Общественники Дмитрий Сандаков и Мария Ханхунова
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментируют существующие возможности для раздельного сбора и утилизации мусора в городских условиях, использование мессенджеров для распространения знаний об экологичном образе жизни, и другие темы.
По мнению Дмитрия Санакова, наше сознание меняется, меняются планетарные вибрации, меняется осознанность:
«Мне кажется, что это просто неизбежный процесс. Каждое поколение по-своему воспринимает реальность и имеет свои установки, а если у меня появляются какие-то рациональные мысли в голове, я просто начинаю их воплощать. Например, я нашёл на мусорке огромные леса, перевернул их и понял, что они похожи на коробку. Поставил в своём дворе, обтянул сеткой - пусть туда люди скидывают пластиковые бутылки. Крышку с пластиковой бутылку нужно скручивать, колечко от пробки тоже отрывать и этикетку снимать, а потом потопать ногами по бутылке. Целлофановая этикетка не перерабатывается – что с ней можно делать? Я взял пятилитровую бутылку и пихаю в неё эти этикетки. Сейчас я выбрасываю примерно горсть мусора – всё остальное отдаю червям или отправляю во вторичную переработку, как пластиковые бутылки. А можно вообще не оставлять после себя мусора».
Мария Ханхунова поделилась личным опытом жизни с целью минимизировать отходы:
«Родители давно крутят у виска и говорят, что со мной что-то не в порядке, но, тем не менее, я продолжаю сортировать бумагу, которую можно сдавать в точки приёма макулатуры. Ещё раньше я собирала органику, но сейчас в силу обстоятельств я уже этого не делаю, и это меня ужасно гнетёт, но ничего страшного - я думаю, может быть, взять червей у Димы? Вообще, опыт сортировки отходов в квартирных условиях дал много опыта, и я уже примерно представляю, что и как можно улучшить. Например, у меня есть подруга, которая вела челлендж «100 лет без покупок одежды», я тоже пыталась полгода не покупать одежду и обувь, но для меня это пока сложно. Вообще я стараюсь покупать меньше одежды, используя старую и зашивая её. Почему появилось такое движение – потому что очень много энергии тратится на то, чтобы произвести те же джинсы, а у меня их четыре пары, и я понимаю, что лучше их больше не покупать».
Дмитрий Сандаков хочет поставить ёмкости с червями по всему подъезду:
«Они не издают никакого запаха, это маленькая коробочка. Вся философия, к чему двигаюсь я - это философия здоровой клетки. Я считаю, что каждый человек должен в нашей новой эпохе прийти к такому осознанию внутри себя, что он не особо личность - такая эгоцентричная и эгоистичная, которая должна действовать в рамках своих интересов. Мы должны осознать, что мы один большой организм, и если мы к этому придём, то будет уже следующее разделение - ты здоровая клетка или раковая клетка, и, соответственно, нужно ли тебя отторгать либо нужно двигаться с тобой? Я бы хотел прийти к системе замкнутого цикла, когда ты ешь, потом у тебя остаются отходы, их ты отдаёшь червям, которые дают землю, а из этой земли тебе снова растёт еда. Я готов сделать так, чтобы червяки производили биогумус, в котором у меня растёт вообще всё подряд, и потом раскладывать этот биогумус вокруг дома – пусть растут цветы. С червяками я познакомился через активиста Ольгу Архипову. Я, когда впервые приехал к ней приехал за червями, то очень удивился - это Зеленхоз, край посёлка, и дальше лес. Она создала питомник, в котором выращивает кедры. У Ольги такая концепция - мы можем оставить своим детям плотный слой чернозёма, и это действительно круто. Я взял у неё на пробу 50 червей - что это такое? Есть черви-старатели – они едят всё, очень быстро плодятся и оставляют после себя очень полезные продукты жизнедеятельности. Я сейчас экспериментирую, чтобы сделать дома замкнутую экосистему – тебе не нужен земельный участок. Ты берешь пластиковый ящик с отверстиями, кладёшь в него укрывной материал, насыпаешь чуть-чуть земли, и можно даже положить бумажную упаковку от яиц – черви её тоже едят. Потом берёшь растительные пищевые отходы, кроме помидоров и зелень картошки – черви их едят. Верхний слой земли не даёт выходить запаху – землю можно купить. Ты выкопал ямку, положил туда растительные отходы, потом следующую, и движешься по кругу, а черви передвигаются за тобой. Они сами регулируют свою численность – как-то знают, сколько их должно быть на этой площади. В моём доме 16 этажей, и в подъездах достаточно места, которое не используется – можно расставить ящики с червями там, а получающуюся землю отдавать ТСЖ. Оля вместе с червями даёт на бумажке инструкцию – там всё подробно написано».
