Председатель проектно-аналитического комитета администрации Улан-Удэ Вадим Имидеев
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует окончательную отмену празднования Дня города-2020 в Улан-Удэ, пути решения проблемы загрязнения воздуха в столице Бурятии в зимнее время, законы Республики Бурятия «О проведении эксперимента по применению бездымного топлива» и «О внесении изменений в закон РБ «Об охране атмосферного воздуха», реконструкцию электросетевого хозяйства для перехода на электроотопление, пути решения проблем общественного транспорта в Улан-Удэ, и другие темы.
Об окончательной отмене празднования Дня города-2020 в Улан-Удэ
– Мне это кажется правильным решением в условиях того, что у нас коронавирус всё никак не может сойти на ноль. Деньги, которые были запланированы на празднование Дня города, будут перемещены на празднование Нового года – по Ледовому городку решение было принято уже в июле, и мы так же, как и по дорогам, будем отслеживать и строительство Ледового городка.
О проблеме загрязнения воздуха в столице Бурятии в зимнее время
– У нас с вами осталось буквально полтора-два месяца до того, как Улан-Удэ накроет чёрным смогом. Сейчас по поручению главы Бурятии, министерство природы и администрация города совместно внесли в Народный Хурал два законопроекта – оба на тему защиты и охраны атмосферного воздуха. Всё лето мы готовились, систематизировали полученную информацию, и сейчас осень готовы выходить на какие-то мероприятия. По оценке риска здоровью населения Улан-Удэ при постоянном вдыхании загрязняющих веществ с ноября по конец января уровень целого ряда заболеваний превышает допустимые в России нормы в 16 раз – это данные федерального Роспотребнадзора. Это цена вопроса, который мы обсуждаем – несмотря на то, что внесённые законопроекты достаточно суровые, надо понимать, что на обратной стороне медали здоровье наших детей – они ходят в самом нижнем приземном слое, куда устремляются все загрязняющие вещества. До 2013 года федеральный Роспотребнадзор оценивал уровень загрязнения атмосферного воздуха в Улан-Удэ как «высокий», но с 2013 года по настоящий момент у нас статус загрязнения «очень высокий».
– Сегодня мы понимаем, что источники выбросов в атмосферу делятся на четыре категории. Первая категория – самая тяжёлая – это ТЭЦ, улан-удэнский авиазавод, Стальмост. Вторая категория – это источники поменьше, а третья и четвёртая категории – это автономные котельные магазинов, СТО, баз, печки и котлы частного сектора. И если по первой и второй категории надзор ведётся, и мы понимаем, что в первой категории 30 процентов загрязнения вносит ТЭЦ-1, и ТЭЦ-2 – 35 процентов, а сколько вносит частный сектор и каждый микрорайон – этого сегодня не понимает никто. Но деньги на это выделены, мы разыграем конкурс – очень хотим, чтобы этим занялся Байкальский институт природопользования Сибирской Академии Наук – у них есть и база, и квалификация, чтобы пересчитать каждую трубу в городе до каждого частного домовладения. Фактически, эта работа сейчас сделана нашим комитетом по архитектуре аппаратным методом, но, естественно, со спутника мы не можем проникнуть в каждый дом и узнать, котёл там или печка, а к концу году через планируемое мероприятие мы получим полную картину.
– Мы отработали с учёными из Байкальского института природопользования Сибирской Академии Наук – они провели зимой эксперимент, и наглядно показали, почему в Улан-Удэ скапливается такой грязный воздух. Причина загрязнения воздуха в Улан-Удэ в том, что благодаря расположению в самом центре материка к нам зимой приходит азиатский антициклон, который стоит практически с конца ноября до конца января. И в этот период – с ноября по январь – время от времени прорываются тёплые массы с циклоном, которые несут снег – в этот момент воздух резко освежается, но во всё остальное время, когда стоит холодная морозная погода, этому облаку некуда деваться. Тот дым, который вырывается из печек и котлов, во время горения обильно насыщается влагой и потом очень быстро остывает. Это воздушное грязное одеяло расплывается над Улан-Удэ и никак не может подняться вверх, потому что оно тяжелее воздуха, и рассеяться тоже не может, потому что нет ветра.
