Генеральный директор Института проектирования, экологии и гигиены, кандидат медицинских наук Алексей Ломтев и руководитель отдела комплексной оценки загрязнения атмосферного воздуха Института проектирования, экологии и гигиены, доктор технических наук, кандидат географических наук Марина Волкодаева
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментируют деятельность по формированию отчёта об исследовании атмосферного воздуха в Улан-Удэ, создание специального программного комплекса и компьютерной базы данных, позволяющих смоделировать разные сценарии степени загрязнения воздуха и пути решения этих проблем, и другие темы.
Алексей Ломтев: – Наш институт находится в Санкт-Петербурге и существуем на рынке уже 15 лет. Мы коммерческий институт – создавались сами, и функционируем на свои собственные средства. Институт создавался, как компания, которая занималась исключительно экологическими проблемами в качестве разработчиков документации, но лет через семь нашей деятельности появилось проектное подразделение – мы сейчас являемся, наряду с разработкой бумажной экологической продукции, авторами проектов мусороперерабатывающих комплексов, и в этом качестве относим себя к крупнейшим в Российской Федерации. На сегодняшний момент более пяти миллионов тонн отходов Москвы и Московской области обрабатывается на объектах, которые проектировал институт. У нас также большие компетенции в области атмосферного воздуха, для Республики Бурятия мы выполнили большую работу, связанную со сводной оценкой загрязнения атмосферы.
Марина Волкодаева: – Бурятия не чужой нам край, а Улан-Удэ, можно сказать, родной город, потому что мы уже работали в Бурятии в 2012-2013 годах, делая первый сводный проект о загрязнении атмосферного воздуха. Целых два года мы занимались инвентаризацией источников загрязнения воздуха – автотранспортных, автономных источников теплоснабжения, собирали информацию о промышленных предприятиях и о мероприятиях, которые планируется выполнить. В те годы по заданию министерства природных ресурсов и экологии мы разработали три методических документа, которые были утверждены министром, и которые использовались в оперативной деятельности министерства природных ресурсов.
Алексей Ломтев: – Сейчас мы выполняли работу в течение года, и у нас ещё есть год наших гарантийных обязательств – мы передали городу достаточно сложный инструмент – и программный комплекс, и компьютерную базу данных. Для того, чтобы с ними можно было работать специалистам республики, требуется определённая подготовка, поэтому у нас будет ещё год технического сопровождения, и мы очень надеемся, что поможем коллегам освоить этот «рояль», на котором дальше они сыграют любую мелодию.
Алексей Ломтев: – Как говорит руководитель Роспотребнадзора России Светлана Родионова, оптимизм человек должен получать, уже открывая форточку – если он не видит чистого воздуха, то рассказывать ему о светлом будущем сложно. Мы видим в Улан-Удэ негативные тенденции – за семь-восемь лет ситуация поменялась не в лучшую сторону – это и автомобильные пробки в середине дня, которых не было раньше, и частный сектор, который разросся, как масляное пятно. Если раньше мы говорили о 20-ти тысячах частных домов, которые имеют свои трубы, топятся разным топливом, и, к сожалению, загрязняют окружающую среду прямо в том месте, где проживает человек, то сегодня мы видим цифру в 60 или 70 тысяч домов. Частный сектор – это глобальный и самый существенный источник загрязнения атмосферы Улан-Удэ, – к сожалению, и самый трудно устранимый в силу его децентрализации.
Марина Волкодаева: – Давайте будем оптимистами, а не пессимистами – у нас есть, над чем работать и есть куда стремиться. Требования качества атмосферного воздуха невозможно выполнить индивидуально – если каждый из нас может купить бутилированную воду или установить многоступенчатый фильтр, обеспечив себя чистой питьевой водой, то воздухом мы все дышим одним и тем же – богатые, бедные, высокопоставленные чиновники, президент – все дышат тем же воздухом, что и улан-удэнцы. Управление качеством атмосферного воздуха в городах – это задача властей и города, и республики и федеральных структур. Министерство природных ресурсов Республики Бурятия организовало работу по созданию компьютерных банков данных, в которые были бы включены все источники загрязнения воздуха, расположенные в Улан-Удэ, Селенгинске, Каменске и Гусиноозёрске – крупных промышленных центрах, в которых качество атмосферного воздуха оставляет желать лучшего, и мы собирали воедино всю информацию о тех источниках, которые могут влиять на качество атмосферного воздуха.
Марина Волкодаева: – Помимо промышленных предприятий есть транспорт – если раньше мы ездили на трамваях и автобусах, даже не мечтая иметь индивидуальный автомобиль, то теперь у нас почти в каждой семье по одному или несколько автомобилей. Теперь мы стоим в пробках, и это проблема не только Улан-Удэ, но и всех крупных мегаполисов, где развитие улично-дорожной сети отстаёт от растущего количества индивидуального транспорта. А чем медленнее мы едем, чем больше стоим на светофорах или переключаем передачи, тем больше мы выбрасываем угарного газа, которым дышат не только водители, но и пешеходы. Конечно, надо увеличивать дорожную сеть, и заниматься таким планированием города, чтобы люди могли ездить на своих автомобилях, могли их где-то парковать, оставлять на ночь и заправлять эти автомобили качественным топливом.