Мария Ханхунова высоко оценила опыты с червяками:
«Это замкнутая экосистема, и это очень круто. Вообще сейчас появилось очень много народа, объединённого этой темой. Экология - это уже не тренд, а наше с вами настоящее, есть очень много людей, которых бесят эти полиэтиленовые мешочки. Есть концепция Zero Waste или «Ноль отходов» - можно загуглить, у этой концепции очень много адептов, и есть много роликов на эту тему. Мне понравилась инициатива заместителя министра природных ресурсов Наташи Тумуреевой, чтобы на первое сентября не было запуска воздушных шаров. Это очень неэкологично, потому что эти шары нигде не перерабатываются. Раз в месяц в тёплое время года в Улан-Удэ проходит акция «Время разделять», на которую люди массово приносят мусор, но зимой эта акция прекращается, и я думаю – как бы сделать её круглогодичной?».
Дмитрий Сандаков рассказал о других своих полезных привычках:
«Как я принимаю душ – открываю воду, и пока мылюсь, закрываю её – это привычка с Израиля, потому что вода там стоит дорого. Когда ты осознаёшь, что где-то в Африке дети умирают от жажды, ты начинаешь экономить – выключать воду во время чистки зубов, и так далее. Это мелкие привычки, но мы все состоим из привычек - из вредных или полезных – я за полезные привычки. Я перестал есть мясо, бросил курить и пить алкоголь, но не просветлел от этого. А когда люди узнают, что я не ем мясо, они почему-то начинают сильно нервничать, и убеждать меня, что надо есть мясо, хотя я им не говорю, что не надо его есть. Я зашёл во все суши-бары и сказал - сдавайте мне палочки, потому что они их всё равно выбрасывают, а они красивые. Архипова делает из них какие-то декоративные вещи, а я думаю сделать из них какую-то скульптуру, которая бы говорила - прежде чем ты что-то выкидываешь, подумай, как это может быть использовано. Классно, что в детских садах сейчас появился раздельный сбор мусора. Когда ты директор завода, а твой ребёнок приходит из садика и сортирует дома мусор - вдруг ты зачнёшь задумываться - может быть, и мне пора?».
Мария Ханхунова привела свои примеры:
«Если мы вспомнили о деревянных палочках, то есть подобное движение по поводу многоразовых стеклянных трубочек для коктейлей и кофе. Ещё есть инициатива «Кружка с собой», и я уже вижу людей, которые ходят со своей кружкой, и покупают в неё кофе – у меня тоже есть такая кружка. Ещё меня жутко бесят одноразовые бахилы и перчатки – например, на станции переливания крови используются многоразовые бахилы. Недавно я познакомилась с девушкой, у которой есть идея сделать серию инсталляций на основе мусора и четырёх стихий».
Дмитрий Сандаков рассказал об информационном проекте, который он сделал в виде чат-бота:
«Мы все с вами знаем Telegram, Viber, WhatsApp, Facebook, ВКонтакте и много других социальных сетей и мессенджеров. Для чего нужен чат-бот? Для того, чтобы ты, не выходя из своего любимого мессенджера, получал информацию в удобном тебе привычном формате. Чат-бот, который я сделал называется «Экобот Улан-Удэ» - это памятка о том, как выкидывать пластик, куда девать органику, что делать с макулатурой, стеклом, и так далее».
↓