Художественный руководитель, директор улан-удэнского Молодёжного художественного театра Анатолий Баскаков и режиссёр-постановщик этого театра Артём Баскаков
в программе «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ комментируют решение городских властей сделать с первого января 2019 года театр муниципальным, а также причины и последствия этого решения, и другие темы.
Отвечая на вопрос о том, почему решение о придании Молодёжному театру муниципального статуса появилось именно сейчас, Анатолий Баскаков сказал следующее:
«Эта история не прекращалась никогда, каждый год у нас возникала идея – а что бы сделать? Но кардинально ничего не менялось, мы жили с надеждой на будущее, и так прошло 37 лет – скоро будет 38. А в этом году Ирина Владимировна Ковалёва из комитета по культуре взяла на себя инициативу ещё раз попробовать убедить руководство администрации Улан-Удэ. Мы всегда были близки с комитетом и конкретно с Ириной Владимировной, и она всегда пыталась заботиться о театре, как могла. Честно говоря, у меня до сих пор некий лёгкий шлейф недоверия ко всему, что происходит - если это будет, то это подаренное чудо, что ли? Я, конечно, мечтаю, что это возможно, но я ещё не смирился с этим. Честно говоря, я думал, что жизнь закончится, а идея так и не воплотится, но сейчас, может быть, что-то и случится. И это изменение несёт за собой и другие – независимый театр теперь становится зависимым от всего и вся - для меня это дебют, я никогда не был зависимым человеком – не я лично, а дело, которое я делал – всегда свободное, хотя и без денег. А тут вроде бы есть возможность получать какую-то зарплату некоторым людям, но как это всё выстроить, чтобы оно не превратилось в очередную контору, которых тоже достаточно много?».
По мнению Артёма Баскакова, решение сделать Молодёжный театр муниципальным, эмоционально встряхнуло всех:
«У нас был серьёзный разговор с Ириной Владимировной, председателем комитета по культуре администрации Улан-Удэ, и надо отдать ей должное - она сразу же услышала нас, потому что всё могло бы обернуться иначе, и я бы мог уехать в другой город. И мэру тоже спасибо за то, что он увидел эту проблему, и начал ей решать - они её ещё пока до конца не решили, но, по крайней мере, они взяли на себя ответственность, а это очень непростая штука - открыть новый театр в Улан-Удэ. Да, теперь мы будем зависимыми от всего, но при этом люди смогут получать заработную плату за то, что они делают. Раньше мы это делали безвозмездно и бесплатно, когда хотели, а теперь у нас будет свой обязательный план, который мы будем выполнять. План будет щадящим, потому что мы не сможем с первого года перевыполнять пятилетку в три года – естественно, нам нужно стабилизироваться и понять, как это может работать. Сейчас у нас идёт куча бумажной работы – мы всё это изучаем, и это не просто, но это того стоит».
Анатолий Баскаков вспомнил о прежнем опыте сотрудничества театра с городом:
«Какое-то время у нас в городе были муниципальные программы, которых уже нет, и они спасали наш театр. Это были очень маленькие деньги, но каждый год, и во многом благодаря им появлялись и новые декорации, и какие-то костюмы. Но, когда муниципальные программы не действуют, ничего не действует, у нас была задача хотя бы сохранить помещение, и это длилось последние пять лет. Конечно, мы ставили и играли, но, в основном мы сохраняли наше помещение, и надеялись. Единственный шанс сейчас - сделать Молодёжный театр муниципальным, чтобы его не разрушить. Мне так жалко моих ребят – представляете, сколько выпусков мы сделали в Молодёжке молодых актёров, которые хотели остаться, мечтали, держались сколько могли, а потом уходили. Хорошо, что часть осталась здесь, потому что они сейчас ведущие актёры в Русском театре, кто-то в кукольном, а остальные были вынуждены уехать в другие города, где у них тоже всё нормально и хорошо, но, к сожалению, они не с нами. А сделать один выпуск - это потратить пять лет жизни, чтобы выучить этого человека, и чтобы он остался в твоём театре в Улан-Удэ».
Артём Баскаков рассказал о том, как будет выглядеть структура театра:
«Те 12 миллионов рублей в год, которые нам выделяют - это группа артистов из 10-11 человек, и административный персонал, включающий директора, его зама, художественного руководителя и режиссёра-постановщика. Это сторож-вахтёр, уборщик, художник-постановщик, заведующий постановочной частью, столяр, бухгалтер, менеджер и администратор. До того, как я приехал в театр, большинство административных функций нёс на себе Анатолий Борисович, плюс, актёр, например, сами строили декорации. В последние два года я сам занимался пиар-службой, иногда заведовал постановочной частью, выполнял директорскую и режиссёрскую функцию, иногда играл сам, занимался строительными нуждами, и иногда был сторожем. В администрации города это не всегда понимают, там спрашивают – зачем вам разделять администратора и менеджера, ведь менеджер может спокойно продавать билеты? Но, смотрите - возьмём Русский театр, где есть прекрасный руководитель пиар-службы Юлия Федосова. Представьте себе, что Юлия ещё будет продавать билеты - она немножечко ошалеет от этого, потому что у неё очень много времени уходит на то, чтобы прорекламировать спектакль так, чтобы зрители пошли, и, в итоге, это работает, потому что она только этим и занимается. Мы не выбиваем больше ставок - мы пытаемся в существующих ставках попытаться хоть как-то адекватно всё сделать. Когда мы разговаривали с Ириной Владимировной, мы сказали – будет обидно, если в Год театра (2019 год объявлен в России Годом театра – ред.) Молодёжный театр вообще никак не будет поддержан. И через какое-то время мы выясняем, что поддержан будет, да ещё и вот так!».
По мнению Анатолия Баскакова, пяти миллионов рублей, выделяемых на ремонт помещения Молодёжного театра, не хватит:
«Нам нужен ремонт зрительного зала – седушки, когда-то изготовленные с помощью Александра Михайловича Голкова, уже сослужили свой срок, и теперь нам нужен какой-то приемлемый, современный вариант. У нас протекают крышы пристроев, и нужен ремонт кровли двух крыш, ухода требует и внешний вид театра».
Артём Баскаков продолжил перечисление того, что необходимо театру: «Плюс ко всему у нас есть техника, которая тоже устарела – свет, звук. У нас на весь театр всего один компьютер, который тормозит и работает, как старый холодильник. А звукоизоляция, чтобы не тревожить соседей сверху - это вообще отдельная большая история, которую я сейчас не готов оценить».
По слова Анатолия Баскакова звукоизоляция -
«это тема неразрешимая, потому что если мы сделаем звукоизоляцию, то пожарные её запретят потому что она горючая».
Артём Баскаков в новом статусе театра не видит угрозы независимости в принятии решений:
«Город, конечно, имеет право внести свои предложения по репертуару, но мы имеем право от них отказаться. Если, например, нам скажут - а поставьте-ка вот эту пьесу, мы скажем - давайте мы её почитаем, и если это талантливо, здорово и замечательно написано, тогда да, но так уже давно не делается».
По словам Анатолия Баскакова,
«чиновники давно так не делают, они могут сказать - вы знаете, у нас тут проблема с подрастающим поколением, вы можете взять пьесу, которая будет рассчитана на подростков? Мне кажется, комитет по культуре имеет на это право - на такое сотрудничество мы конечно готовы».
↓