Алексей Ломтев: – Третий источник – это частный сектор с огромным количеством автономных источников теплоснабжения – это крупнейший «вкладчик», превышающий по своей мощи всю совокупность промышленных предприятий в Улан-Удэ. В рамках нашей работы всё это было собрано в единую цифровую модель и просчитано, как всё выглядит сейчас, и что будет, если все планы по улучшению качества атмосферного воздуха будут реализованы. Республика приложила огромные усилия к тому, чтобы попасть в проект «Чистый воздух», и наша модель позволяет проиграть бесконечное количество мероприятий, которые может предложить власть и бизнес. Благодаря этому можно выбрать наиболее эффективные, реализуемые и адекватные по экономическим затратам проекты для программы «Чистый воздух».
Марина Волкодаева: – В чём проблема с чистым воздухом в Улан-Удэ с точки зрения частного сектора – в том, что оттуда выбрасывается не только угарный газ, но и бензапирен – это канцерогенное вещество первого класса опасности, которое способствует развитию онкологических заболеваний. Например, газификация не уменьшит выбросы вообще – она, наоборот, увеличит выбросы диоксида азота, но тогда не будет бензапирена. Другой вариант – если сложно газифицировать Бурятию, тогда давайте перейдём на электричество и будем отапливаться им. Возможно, это будет дорого, но тогда государство, возможно, будет давать дотации, но, оказывается, что изношенность электросетей не позволяет перевести все домовладения на электрическое отопление.
Алексей Ломтев: – Если вернуться к проекту «Чистый воздух», то в его рамках могут быть предусмотрены настолько большие ресурсы, что они решат вопросы и энергообеспечения, и экологизации.
Марина Волкодаева: – Задумка у правительства Российской Федерации такая, что в стране не должно остаться городов с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Сегодня в Улан-Удэ выбросы от промышленности составляют меньше 50-ти процентов, буквально несколько процентов даёт автотранспорт, и автономные источники теплоснабжения дают нам более 50-ти процентов – как в максимальном, так и в суммарном годовом выражении.
Алексей Ломтев: – Прежде всего нам нужно убрать концентрацию вредных веществ непосредственно из тех мест, где живёт человек, поэтому электричество – это наиболее интересная история. С помощью «Умного дома», уходя на работу, можно отрегулировать теплоснабжение так, чтобы перед возвращением с работы температура в жилище поднималась – сегодня есть все технические возможности использовать преимущества этого способа отопления.
Марина Волкодаева: – Наш программный комплекс очень похож на компьютерную игру – всё зависит от того, какой сценарий заложить. Программный комплекс основан на утверждённой в нашей стране методике оценки загрязнения атмосферного воздуха, которая зарегистрирована в минюсте и действует на территории Российской Федерации с 2018 года. Модель позволяет рассчитывать максимальный и среднегодовой уровни загрязнения атмосферного воздуха с учётом климатической ситуации в конкретном регионе. Методология проведения такой комплексной оценки в нашей стране известна с 1978 года, когда только-только устанавливалась система нормирования выбросов, но в те годы у нас не было таких компьютеров, которые могли бы это просчитать. Сейчас мощности компьютеров позволяют в режиме онлайн просчитать уровни загрязнения атмосферного воздуха по максимальным концентрациям с учётом десятков тысяч источников, расположенных в городе Улан-Удэ – эту оценку можно сделать буквально за 5-10 минут, в то время как ещё 10-15 лет назад, мы, уходя с работы, ставили на компьютер на просчёт, чтобы только утром прийти и посмотреть, что же всё-таки получилось.
Алексей Ломтев: – Ещё одна очень важная вещь, которая уже сделана в Улан-Удэ – это определение среднегодовых концентраций загрязнения воздуха. В этом году Роспотребнадзор принял новый гигиенический норматив, где нормирование для 69-ти загрязняющих веществ по среднегодовым концентрациям, и впервые сводные расчёты в Улан-Удэ были сделаны как раз с учётом этих гигиенических нормативов. Президент России сказал, что к 2024-му году надо сократить выбросы вредных загрязняющих веществ на 22 процента, а к 2030 году – на 50 процентов. Я думаю, что эти ориентиры, которые не должны ухудшаться, должны быть положено в основу действий и в Республике Бурятия – если они будут лучше – дай бог! Предполагаю, что следующий год уйдёт на обоснование самого плана и отработке мероприятий, и надеюсь, что к концу года удастся включиться в бюджет Российской Федерации, а в 2024 году должно наступить улучшение.
↓