Историк гражданской войны в Бурятии, краевед Павел Кургузов
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует события гражданской войны, происходившие на территории современных Бурятии и Иркутской области в 1918 году, установление власти большевиков и её дальнейшее свержение силами чехословацкого корпуса и белыми отрядами.
Об основных событиях 1918 года в Забайкалье
– В целом 1918 год в истории России считается наиболее кровавым и ожесточённым – со стороны Петрограда Юденич, с севера Миллер, с юга Деникин, но восемнадцатый год ещё не характеризуется именем Александра Васильевича Колчака. В связи с разгоном Учредительного Собрания подпольно были созданы зачатки демократической сибирской власти – Временное Сибирское правительство, которое начала готовить мятежи по всей линии Транссиба. Мы рассмотрим события в Сибири и на территории нашей республики, потому что трудно говорить только о территории Бурятии без общесибирского контекста. После разгона Учредительного собрания во многих сибирских городах стали создаваться белогвардейские дружины, в том числе, и у нас в Кяхте – в Верхнеудинске в меньшей степени, но, тем не менее, белое подполье стало расти и множиться – его основным костяком стали белые офицеры.
– В конце 1917 года была создан Центральный исполнительный комитет советских организаций Сибири, который кратко стал называться «Центросибирь». Большинство место в ней получили большевики, но, тем не менее, она была достаточно коалиционной – по крайней мере, до восстания юнкеров в середине декабря 1917 года в Иркутске. В дальнейшем Центросибирь, чтобы не подпитывать начавшееся на юге Забайкалья движение атамана Семёнова, издала в Слюдянке приказ о том, чтобы не пропускать офицеров, возвращавшихся с фронтов, домой, в Восточную Сибирь. Перед восстанием чехословацкого корпуса на восток проследовал пятитысячный эшелон сербских войск для того, чтобы из Владивостока эвакуироваться на родину. Из них 200 человек сошло и присоединилось к атаману Семёнову. Он тогда появился здесь, на станции Дивизионная или Нижняя Берёзовка, и начал тут организовывать свой отряд.
О свержении власти большевиков
– Честно говоря, малочисленное белогвардейское подполье, наверное, не смогло бы осуществить то, что получилось у чешского восстания, в результате которого было свергнута Советская власть. Огонь чешского мятежа в мае 1918 года привёл к тому, что уже в июне были захвачены все крупнейшие города – Новониколаевск, города Урала, Мариинск. В Иркутской области в районе Канска и Нижнеудинск оперировала группа чехов под командованием русского подполковника Ушакова. В конце мая один из эшелонов прибыл в Верхнеудинск, и восставшие даже посетили местных большевиков с целью посмотреть, как здесь живут их собратья-военнопленные.
– Восстание дало вторую жизнь надежде белой армии на то, что Сибирь будет освобождена – и это действительно произошло. На тот момент все основные события происходили в полосе железной дороги, на которой стояли почти все крупные города. Что касается яростного противостояния, то тут надо выделить три основных ярких конфликты Даурский фронт, где было два выступления атамана Семёнова, в 1918 году окончившихся неудачей. Третье выступление Семёнова после падения Читы и Верхнеудинска привело к тому, что он реализовал своё право стать атаманом Забайкалья. Ещё одним из самых кровавых был Прибайкальский фронты и события возле границы в Троицкосавске. После этих кровавых событий произошли коренные изменения в структуре вооружённых сил и красных, и белых.
– Отправной точкой к возникновению Прибайкальского фронта стало падение 11-го июля 1918 года Иркутска. Здесь, кстати, впервые отметился Нестор Александрович Каландарашвили – легендарный партизан Сибири, как его называли. Отряды Каландаришвили подошли к станции Байкал и отплыли на пароходах из Листвянки в Танхой для того, чтобы потом снова вернуться в Слюдянку, но в этот момент передовые части Анатолия Пепеляева незаметно подошли к станции Байкал. В это время уже готовились диверсии – Владимир Ильич Ленин отдавал приказы о ведении рельсовой войны и позже – о подрыве тоннелей Кругобайкальской железной дороги. Красные подготовили вагон с четырьмя тоннами динамита на станции Байкал, но в это время неожиданно напали белые. В составе гарнизона станции Байкал было 500 красногвардейцев, а белых было 200 человек, но на их стороне была внезапность. Ночью белые с гор обстреляли станцию снарядами и гранатами, и взорвали вагон с четырьмя тоннами динамита, который разнёс всю эту станцию – погибло огромное людей и снесло водонапорные башни. Таким образом белые спасли Байкальские тоннели, потому что если бы их взорвали, неизвестно, как бы всё вообще сложилось дальше. Кстати, подобный подвиг с динамитом совершил полковник Ушаков, который спас Селенгинский железнодорожный мост, когда красные хотели его взорвать. Ушаков в составе белочешских частей ввёл красных в заблуждение, отправив им сообщение – высылайте вагон с динамитом, который в итоге пришёл не к Селенгинскому мосту, а на станцию Посольская.
– Дальше красные заняли перешеек на отвороте на Тунку – там были мобилизованы китайцы, которые копали окопы. В этот момент неожиданно через Тункинский тракт и сверху через Култук зашли белочешские пепеляевские войска, захватив эти хорошо укреплённые окопы. Там тоже были достаточно серьёзные бои, где погибло очень много венгров-интернационалистов.
– Наиболее кровопролитные бои начались за станцию Посольская в середине августа – это была, как её называли, «катастрофа под Посольском», где фронт красных потерпел поражение. Вездесущий полковник Ушаков высадился со своим десантом, отрезав все коммуникации в районе Посольска. Части, которые остались в Танхое и Мысовой, были вынуждены или погибать, или пробиваться с боем через Хамар-Дабан или через Кяхтинский тракт, по которому гоняли скот – почти 50 процентов российского экспорта живого скота шло через Кяхту. Тогда погибло больше тысячи интернационалистов – на станции Посольская могилы и тех, и других – это участки глубочайшей трагедии гражданской войны. Полковник Ушаков тоже был жестоко убит там – он по ошибке приехал к поезду и начал разговаривать, подумав, что это его солдаты, но оказалось, что это красные. Его расстреляли, и потом, видимо, в пропагандистских целях, его фотокарточку изуродованного в гробу показывали многим белогвардейцам – вот, смотрите, как красные обращаются с нами!
– Верхнеудинск тогда был наводнён тыловыми частями и выводимыми с фронта анархистами, и там всё было достаточно спокойно. После событий в Посольске в Верхнеудинске началась агония Центросибири – они просто-напросто собирались и уезжали – последние эшелоны ушли 20-го августа 1918 года, и в этот же день в город вступили войска Пепеляева с чехами. Последние бои шли в районе лазарета на Дивизионке, где отбивались китайцы с красными мадьярами, когда чехи окружили несколько эшелонов. Красные успели вывезти ценности из банков, сняли телеграфные аппараты и взорвали пути. 21-го августа 1918 года была торжественная встреча белых – они прошли по улицам и местные обыватели – дамы с собачками, бывшие офицеры, реалисты, гимназисты в воздух чепчики бросали – было и такое.
↓