти совершенно новую бизнес-модель на рынке. Это возможность зарабатывания денег, которую пока никто другой до них ещё не делал, соответственно, им некуда прийти и поучится. Если мы открываем в своём дворе парикмахерскую, мы можем сходить в соседний двор, и спросить у владельца парикмахерской там, как он выстраивает свои бизнес- процессы - как много он платит парикмахерам, нужно ли получать разрешение в каких-то контролирующих органах, и прочее. У стартапа такой возможности нет, это организация, который не у кого поучится. Им приходится формулировать гипотезы относительно рынка и возможности по зарабатыванию денег, а потом эти гипотезы и возможности проверять. Тот, кто делает это хорошо, вырастает в крупную, успешную компанию – такую, как, например, «Фейсбук» или «Убер». Тот, кто делает это похуже, возможно, сталкивается с необходимостью закрыть свой стартап, и идти работать наёмным работником на скучной работе».
Илья Кобяков рассказал о том, чем их венчурный фонд отличается от своих классических собратьев:
«Венчурные фонды - это достаточно старая концепция о том, что можно на ранней стадии подхватить предпринимателя с его идеей, дать ему денег, на эти деньги он вырастет, и ты поимеешь с этого какую-то долю, поскольку вы заранее договорились. Мы с нашими инвесторами решили, что сейчас классический венчурный подход немножко коллапсирует в том плане, что денег инвесторов стало намного больше, чем предпринимателей, которые могут эти деньги отрабатывать. Рынок начал вырождаться - деньги стали достаточно дешёвыми, а люди отошли от того, чтобы создавать бизнес-идеи и развиваться, и перешли к тому, что они торгуются с инвесторами за транши на лучших условиях. В этом плане мы отличаемся от классических венчурных фондов - мы работаем по схеме не «Инвестиции в проекты и обсуждение траншей», а «Инвестиции в предпринимателей». Наша локальная задача на ближайшие десять лет - подержать десять тысяч предпринимателей, и преследуя эту цель, мы сознательно ввязались в строительство предпринимательской инфраструктуры, куда включены различные образовательные ресурсы, фонд в России, фонд в Америке, фонд в Китае куда включена огромная network-сеть наших контактов, партнёров, экспертов, менторов, людей-трекеров, которые помогают проектам. Мы пытаемся каким-то образом это всё структурировать и организовать так, чтобы на входе к нам поступал человек с идеей или с каким-то бизнесом, а на выходе этот человек реализовывал свой предпринимательский талант, и получал работающий бизнес, который окупает себя, и, желательно - вложения инвесторов. О стратегии нашего фонда, как таковой, говорить сложно - все стартап-механики и практики, которые мы преподаём, мы проецируем на себя. За два года существования мы оттестировали уже сотни гипотез - часть из них себя оправдала, а часть – нет. Одна из гипотез заключается в том, что в регионах есть достаточно сильное предпринимательское начало в силу того, что там намного меньше возможностей, и людям просто нужно сильнее крутиться. Не так давно мы начали тестировать эту гипотезу в регионах, Бурятия – четвёртый регион, где мы это делаем, и в целом пока на сто процентов довольны результатом - тут очень мотивированные и очень необычные люди».
По словам Аркадия Селезнева, у его компании есть представление о республике:
«Мы не в первый раз здесь, в Улан-Удэ и в Бурятии. Мы очень дружны с вашим акселератором «Республика», и знаем потенциал, который здесь можно реализовывать с точки зрения работы как в рамках классического венчурного фонда, так и венчурного фонда, который представляет Илья. Поэтому, когда мы обсуждали возможности проведения подобного мероприятия в различных регионах, мы выбрали Бурятию, потому что здесь сошлись несколько воедино несколько причин - это и достаточно сильный региональный партнёр, и понятная база людей и стартапов, и интересное расположение на берегу озера Байкал. Люди приезжают на наш интенсив, потому что понимают, что для них здесь важно открывающееся окно возможностей, а таких «окон» в регионах не так много, как в центре, и по эту сторону Урала их ещё меньше, чем в Самаре и в Нижнем Новгороде. У нас на площадке 60 участников, и в работе 41 стартап – это много».
