$ 63.87
68.69
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


Нарядные детские платья butterfly детские Нарядные платья www.yakbaby.ru.

6 февраля 2013, 11:19

Россия и Китай – история вооружённых конфликтов. Часть 3. КВЖД


Часть 3

В конце 19-го века Россия и Китай развернули масштабный совместный  проект железной дороги, которая бы протянулась от Читы до Владивостока по самому короткому пути. Транссибирский маршрут упирался в реку Амур, и для продолжения пути до Владивостока требовалось построить мощнейший мост. 

Маршрут через китайскую территорию был выгоднее и короче. Его «лоббировал» министр финансов Сергей Витте, которого поддержал царь. Для строительства нужно было заручиться поддержкой китайского императора, и мудрый Витте, по слухам, подкупил влиятельнейшего наместника столичной провинции Ли Хунчжана за три миллиона рублей. Для России магистраль была крайне важна, иначе Дальний Восток рисковал остаться без военных ресурсов перед лицом растущей агрессивности Японии. Китай, после поражения в 1905-м от той же Японии, лихорадочно искал союзников, и Россия виделась едва ли не единственной надеждой. 

Витте.jpg
Сергей Юльевич Витте
Договор предусматривал фактическое создание оборонительного союза России с Китаем, который должен был вступить в силу в случае нападения Японии на Россию или Китай. КВЖД же должна была стать транспортной артерией, обеспечивающей быструю доставку военной силы и техники. Россия арендует у Китая порты в Даляне и Порт-Артуре.  В 1895 году в Маньчжурию прибывают строители новой магистрали.

Но планы тесного и дружественного союза рухнули через три года. «Боксёрское восстание» было направлено против всего иностранного. Повстанцы-ихэтуани принялись разрушать полотно и нападать на строительные бригады и охранную стражу. С большим трудом и потерями казаки стражи пробиваются в Харбин, где держат осаду. Стройка заморожена, но ихэтуани не собираются останавливаться. Атакован Благовещенск, который обстреливает артиллерия, в устье Зеи на российскую территорию переправляется большой китайский отряд с 18-ю орудиями. 

Это приводит в ярость Николая II. Надо понимать, что 90% русской армии сосредоточено на западных границах, железной дороги ещё нет, и надо срочно спасать ситуацию с помощью тех сил, которые уже находятся на восточной границе. Поэтому оборонительные функции передают населению, раздавая оружие и готовясь к обороне, а регулярные части сосредотачиваются на наступательных планах. Конечно, русская армия гораздо лучше обучена и подготовлена, что и сказывается – царские войска не проигрывают ни одного сражения. 

Армия оккупирует Маньчжурию, берут Мукден (Шеньян), а экспедиционный корпус генерала Линевича захватывает Пекин. Потери китайской стороны в десятки раз превышают потери среди русских, которые за почти год сражений теряют 565 человек. Сразу после окончания кампании строительство КВЖД возобновляется, и одновременно с этим начинается массовая миграция русского населения на правобережье Аргуни. Русские пашут землю, заводят скот, занимаются добычей золота и угля. 

КВЖД.jpg
Китайские рабочие на строительстве дороги

В свою очередь китайцы также активно мигрируют на север. Приток русских специалистов и денег (частный капитал вложил в регион около 10 млн. рублей) стимулирует бурное развитие региона. Население за несколько лет вырастает более чем вдвое – до 15 миллионов человек.

14 июня 1903 года дорогу официально открывают. Ещё через полгода Россия вступает в войну с Японией и терпит жестокое поражение, так и не сумев защитить Китай и свои вложения. Южная часть ветки оказывается  на оккупированной территории, и царь вынужден вновь вернуться к проекту Транссиба. Только тогда удалось достроить мост через Амур. Россия теряет Порт-Артур и Далянь, и вынуждена денонсировать союзный договор с империей Цин. 

