β
μ


21 марта, 10:55

Eda.ru: "Ѕуузы и как их ед€т в ”лан-”дэ"

 орреспондент –оман Ћашманов кулинарного портала рассказал "о бур€тском народном сокровище":

я сказал Ѕато: Ђ„его мне сейчас хочетс€, так как € в ”лан-”дэ, так это поесть бууз. я даже заприметил одну тут буузную неподалекуї. ј Ѕато сказал: Ђ” нас тут есть цела€ улица буузных, предлагаю тебе туда пойтиї. я открыл в телефоне карту города и попросил показать, где эта улица. Ѕато сначала показал улицу, потом квартал, потом прибавил к нему еще два или три по оси улиц —вердлова и Ѕанзарова и сказал: Ђ¬от тут. “ам, короче, старые дома, и в них шэнэхэнские бур€ты стали открывать буузные еще в дев€ностых. ѕричем обстановка была сама€ проста€. ќни там же и жили. “ы мог сидеть за столом на кровати, а потом ночью на этой кровати кто-то спал. ѕостепенно старые улучшались, новые открывались. ѕотому что туда все ходили, и богатые, и небогатые Ч вкусно жеї.

» вот мы уже шли мимо площади —оветов с самой большой головой Ћенина в мире. ѕеред самой большой головой Ћенина в мире шумел концерт в честь —агаалгана, бур€тского Ќового года. “анцевали, пели, всех поздравл€л Ѕелый —тарец, бур€тский ƒед ћороз. ќн же, только в виде фотографии, призывал покупать замороженные буузы. »х продавали тут же, во многих праздничных палатках, по дес€ть рублей за штуку.

Ѕато тем временем рассказывал, кто такие шэнэхэнские бур€ты. ЂЎэнэхэнї по-бур€тски Ђновыйї, то есть это бур€ты, которые выбрали себе новое место дл€ жизни. ¬ первые дес€тилети€ XX века они эмигрировали в  итай, во ¬нутреннюю ћонголию. » там не ассимилировались, а сохранили в чистоте бур€тскую культуру и традиции. ј в –оссии они сильно изменились в советское и постсоветское врем€.  ухн€ шэнэхэнских бур€т претерпела меньше изменений, и когда они стали переезжать в Ѕур€тию по программе помощи переселенцам, то стали законодател€ми вкусов. »х буузы считаютс€ эталонными.

Ќо мы только перешли улицу, как Ѕато завел мен€ в буузную совсем не шэнэхэнскую. ќна называлась Buuza Bao: ЂЁто новое такое место. “ут, короче, бургеры делают необычные. — булочками бао. Ќо буузы здесь тоже есть. ќни везде естьї. ћесто было в духе нового урбанизма: кирпичные стены, высокие краткие столики. Ќо среди посетителей была не только молодежь Ч свой обед тут же формировал сотрудник ƒѕ—.

Ѕато предложил заходить в разные буузные и пробовать везде по одной, чтобы попробовать как можно больше. Ћучшего решени€ нельз€ было и придумать. ћы вз€ли по буузе и по стакану душистого саган-дайл€ с брусникой. » съели буузы как полагаетс€: берешь за гор€чие бока, надкусываешь тесто снизу, аккуратно выпиваешь гор€чий ароматный сок и потом в два-три приема съедаешь все остальное. ≈стественно, с удовольствием.

Ѕуузы Ч это род паровых пельменей с отверстием наверху. ѕроисхождение они ведут от китайских паровых пирожков баоцзы Ч но с течением времени развились в нечто совершенно другое. ¬о-первых, в баоцзы тесто дрожжевое, а в буузах нет. ¬о-вторых, в баоцзы бывают разные начинки, и основна€ Ч капуста со свининой, но внутри могут быть и другие овощи, и грибы, и даже что-то сладкое. ј в буузы кладут фарш из м€са и лука; баранина, гов€дина, но чаще всего Ч в городских услови€х Ч смесь гов€дины и свинины. ¬ этом, а также в способе употреблени€, буузы сходны с грузинскими хинкали, только хинкали вар€т, а буузы Ч паровые, чем близки мантам.

Ќе буду врать, мы не говорили об этом с Ѕато по дороге, потому что € и так все это знал. я у него спросил про другое: правда ли, что в Ѕур€тии до сих пор есть традици€ садитьс€ и лепить всей семьей буузы на зиму и чуть ли не неделю на это тратить. Ђ онечно, Ч говорит Ѕато, Ч это же традици€ї.

ћы шли по пешеходному участку улицы Ћенина, бывшей “рактовой Ч Ѕольшой Ч Ѕольшой Ќиколаевской. “ам можно живо представить себе, каким был ¬ерхнеудинск до того, как стал ”лан-”дэ. Ёто широка€ улица с невысокими, но каменными и узорчатыми домами, с совсем небольшим количеством деревьев. » это был купеческий степной город под жарким небом летом и морозным небом зимой, практически всегда €сным: в Ѕур€тии число солнечных дней в году в среднем триста, как на юге –оссии.

