10 ноября в концертном зале Феникс прошло празднование 200-летия Евангельского движения в Бурятии, сообщает Совет пасторов Улан-Удэ.
Ровно двести лет назад в республику приехали миссионеры из Англии, положившие начало протестантской церкви в регионе. Это событие и собрало прихожан из более чем 10 протестантских церквей города. На мероприятии прихожане услышали молодежные песни, песни на бурятском языке, увидели световое шоу и национальные танцы. Кроме этого, была представлена историческая справка о первых миссионерах в республике, подготовленная Дугласом Агнор, который прожил в Хоринске более 10 лет, собирая информацию о миссионерах.
Почему англичане жили в Сибири
- В 1999 году команда из Улан-Удэ делала лагерь для детей в Хоринске. В команде был человек из Англии. Во время лагеря к нему подошел человек из деревни и сказал: “Вы не первый англичанин здесь в Хоринске. В девятнадцатом веке здесь служили люди из Англии, почему бы вам не переехать сюда и продолжить то, что они начали». Этого человека звали Виктор Туголуков. Это положило начало данному исследованию: кто были эти англичане, и почему они жили в Сибири?
То, что произошло, имело отношение к духовным убеждениям Александра I, которые развились во время войны с Наполеоном в начале 19 века. В 1812 году Император Александр I познакомился с Библией.
Когда французские солдаты начали отступать, царь Александр своим указом основал Российское Библейское общество в Санкт-Петербурге декабре 1812 г. Похоже, что так царь Александр хотел прославить Бога за победу над Наполеоном. И в декабре 1814 года Лондонское миссионерское общество в Петербурге официально решило открыть миссию в Сибири. Александр пригласил миссионеров проповедовать Евангелие в разных частях империи. Сотрудники Лондонского Миссионерского Общества были приглашены переводить Библию на бурятский язык и проповедовать Евангелие бурятам.
Из Санкт-Петербурга до Иркутска на санях
Эдвард Сталибрас со своей женой были одними из тех, кто был избран Лондонским Миссионерским Обществом служить в России. Они провели первые шесть месяцев в Петербурге, изучая русский язык. И пока они были там, Александр I имел личную встречу с Эдвардом 5-го января 1818 года, прямо перед тем, как они выехали из Москвы в Иркутск на санях.
Эдвард и Салли покинули Петербург, сели в сани и через два месяца одолели более 6500 км до Иркутска. Салли была беременна первым ребенком.
Иркутск в это время населяло около 15000 человек. В Иркутске Эдвард начал изучать монгольский язык. Там он понял, что Иркутск не подходит для того, чтобы открывать миссию для бурят.
Поэтому в августе 1818 года он поехал в Селенгинск посмотреть условия. Он переплыл Байкал на лодке, и даже чуть не попал в шторм. Потом он добрался до Верхнеудинска (теперь Улан-Удэ). И на лодке поплыл по Селенге к Селенгинску. В июле 1819 года Эдвард и Сара переехали в Селенгинск. Они объехали Байкал с юга, путешествие заняло 11 дней.
Они выбрали место на правом берегу реки Селенги, Российское правительство предоставило им 50 гектаров земли и деньги для строительства. Здесь они и основали миссию.
Жизнь миссионеров в Сибири
Позже в феврале 1820 года Лондонское Миссионерское Общество послало Роберта и Марту Юиль и Вильяма Свана. И через 3 года миссионеры основали Селенгинскую Академию. Ринчина Нима Ванчикова, который там учился шесть лет, все еще помнят, как одного из первых бурятских интеллигентов.
В Селенгинске английские миссионеры освоили бурятский язык и начали переводить Ветхий Завет на бурятский.
Жизнь в Сибири оказалась довольно трудной для миссионеров, особенно для женщин и детей. В Селенгинске первым умер маленький Роберт Юиль в 1823 году. Потом в 1825 году в течение одной недели умерло трое детей, скорее всего от дифтерии. Сюзанна Сталибрас умерла первой и через несколько дней умерли Элизабет и Джанет Юиль. У Роберта Юиля только один сын Самуил дожил до зрелого возраста. Жена Роберта Юиля, Марта умерла от тифа в 1827.
Место, где она похоронена и сегодня называется "англичанка". Трое из четырех детей семьи Юиля, и возможно Сюзанна – дочка Сталибраса похоронены здесь около памятника.
Перевод Писания на бурятский язык
В 1822 году Вильям Сван начал ездить в Хоринский район. В 23 году он купил дом чуть севернее Анинского Дацана на реке Она около Алана и зимовал там пять зим. Позже Уильям Сван начал жить там постоянно.
В том же году Эдвард и Сара Сталибрас переехали в Хоринский район в Кодунcкий Cтанок. Сталибрас и Сван жили в тридцати пяти километрах друг от друга, достаточно близко, чтобы вместе работать над переводом Писания на бурятский язык.
Сван и Сталибрас основали еще две маленькие школы на этих станциях. Школы были необычные, потому что в них принимали и девочек. Они также построили пекарню, типографию и общежитие.
Эдвард и Вильям переводили книги Библии, и начали печатать перевод в 1834 году. Бытие на бурятском было напечатано в Селенгинске, а остальные книги Ветхого Завета были переведены и напечатаны в Кодунском Станке.
Борьба за миссию
Царь Александр I умер в 1825 году. После его смерти его брат стал императором, и в правительстве началось сопротивление развитию миссии. Миссия боролась за существование с различными силами в правительстве, и в 1831 году выиграла благодаря усилиям Уильяма Свана.
Эдвард и Вильям закончили бурятский перевод Ветхого Завета в 1840. Получается, что Библия на бурятский была переведена за 36 лет до того, как была переведена на русский.
У них был новый Завет на калмыкском, и они провели ревизию перевода, чтобы убедиться, что он понятен для бурят. Когда они попросили разрешения переводить и печатать Новый Завет на бурятском языке, им пришлось долго ждать ответа, который пришел осенью 1840 года - им было велено покинуть Россию. Они уехали в январе 1841.
Когда миссионеры покинули Бурятию, после них осталась небольшая группа бурят-христиан. Миссионеры просили у властей разрешение крестить верующих, но не получили его. Они считали, что невозможность крестить людей – это большое препятствие для основания церкви. Как бы там ни было, в Бурятии были христиане.
На сегодняшний день, церкви вносят значительный вклад в работу по реабилитации и ресоциализации алкоголиков и наркоманов, возвращении их в общество, к нормальной жизни. Так же церквями проводится много работы по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи и взрослых. Проводятся постоянные кормления нуждающихся, и помощь им в восстановлении документов и в возвращении в нормальные жизненные условия. Ведется волонтерская работа по закрытию пунктов продажи наркотических средств, работа по уборке улиц и парков во время общегородских субботников. Верующие занимают активную жизненную позицию и стараются этим приносить пользу своему городу.
- Сегодняшние церкви продолжают работу английских миссионеров, неся искреннюю веру в Бога в народ. Подтверждая эту веру добрыми делами,- отмечают в Совете пасторов Улан-Удэ.
↓