Не так давно Бурятскому госуниверситету было возвращено имя первого бурятского ученого Доржи Банзарова. Его именем в 1947 году был назван Бурятский пединститут, правопреемником которого и стал университет. Однако в 90-е годы в процессе преобразований вуз утратил это имя.
Короткая, но яркая жизнь
Доржи Банзаров родился в 1822 году в Ичетуйской долине в казачьей семье. Кроме него, в семье было еще четыре сына — Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пятидесятником (офицером) бывшего Ашебагатского полка, исповедовал буддийскую веру.
Родители решили дать Доржи хорошее образование, когда он в возрасте 9 лет всего за один год окончил Харанцайское приходское училище. В сентябре 1833 года его отдали в Троицкосавскую войсковую русско-монгольскую школу. В 1835 году по ходатайству тайши Селенгинской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских учеников был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Там он овладел маньчжурским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском, и английском языках. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе наградил Банзарова золотой медалью. В том же году он окончил гимназию и поступил на восточное отделение философского факультета Казанского университета.
В университете он сформировался как ученый. Уже в студенческие годы Доржи Банзаров написал такие работы, как «Всеобщая география» и «Грамматика монгольского языка». Также он перевел с французского языка на монгольский сочинение «Странствования китайского буддиста IV в. по имени Фа-сян». А с маньчжурского языка на монгольский – «Путешествие Тулишеня Аюб хану».
Первые научные публикации молодого ориенталиста были восторженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях».
Доржи Банзаров не только написал оригинальные и обширные научные труды по востоковедению, к которым и поныне обращаются многие российские и зарубежные ученые. Он оставил глубокий след в народной памяти в виде легенд, сказаний и песен. Не зря его именем названы улицы в Улан-Удэ, Казани, Иркутске, Кяхте, в родном улусе Верхний Ичетуй Джидинского района, а также в селе Кырен Тункинского района.
«Было много обращений»
Ректор БГУ Николай Мошкин рассказал «Новой Бурятии», как протекал процесс возвращения вузу имени первого бурятского ученого.
- Решение о присвоении Бурятскому государственному педагогическому институту имени первого бурятского ученого было принято в 1947 году – в тяжелое послевоенное время. Тогда Совет министров Бурят-Монгольской АССР в честь 125-летия Доржи Банзарова решил таким образом увековечить его имя. Этим же постановлением в Улан-Удэ была переименована улица Бурятская в улицу Доржи Банзарова. А в городе Кяхте появилась улица имени первого бурятского ученого. Кроме того, Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры и экономики получил поручение издать в 1947 году полное собрание сочинений ученого, – отметил Николай Ильич.
По его словам, при преобразовании БГПИ в классический университет это имя учебное заведение по каким-то причинам утратило. «Помните, как с легкой руки премьер-министра Черномырдина в 90-х годах вузы трансформировались в академии и университеты. Однако тогда многие вузы сохранили имена тех, в честь кого они были названы», – сообщил ректор БГУ.
- В Министерство образования Бурятии было много обращений о возвращении БГУ имени Доржи Банзарова. Тогда я работал заместителем министра образования РБ и хорошо их помню. Однако поскольку учредителем вуза было федеральное министерство образования, мы отправляли эти обращения туда и, соответственно, в БГУ. Кстати, из вуза приходили ответы, что не считают это целесообразным, – рассказал Николай Мошкин. – А когда я перешел на работу в БГУ, ко мне с просьбой вернуть вузу имя Доржи Банзарова обращались многие известные люди республики. Об этом же просили жители Верхнего Ичетуя, когда я был там в командировке. Наконец, два года назад Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК) официально предложила вернуть БГУ имя первого бурятского ученого. Заседание ассоциации как раз проходило в стенах университета.
После этого ректор университета вынес вопрос на заседание Ученого совета БГУ. «Все члены Совета единогласно проголосовали за присвоение БГУ имени Доржи Банзарова. Юридически это именно присвоение, так как имя ученого носил БГПИ», – подчеркнул Николай Мошкин.
Помог Алексей Цыденов
Университет направил соответствующее письмо и пакет документов в Министерство образования РФ, а также в правительство Бурятии. Алексей Цыденов, который тогда работал в качестве врио главы РБ, поддержал предложение университета. Правительство РБ направило в Минобразование РФ письмо с поддержкой позиции университета. Также в адрес министра образования РФ поступило аналогичное письмо от Традиционной буддийской сангхи.
- Процесс затянулся по ряду объективных обстоятельств. Дело в том, что университет проходил ответственный и сложный процесс аккредитации. В этой связи мы попросили министерство рассмотреть наше предложение о присвоении БГУ имени Доржи Банзарова после проведения аккредитации. Затем, как вы знаете, произошло разделение профильного министерства на два ведомства – министерство образования и министерство науки. Со сменой учредителя так и так нужно было менять Устав университета, другие документы. И когда регистрировалась новая редакция Устава университета, в ней уже БГУ, согласно решению учредителя, получил имя Доржи Банзарова, – пояснил Николай Ильич.
Классический университет в Улан-Удэ трудно представить без первого бурятского ученого. В БГУ хранятся труды Доржи Банзарова, например, есть копия его диссертационной работы «Черная вера или шаманство у монголов», оригинал которой находится в Санкт-Петербургском университете. Студентов у здания БГУ встречает памятник ученому, установленный в 1957 году.
- Когда мы, наконец, вернули имя Доржи Банзарова нашему университету, реакция ученых кругов, общественности была положительной. Считаю, что правильно, когда классический университет носит имя первого бурятского ученого, безусловно, известного и талантливого человека. Он был членом отделения Российского географического общества (РГО), занимал важный пост чиновника по особым поручениям при иркутском губернаторе, – отметил Николай Мошкин. – Не так давно я побывал на землячестве Джидинского района, где университет тепло благодарили за восстановление исторической справедливости – возвращение университету имени уроженца села Верхний Ичетуй Джидинского района Доржи Банзарова.
Полный текст: "
Новая Бурятия"
↓