Илья Кобяков рассказал о том, как именно они помогают предпринимателям:
«Мы сторонники того, что предпринимателя невозможно научить предпринимать – максимум, что мы можем сделать - это подсказать ему, каких ошибок можно было бы избежать в будущем, может быть, помочь каким-то контактом, и дать ресурсы для реализации его таланта. В рамках трёхдневной сессии ребята, в основном, общаются между собой, получают друг от друга обратную связь по своим проектам и обмениваются опытом. Кроме того, им дадут инструментарий по выстраиванию бизнес-процессов и по бизнес-логике, которая отработана годами на сотнях предпринимателей. Также у них есть уникальная возможность пообщаться с представителями фондов, которые в силу специфики своей работы обладают уникальной экспертизой, потому что через них проходят сотни бизнесов с реальными людьми. Такие интенсивы очень сильно мотивируют на дальнейшую работу».
По словам Аркадия Селезнева,
«в сфере, где крутятся венчурные деньги, история и опыт работы в России не так велики. Наверное, регулярные венчурные сделки начались здесь, может быть, десять лет назад, когда во всём мире всё это уже давным-давно развивается. Во-первых, у нас очень мало профессиональных венчурных инвесторов, а, во-вторых, даже если те или иные фонды называют себя профессиональными венчурными инвесторами, но управляют государственными или окологосударственными деньгами, там мотивация на то, чтобы делать реальные успешные инвестиции, совершенно отсутствует. С другой стороны, у нас не так много и стартапов, и это большая проблема, когда люди не имеют предпринимательского опыта и историй успеха перед глазами, чтобы отважиться бросить работу, и пойти запускать какой-то стартап. Стартап на ранних стадиях - это не про деньги, это про их отсутствие, и ребята в «ТилТехКапитал» пытаются смягчить эту ситуацию, когда затраты стартаперам уже нужно нести, а до реальной выручки ещё далеко».
Илья Кобяков проанализировал ситуацию, сложившуюся в постсоветской России:
«Казалось бы – в России нет профессиональных венчурных инвесторов и нет профессиональных стартапов, которые готовы к принятию денег от профессиональных венчурных инвесторов. Это связано со множеством факторов, в том числе, с тем, что отсутствует предпринимательская школа и культура предпринимательства. Но, при этом, советское наследие оставило нам сильную физико- математическую школу, у нас есть природное творческое начало, мы там не боимся трудностей в отличие от многих предпринимателей из-за рубежа. В чём наша российская проблема - в том, что мы в своё время просто взяли под копирку мировую или американскую модель, и начали работать по ней. Но специфика российского рынка в том, что у нас нет предпринимательского образования - мы крутые математики, крутые физики, мы строим ракеты, но не умеем правильно разговаривать с людьми, правильно договариваться, выстраивать доверительные отношения между людьми, а это в предпринимательстве очень важное звено, и на этом, по сути, строятся все успешные бизнесы. Мы выделили эту проблему, и начали искать её решение. На сегодня наша самая активная гипотеза - надо давать предпринимателю возможность совершать какие-то ошибки. Надо дать ему денег, чтобы он попробовал, набил шишки, и тогда он научиться. А в наших интересах, чтобы какие-то самые очевидные шишки он не набивал, а увидел их у кого-то. Для этого существуют институциональные организации типа бизнес-инкубаторов, которые профессионально занимаются тем, что рассказывают об удачных и неудачных примерах ведения бизнеса, и накладывают их на реальные проекты. Двухлетний промежуток становления стартапов мы стараемся сократить где-то до полугода, и просто покрываем расходы команды, которая нам приглянулась».
↓