Ќа конце пешеходного отрезка Ѕато открыл дверь под вывеской Ethno Cafe и пригласил войти. —ам бы € в жизни туда не вошел: написано Ђэтної Ч значит, ничего насто€щего. ≈сли это, конечно, не этнографический музей. Ќо Ѕато успокоил: Ђя знаю, откуда здесь м€со в буузах. ’оз€ин покупает его у фермеров, не на м€сокомбинатах. ј место называетс€ вообще Ђ¬ладƒї. “ак € перестал бо€тьс€ слова Ђэтної, когда оно в Ѕур€тии.

—тойка кафе напоминала фастфудную, скорость отдачи Ц тоже. —тена р€дом рассказывала о происхождении названи€: ЂЌазвание сеть кафе Ђ¬ладƒї получила благодар€ ее создателю ¬ладимиру ƒагбаевичу (сокращение от имени и отчества), который вместе со своей супругой јлигерией ÷ырендоржиевной открыл первую закусочную. «наменитые буузы и тогда, и сейчас готов€т по рецепту јлигерии ÷ырендоржиевныї. “ут же была вкратце изображена 18-летн€€ истори€ сети, котора€ начиналась от вагончика на улице ѕищевой.

ƒевушка на кассе удивилась, что мы заказываем всего по одной штуке каждый, но сделала вид, что вида не подает. Ѕуузы по рецепту јлигерии ÷ырендоржиевны оказались сочнее, чем предыдущие, с крупно нарубленным, фактурным фаршем, с заметным присутствием лука, с более тонким тестом, ну а прежде всего Ч с очень ароматным бульоном. Ђ” вас с буузами какие-нибудь обычаи есть?ї Ч спросил € Ѕато. ј Ѕато сказал: Ђƒа какие обычаи. ѕросто приходишь и ешь. ћожно в разные места ходить, можно в одно и то же. ј, есть обычай. ѕриходит компани€ и соревнуетс€, кто больше бууз съест. ѕроигравший за всех платитї. » замолчал, как будто вспомнил случай, но не хочет о нем рассказывать.

ј когда мы вышли и продолжили путь к буузным кварталам, Ѕато, наоборот, говорил. —лова его, несмотр€ на сорокаградусный мороз (Ђбэрэ бэрэ хуйтэнї, Ђочень холодної по-бур€тски), не застывали льдинками в воздухе, а раскатывали, как красочный ковер, бытие бууз в бур€тской культуре вообще и на карте ”лан-”дэ в частности.

ѕрежде всего надо отметить тот факт, что и Ѕато, и люди в буузных называли буузы и буузами, и бузами, и позами. ј место, где их ед€т, называют как Ђбуузна€ї, так и Ђпозна́€ї. я вспомнил по этому случаю »ркутск, где уже сразу за аэропортом вдоль дороги начинаютс€ вывески Ђѕозыї, Ђѕозыї, Ђѕозыї, а красного фонар€ ни одного в городе нет. Ѕато объ€снил, что Ђпозыї Ч название русифицированное и что сейчас все стараютс€ говорить Ђбуузыї, национально возрожда€сь.

¬ пор€дочной буузе должно быть 33 защипа Ч ровно столько, сколько складок в одежде буддистского монаха. » это каким-то образом даже повли€ло на прин€тие бур€тами буддизма, но каким именно, € не смог уловить.

≈сть ли в Ѕур€тии плохие буузы? ≈сть, но не плохие, а максимум неважные, в малолюдных местах на федеральной трассе, где мало людей Ч и поэтому мало проходит м€са.

Ѕуузы в ”лан-”дэ есть даже в кафе и ресторанах с условной европейской кухней, объ€снение простое: приводит человек друга или командировочного из другого региона, ему Ч буузы, а себе Ч Ђ÷езарьї, потому что надо же когда-то и от бууз отдохнуть.

«лые €зыки утверждают, что шэнэхэнские буузы потому такие вкусные, что в них добавл€ют вкусное качественное вещество под названием глутамат. Ќо добрые €зыки эти сплетни отвергают с негодованием.

¬ буузные ход€т в основном пообедать Ч или забегают после работы, если не хочетс€ готовить дома. Ќедаром многие легендарные буузные возникали как ларьки-вагончики на конечных маршрутах автобусных маршрутов.

Ѕуузы продолжают лепить дома. √отовые и замороженные продают в магазинах. Ќо в буузные люди все равно ход€т, а новые места продолжают открыватьс€.

Ѕуузные Ч это и что-то вроде социальной сети, вышедшей в офлайн: еще совсем недавно в них были специальные доски, на которых оставл€ли свои визитки адвокаты, врачи, строители, художники. —ейчас тоже оставл€ют, но меньше.