О путях решения проблемы загрязнения воздуха в столице Бурятии в зимнее время
– Из этой ситуации у нас есть несколько выходов. Самое основное – это уменьшение количества выбросов, и на эту тему мы предложили четыре варианта развития событий. Первый – это перевод частного сектора на электрическое отопление. Казалось бы, что может быть лучше – никаких выбросов, включили в розетку и поехали. Но МРСК Сибири и минтранс, который их курирует, заявляют, что в Улан-Удэ нет технической возможности перевести всех на электроотопление, потому что сети не выдержат. Но нас в первую очередь интересуют такие микрорайоны, как Левый берег, Комушка, Горький, Шишковка, Аршан и Лысая гора – именно по ним мы отправили запрос по каждой улице и по каждому микрорайону расписать, где какие сети, износ и резерв – пока ждём ответа. Что касается субсидий на электроотопители либо частичное возмещение затрат по отоплению, то это вполне реально. Второе направление – это снижение выбросов объектов теплоэнергетики. На эту тему мы провели переговоры с ТГК – если честно, нам была предоставлена информация, что всё хорошо, всё развивается, система модернизируется, но, на мой взгляд, это немного не то, что мы хотели увидеть. Наверное, на следующей неделе мы будем с ними собираться ещё раз и уже конкретно проговаривать экологические требования, которые предъявляет город теплоэнергетикам, потому что людей не обманешь – столб чёрного дыма над городом видно всем. Теплогенерация, которая присутствует в Улан-Удэ, обязана предпринимать меры для того, чтобы снижать количество выборосов, и весь этот год их будут очень жёстко на эту тему контролировать.
– Общая задумка администрация города заключается в том, чтобы сейчас провести масштабной эксперимент по бездымному топливу уже такой в Улан-Удэ, и затем запустить процесс реконструкции наших котельных – Юго-Западная, Аэропорт, Заречный, Загорск с целью производства на них бездымного топлива. Мы предполагаем, что путём замены котлов либо их реконструкции на котельных будет производиться полукокс, а тепло от сжигания того, что вылетело из угля, будет направляться на нагрев теплоносителя. С учётом этого мы должны вписаться в стоимость полукокса в 2500-3000 рублей за тонну. Но пока такого производства нет, мы внесли законопроект о проведении эксперимента по применению бездымного топлива в Улан-Удэ. Чтобы проверить, насколько у этого топлива нет выбросов и что его можно топить в любых котлах и печах, мы выбрали микрорайон Комушка. Это 770 дворов, которые находятся на вершине горы, и ниоткуда туда загрязняющие вещества попасть не могут. С жителями Комушки будут подписаны соглашения о проведении эксперимента, и им будет поставлен бездымный полукокс по цене 2500 рублей за тонну, но тут надо ещё понимать, что калорийность у полукокса в два раза выше, чем у бурого угля и у дров. В обмен на субсидированную цену от жителей при подписании соглашений требуется обеспечить доступ в дома, и не реже двух раз в неделю будут проводиться замеры. Эксперимент рассчитан на ноябрь и декабрь – к концу года мы получим данные по этому эксперименту, к концу года у нас будут данные по реконструкции кочегарок, и у нас появится информация, какой объём средств нужен для того, чтобы их реконструировать, и сколько они смогут производить полукокса и сможет ли этот объём обеспечить потребности частного сектора. По результатам эксперимента мы выясним, насколько воздух становится чище в отдельно взятом микрорайоне.
– Второй законопроект, который мы внесли – «О внесении изменений в закон РБ «Об охране атмосферного воздуха». Мы предлагаем запретить использование твёрдого топлива для тех организаций и частных лиц, у которых уже есть подключение к теплосети. Печально, что приходится прибегать к таким методам и выступать с такими инициативами, но, если мы хотим переломить ситуацию и если мы беспокоимся о здоровье будущих поколений, то нужно делать это именно сейчас. 15-го сентября на сессии Народного Хурала решение по этим законопроектам уже будет – в общем и целом настроение депутатов такое, что надо что-то делать.
О проблеме общественного транспорта в Улан-Удэ и необходимости повышения тарифов
– В целом ситуация с транспортом в Улан-Удэ фактически повторяет ситуацию в городах с населением от трёхсот тысяч до миллиона по всей России. Мы немножко застряли в 90-х и эту ситуацию надо переломить. К сожалению, ситуация с коронавирусом очень сильно внесла свои коррективы в планы администрации города по развитию транспортной сети. В конце марта – апреля, когда были самые жёсткие меры по ограничению, падение пассажиропотока, по данным «Управления трамвая», составило практически 70 процентов. Но и до этого ситуация складывалась не самым радужным образом - начиная с 2017 года шёл постоянный ежегодный отток автобусов с линий. Если в 2014-2015 годах на линии было 1600-1700 автобусов, то потом происходило ежегодное падение на 150-200 машин, а в апреле и мае 2020 года ежедневно на линию выходило буквально по 300-400 машин. Кроме того, сейчас мы идём к такому неприятному вопросу, как повышение тарифа на проезд – буквально на ближайшей сессии горсовета будет поставлен на голосование подъём тарифа – для маршрутных такси он составит 24 рубля. Сейчас мы оказались у черты – либо мы поднимаем тариф и потом ежегодно индексируем его на рубль или 50 копеек, или мы можем вообще распрощаться с подвижным составом, который массово весь уедет на вахту и в деревню, как сейчас и происходит.
↓