В 1911 году Цинская империя рухнула. Царская власть ненадолго пережила императорскую, и в 1917 году вокруг КВЖД произошёл новый конфликт. Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов в декабре 1917 года отстранил комиссара Временного правительства Дмитрия Хорвата от управления. Хорват обратился к китайским властям, и те ввели  в Харбин войска, разогнав  Совет. В 1920 году китайцы занимают харбинский штаб русского главнокомандующего и ликвидируют охранную стражу КВЖД, занимая прежде неприкосновенную полосу отчуждения. Отношения между сторонами весь этот период сохраняются напряжённые, но перед угрозой со стороны Японии (которая настойчиво пытается добиться т.н. «международного контроля» над дорогой) они вынуждены начать договариваться.

В мае 1924 СССР, подписав новое соглашение с гоминьдановским правительством, отдаёт  Китаю концессии в Харбине и Тяньцзине, но возвращают управление КВЖД в свои руки. 

Самые же кровопролитные столкновения случились в 1929 году. После смерти Сунь Ятсена в 1925 году Чан Кайши начинает «поход на север» и вскоре заканчивает объединение Китая. В 1928 году к нему присоединяется и Чжан Сюэлян, фактически контролирующий Маньчжурию. Он отказывается платить по японским займам и ищет покровительства у гоминьдановского правительства.  Чан Кайши, подталкиваемый влиятельными белогвардейскими эмигрантами, давит на маньчжурского лидера, чтобы тот пошёл на открытый конфликт с красными.  

10-го июля китайские военные захватывают КВЖД. Советские власти в ответ разрывают дипотношения с правительством Чан Кайши, и начинают готовить военную операцию. При этом советские отряды постоянно маневрируют, активно используя аэропланы и прожектора, что вызывает в приграничных китайских районах массовую панику.  Но Чжан Сюэлян, послушавшись немецких советников, не поверил в то, что красные смогут атаковать и серьёзной встречной подготовки маньчжурская сторона не производила. Военачальники были уверены в том, что трёхкратное численное превосходство над частями Красной армии даёт гарантию ненападения. 

Армия мукденского правительства на тот момент составляла 300 тысяч человек, плюс к этому на приграничной территории действовали крупные белогвардейские отряды Зыкова, Гордеева, Пешкова и Сараева, а также дисциплинированный и хорошо обученный отряд русских добровольцев под командованием генерала Кислицына. А красноармейцев на всю огромную территорию набиралось около 18,5  тысяч человек. 

В итоге то, что китайской стороной расценивалось как безопасность, и вынудило СССР напасть первыми. Командующий спешно созданной Особой Дальневосточной армией  Василий Блюхер рассудил, что организовать оборону в случае массированной атаки сил не хватит, поэтому нужно разбить наиболее боеспособные соединения противника и лишить того инициативы. Политработники спешно занялись боевым духом солдат, готовя их к боевым действиям. 

В ход ввели частушки типа: 
Вьются рельсы вдалеке
И колечком вьется дым.
Мы свою КВЖД
Никому не отдадим.
Мы дрались и будем драться,
Хоть не хочем воевать,
Мы заставим Чжана сдаться
И права наши признать.

Также солдатам внушают, что они должны поддерживать порядок, и что войска только очищают от китайцев КВЖД, не планируя захват территорий. Такую же информацию дипломаты СССР распространяют и среди мировых держав.

Первыми в бой пошли дальневосточные части. 12 октября началась Сунгарийская наступательная операция. В ходе артиллерийского сражение в устье Сунгари полностью разгромлена Сунгарийская флотилия (в этом сражении особо отличились канонерки «Монгол» и «Бурят», уничтожившие немецкие пароходы «Оттер» и «Фатерлянд»). Также потоплены три вражеские канонерки и плавбатарея. Четырём судам удаётся уйти, но их в ближайшие дни добивает советская флосткая гидроавиация. 