Ѕуузы леп€тс€ непосредственно под поток людей и готов€тс€ парти€ми, ограниченными количеством позниц, они же буузницы. ¬ар€тс€ минут п€тнадцать, поэтому часто заходишь и видишь очередь, терпеливо это врем€ пережидающую. ¬прочем, очереди собираютс€ и когда есть готовые буузы: просто потому, что спрос большой.

ќбычно люди выбирают себе буузные по вкусу и ход€т только в них. Ќапример, есть легендарна€ юрта ЂЅелый тигрї, и многие ед€т буузы только там. Ѕато ЂЅелый тигрї уважает, но предпочитает другие три или четыре, среди которых Ђ¬ладƒї и место, которое все называют Ђ«еленый домикї, а иногда и Ђ√рин-хаусї: Ђ—амостеб получаетс€. Ѕудто бы звучит как лухари-место такое, а на самом деле нет. ≈го ни с чем не перепутаешь, он один такойї.

ѕолный текст с фото по†ссылке


  • –љ–µ–њ–ї–Њ—Е–Њ –љ–∞–њ–Є—Б–∞–љ–Њ, –њ—А–Њ—З–µ–ї –≤—Б–µ
  • –љ–µ–њ–ї–Њ—Е–Њ –љ–∞–њ–Є—Б–∞–љ–Њ, –њ—А–Њ—З–µ–ї –≤—Б–µ
  • ѕустой текст дл€ жителей Ѕур€тии. Ќичего нового и интересного. Ќеплохо только дл€ васи.
  • ѕустой текст дл€ жителей Ѕур€тии. Ќичего нового и интересного. Ќеплохо только дл€ васи.
  • Ќу так и стать€ не дл€ жителей Ѕур€тии.
  • Ќу так и стать€ не дл€ жителей Ѕур€тии.
  • –Ш –≤—Б—С –±—Л —Н—В–Є–Љ –≥–Њ—Б—В—П–Љ –ґ—А–∞—В—М –Є –ґ—А–∞—В—М!))) –У–Њ–ї–Њ–і–љ—Л–µ —З—В–Њ –ї–Є —Б—О–і–∞ –њ—А—Г—В—Б—П? –Т–µ–Ј–Є—В–µ –Є—Е –≤ –•–Є–∞–≥–і—Г, –Ф–ґ–Є–і—Г –Є–ї–Є –Э–Њ–≤—Г—О –С—А—П–љ—М: –њ—Г—Б—В—М –њ–Њ–ї—О–±—Г—О—В—Б—П "–і–Њ—Б—В–Њ–њ—А–Є–Љ–µ—З–∞—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—П–Љ–Є" –њ—Г—В–Є–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—П –і–∞–ї—М–љ–µ–≤–Њ—Б—В–Њ—З–љ—Л—Е —А–µ–≥–Є–Њ–љ–Њ–≤!)))
  • –Ш –≤—Б—С –±—Л —Н—В–Є–Љ –≥–Њ—Б—В—П–Љ –ґ—А–∞—В—М –Є –ґ—А–∞—В—М!))) –У–Њ–ї–Њ–і–љ—Л–µ —З—В–Њ –ї–Є —Б—О–і–∞ –њ—А—Г—В—Б—П? –Т–µ–Ј–Є—В–µ –Є—Е –≤ –•–Є–∞–≥–і—Г, –Ф–ґ–Є–і—Г –Є–ї–Є –Э–Њ–≤—Г—О –С—А—П–љ—М: –њ—Г—Б—В—М –њ–Њ–ї—О–±—Г—О—В—Б—П "–і–Њ—Б—В–Њ–њ—А–Є–Љ–µ—З–∞—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—П–Љ–Є" –њ—Г—В–Є–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—П –і–∞–ї—М–љ–µ–≤–Њ—Б—В–Њ—З–љ—Л—Е —А–µ–≥–Є–Њ–љ–Њ–≤!)))
  • ¬сегда интересна оценка со стороны
  • ¬сегда интересна оценка со стороны

© 2004-2019 информационное агентство ЂЅайкал ћедиа  онсалтингї

—в-во о регистрации —ћ» Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€


јдрес редакции: 670000, –еспублика Ѕур€ти€,†

г. ”лан-”дэ, ул. —молина, 54б

“елефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90 †

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

”чредитель - ќќќ "Ѕайкал ћедиа  онсалтинг". √лавный редактор:
Ѕудаев ¬алерий Ќиколаевич


 урение вредит ¬ашему здоровью!

ѕолитика обработки персональных данных

 Ќаверх 

ѕри перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с насто€щего сайта на иных ресурсах в сети »нтернет гиперссылка на источник об€зательна. ѕерепечатка либо иное использование текстовых материалов с насто€щего сайта в печатных —ћ» возможно только с письменного согласи€ автора, правообладател€. ‘отографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласи€ автора (правообладател€) и с об€зательным указанием имени автора и источника заимствовани€

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.





^