Краевед, историк Гражданской войны на территории современной Бурятии Павел Кургузов
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует события 1917-1918 годов в Забайкалье, ситуацию после установления власти большевиков, отношение Китая к новой власти, события 1918 года в Троицкосавске-Кяхте, свержение власти Советов белыми частями, и другие темы.
О значении Троицкосавска
– Кяхта-Троицкосавск – это был стратегически очень важный район в плане защиты коммуникаций правительства Центросибири, которое находилось в Иркутске. Кяхта вообще являлась форпостом на границе нынешней Монголии – тогда это была Халха-Монголия, которая входила в состав Китайской империи. Китайцы тогда заявляли следующее – мы с русским царём и Монголией в 1915 году заключили Тройственный договор, по которой гарантировалась автономия Внешней Монголии, но так как царя нет, все эти договоры должны быть дезавуированы, и мы не знаем, насколько легитимны красное правительство, Центросибирь, и кто такой Ленин.
– Троицкосавск в то время – это тот город, который сейчас называется Кяхтой, но его состав ещё административно входили две слободы – Кяхта на границе, где жили практически одни купцы и обслуживающий персонал, и Усть-Кяхта, где грузились пароходы и была пристань. В июле 1917 года в Троицкосавске состоялись выборы, где социал-демократы и другие левые силы заняли половину мест, а вторую половину заняли представители сторонников Временного правительства. Тогда город представлял собой чиновничье-торгашеский сплав, где огромное количество людей трудилось на представителей буржуазии, а рабочих было достаточно мало, поэтому первые Советы, которые там возникли, были эсеро-меньшевистскими. По итогам выборов была избрана Дума, которая вступила в свои права, и параллельно возник Совет рабочих депутатов. Летом 1917 года в Троицкосавске процветала настоящая демократия – выходили демонстрации «протокрасных» или «протобелых» - одна демонстрация пройдёт, потом другая, и все мирно – идут, чуть ли друг друга не поздравляют. Но потом, после разгона в январе 1918 года Учредительного собрания, маховик событий развернулся совсем в другую сторону.
О нарастающих противоречиях между красными и белыми
– В Кяхте выходил «Листок ежедневных объявлений» – он издавался Александром Лушниковым, директором и владельцем типографии, сыном известного купца Алексея Михайловича Лушникова. Александр, когда потом власть красных была свергнута, стал руководителем исполнительной власти в городе. Но до этого, в феврале 1918 года на страницах газеты было опубликовано открытое письмо одного из офицеров – подполковника бывшего 20-го Сибирского полка Бронислава Павловского. Он выступил со следующим обращением к главе местного большевистского Совета Константину Маскову – вы, учитель, призываете нас, офицеров, вступать в ряды вашей армии, но вы же нас поднимаете на штыки – вы убили Духонина, генерала Крымова. Павловский в этой программной статье пишет – вы нас фактически лишили работы, мы влачим жалкое существование и вынуждены даже пойти работать гробовщиками на кладбище, но мы в вашу армию не пойдём! А в это время в Троицкосавске начинают приезжать офицеры-фронтовики, и, с другой стороны, в Сибири создаётся «Союз уволенных солдат», отделение которого в городе насчитывало порядка 300 человек, и которые поддерживали красных, но большевики их потом разогнали.
– Белогвардейская рать стала собираться вокруг отставного офицера – штабс-капитана Владимира Юнтера, героя войны с чёрной повязкой на выбитом глазу, и весной 1918 года из Иркутска для поддержки большевиков приезжает черемховский отряд анархистов во главе с Дмитрием Михайловичем Третьяковым. Он уроженец Красноярской губернии, вступивший в РСДРП (б) в 1904 году, но разочаровавшийся в ней. Третьяков перешёл в партию анархистов, где они практиковали экспроприации и убили городничего в Чите – потом он сидел в Нерчинской каторге. Черемховский отряд Третьякова пришёл в Троицкосавск и быстро навёл порядок, но после этого начинается тот этап Гражданской войны, когда возникают структуры будущего Ургинского отряда атамана Семёнова. Унылыми процессиями через слободу Кяхта начинает тянуться огромное количество подвод – а сами купцы уже все в были Маймачене (Маймачен-Кяхтинский, или «Монгольская Кяхта» (нынешний Алтан-Булак) – китайское торговое поселение на границе с Россией – ред.) – у каждого уважающего себя кяхтинского купца был свой дом в Маймачене. Владимир Юнтер тоже уходит туда с кяхтинской дружиной самообороны, созданной при городской Думе, и состоявшей из реалистов, гимназистов и представителей мелкой и средней буржуазии. В это время им уже противостоит красногвардейский отряд во главе с Сосниным и Горяиновым.
О Кяхте под властью большевиков
– Черемховский отряд прибыл в Троицкосавск весной 1918 года, и один из первых конфликтов возник из-за требования черемховцев заплатить к Пасхе деньги. Они стали отбирать лошадей у кяхтинцев, и предъявили требование в размере 500 тысяч рублей. А нет – увезём купцов в Черемхово и будете на шахтах кайлом работать до тех пор, пока деньги не принесёте. И, действительно, кяхтинцев довезли до Верхнеудинска, но в этот момент деньги были принесены – два-три богатых купца заплатили за всех. Потом черемховцы сказали местным красным руководителям, что те предали революцию и арестовали их. Возмущение было невероятное – пошли телеграммы в Центросибирь – зачем нам нужны такие товарищи? А черемховцы приехали в Троицкосавск с флагами «Грабь награбленное» и «Мир хижинам, война дворцам», устраивали пьянство и разврат, один из командного состава черемховцев застрелился из пистолета в доме Лушникова. В итоге их посадили на пароход, а в Иркутске арестовали и разоружили.
Захват Троицкосавска белыми частями
– Второго сентября 1918 года Ургинский отряд, который уже сформировал Борис Юнтер из дружины самообороны в количестве нескольких сотен человек, захватывает Троицкосавск, во многом благодаря тому, что летом их начинает финансировать атаман Семёнов, а также все купцы, которые выехали в Маймачен. Ургинский отряд прибывает в Кяхту со стороны Маймачена церемониальным маршем в форме атамана Семёнова с иголочки, а третьего сентября со стороны Усть-Кяхты в город входят белочехи под командованием подполковник Зиневича – это был Енисейский полк, состоящий только из офицеров. Эти два отряда соединяются под колокольный звон, а в это время группировка Каландаришвили уплывает на тот берег Селенги и идёт в свой знаменитый поход протяжённостью 1200 километров до Черемхово. В Кяхте белым сдались вооружённых до зубов 1800 интернационалистов, были захвачены 36 пулемётов и полубатарея.
↓