Канонерки.jpg
Канонерки "Орочанин", "Бурят" и "Монгол"

На следующий день после речной битвы наземные части берут город Лахасусу (Тунцзян). Китайские войска отступают в беспорядке по направлению к Фугдину и советская кавалерия и пехота во время преследования уничтожает более 500 солдат и офицеров противника. Всего китайские потери составили более 2000 человек убитыми и ранеными. Войска Блюхера потеряли 281 бойца. Амурская флотилия сохранила все суда полностью.

Китайские солдаты, добравшись до Фугдина, принялись за грабежи. В то же время Красная армия захватила крупные военные склады, в том числе большое количество продовольствия, но обходилось без жалоб на её действия от гражданских лиц. 

Успех операции не означал окончательной победы, и Блюхер вынужден был продолжить боевые действия, хоть и переместить их на другой театр.

Советское наступление было направлено на два укрепленных региона с центрами в Маньчжурии и Чжалайноре. В этих районах китайцы прорыли многие километры противотанковых рвов и построили укрепления. 

Наступление в ходе Мишаньфусской операции началось в ночь на 17 ноября. Уже стояли крепкие морозы, и китайцы перестали ждать нападения, ведь значительную часть соединений составляли кавалеристы. Чтобы обеспечить эффект внезапности, были предприняты все меры к должной маскировке. Перейдя замерзшую реку Аргунь, Красная армия атаковала китайцев на рассвете. Первая линия обороны была смята в течение нескольких минут. В то же время кавалерия перерезала железную дорогу у Чжалайнора, так что китайские войска не могли ни отступить по ней, ни получить подкрепления. Оказавшись в ловушке, китайцы оказали бешеное сопротивление, не считаясь с потерями, и потеряв в итоге свой 14-й полк практически полностью. 18 ноября бойцы 35-й и 36-й стрелковых дивизий КА при поддержке танков МС-1 сумели сломить сопротивление противника прежде, чем замеченные с воздуха подкрепления успели подойти. Остатки китайских солдат были уничтожены кубанскими кавалеристами.

Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество. 19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.

Утром 20 ноября силы Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. Город был захвачен; китайские потери составляли 1500 человек убитыми, 1000 раненными и 8300 пленными. Красная армия потеряла 123 человека убитыми и 605 ранеными. Командующий Северо-Западным фронтом Лян Чжуншян со своим штабом и более 250 офицеров Мукденской армии попал в плен.
 
Трофейные знамёна КВЖД.jpg
Красноармейцы с трофейными знамёнами Чжан Сюэляна

В этот же день «белокитайцы» вынуждены просить мира, и в декабре стороны подписывают договор о восстановлении статус-кво. КВЖД вновь признаётся совместным  советско-китайским предприятием. Надо отметить, что СССР всячески подчёркивал ограниченный характер операции и свою добрую волю.  Военнопленных хорошо кормили, вели среди них агитацию за советскую власть, сразу после подписания договора все они были отпущены. Уже к Новому году все войска вернулись на свою территорию.

Увы, пользы эта победа России не принесла. Вновь в борьбу за магистраль включается Япония. В 1931 году японские войска вторгаются в Маньчжурию, занимают Харбин и создают марионеточное государство Маньчжоу-Го. КВЖД оказывается на территории нового государства и СССР вынужден начать переговоры о продаже дороги маньчжурам. Многомесячные сложнейшие переговоры приводят к подписанию в марте 1935 года соглашения о продаже за 140 млн иен. Эту сумму можно считать символической. Маньчжоу-Го вносит аванс 23,3 млн и в кратчайшие сроки переделывает колею на европейский формат. Остальная сумма остаётся неоплаченной,  добиться погашения СССР не может. 

СССР вернёт  КВЖД только в 1945 году. И окончательно передаст её Китаю в 1952-м.


Продолжение: Борьба за Монголию

Источник:

Молодёжь Бурятии

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^