β
μ


26 июн€, 14:28

»звести€: ѕочему шаманизм не станет официальной религией в –оссии?

«аместитель верховного шамана –оссии јртур ÷ыбиков за€вил, что шаманы будут добиватьс€ официального статуса религии в –оссии

19 июн€ ÷ыбиков за€вил журналистам, что шаманы страны намерены объединитьс€ в единую организацию. » уже направили открытое письмо на им€ президента –‘, в —овет ‘едерации, сделали обращение в √осдуму, в котором попросили рассмотреть вопрос признани€ шаманизма в качестве официальной религии в –оссии. ƒействует ÷ыбиков с санкции недавно избранного верховного шамана –оссии 70-летнего  ара-ќола ƒопчун-ќола из “увы. ќднако у тех, кто называет себ€ шаманом, за€влени€ ÷ыбикова вызывают много вопросов.  ак и легитимность прошедших в “уве 9 июн€ выборов.

Ќе официальна€ не религи€

ѕо мнению заместител€ председател€ экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ћинистерстве юстиции –‘ јлександра ƒворкина, шаманизм не может быть признан официальной религией сразу по нескольким причинам. ¬о-первых, потому что в –оссии нет статуса официальной религии.

- “акой статус никак не прописан ни в каких законах. ¬ преамбуле к закону о свободе совести говоритс€, что –оссийска€ ‘едераци€ признает четыре традиционные конфессии народов –оссии. ¬ первую очередь культурообразующа€ религи€ Ц православие. ѕлюс ислам, буддизм, иудаизм. Ќо это звучит только в преамбуле закона, и в самом законе никак не разъ€сн€етс€, что это значит. ћного лет идут разговоры о том, что хорошо бы расшифровать. Ќо это уже речь о внесении дополнений в закон, - сказал порталу iz.ru ƒворкин.

¬тора€ причина в том, что верховным шаманом –оссии, который поручил јртуру ÷ыбикову добиватьс€ признани€ шаманизма на государственном уровне, может назватьс€ кто угодно.

- Ќет верховного шамана –оссии, поскольку не существует единого шаманского организованного сообщества, которое провело бы выборы собственного главы, - настаивает эксперт. - “о есть любой человек может объ€вить себ€ верховным шаманом –оссии. я тоже могу за€вить себ€ ну, скажем, верховным бородачом –оссии, но это будет исключительно за€вление о себе самом.

“реть€ и сама€ главна€ причина в том, что шаманизм не может называтьс€ религией. “олько религиозно-магической практикой.

јлександр ƒворкин, зампредседател€ экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ћинюсте –‘

- ƒаже если мы говорим о традиционном шаманизме, который практиковалс€ у некоторых народов, он не объединен ни в какую организацию, систему. ≈сть шаман племени, у другого племени может быть совсем другой шаман. Ќе существует аутентичных школ шаманов. Ќельз€ научитьс€ быть шаманом, поступить на курсы, получить диплом.  огда шаман умирает, он передает свою св€зь с духами, свои силы и полномочи€ одному из своих учеников. Ќа этом шаманизм построен. “аким образом, всевозможные шаманские курсы и обучающие семинары, на которые сегодн€ зазывают доверчивых граждан, - абсолютный оккультный новодел, имеющий примерно такое же отношение к насто€щему шаманизму, как развесиста€ клюква к подлинной российской флоре.

» преемственность, необходима€ дл€ продолжени€ шаманской традиции на территории –оссии, была прервана в годы советской власти. Ёто, по убеждению исследовател€, делает многих, называющих себ€ шаманами, самозванцами.

- —оветска€ власть катком прошлась по всем религи€м, в том числе по религиозной практике Ц шаманизму. ¬се традиционные шаманы за 70 лет советской власти сошли на нет. ѕоэтому, по моему мнению, практически все называющие себ€ шаманами люди присвоили себе эти титулы.  то-то из них, возможно, подавл€ющее меньшинство, сохранил обрывки обычаев своих племен, но у большинства даже этого нет. Ќо даже те, кто что-то сохранил, строго говор€, шаманами считатьс€ не могут, поскольку шаманска€ преемственность была прервана и они дополн€ют ошметки каких-то старых практик вполне современными оккультными и нео€зыческими обр€дами, сконструированными ими же, - резюмировал јлександр ƒворкин.

1,2% росси€н, или 1,7 млн человек, исповедуют традиционную религию своих предков, поклон€ютс€ богам и силам природы. “аковы данные всероссийского исследовани€ Ђјтлас религий и национальностейї, проведенного службой Ђ—редаї в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов –‘. »уде€ми назвали себ€ гораздо меньше людей Ц около 0,1%, или 140 тыс.

ѕочему при этом иудаизм можно считать традиционной конфессией народов –оссии, а шаманизм нет, отдельно по€снил јлександр ƒворкин.

- »удаизм Ц это все-таки одна из достаточно древних религий, котора€ присуща конкретному народу, насел€ющему достаточно давно нашу страну. ” иудаизма есть традиционность, культура, преемственность. “о же самое можно сказать про ислам и про буддизм, хот€ последний более-менее традиционен лишь дл€ трех регионов страны:  алмыкии, Ѕур€тии и “увы. ” шаманизма нет организации, нет традиционности. ќн состоит из шаманов, и каждый шаман сам практикует св€зь с духами по своим методикам.

- » это [шаманизм] касалось исключительно достаточно малочисленных народов, которые с тех пор достаточно сильно изменились, часть из них в принципе отошла от шаманизма. ѕравославна€ мисси€ работала достаточно активно до революции. ј после революции всЄ это и вовсе сошло на нет, - отметил эксперт.

 аждый хочет быть председателем

 ак рассказал журналистам јртур ÷ыбиков, который кроме должности заместител€ верховного шамана –оссии занимает пост верховного шамана ангарской религиозной организации Ђ¬ечно —инее Ќебої, перва€ попытка объединени€ шаманов была предприн€та еще в 2009 году. Ќо выборы Ђпровалилисьї, хот€ на главный пост было выдвинуто больше 200 кандидатов. » только дев€ть лет спуст€ на съезде 13 делегаций, представл€ющих территории от —анкт-ѕетербурга до ¬ладивостока, удалось избрать верховного шамана –оссии.

- Ќам уже известно, что президент –оссии поддерживает народную инициативу. ќн так же, как и многие прогрессивные шаманы, считает, что только объединение даст шаманизму возможность на равных разговаривать с представител€ми других конфессий, - по€снил заместитель верховного шамана јртур ÷ыбиков.

Ќо есть и те, кто идею интеграции не поддерживает. ѕо словам того же ÷ыбикова, это глава традиционной сангхи –оссии Ц самой крупной буддийской общины в Ѕур€тии. ѕри том, что тибетские, тувинские и монгольские ламы готовы к интеграции. ”знать, зачем буддистам интегрироватьс€ с шаманами, корреспонденту портала iz.ru не удалось. ѕосто€нный представитель буддийской сангхи јндрей Ѕальжиров при упоминании верховного шамана –оссии от любых комментариев отказалс€.

≈сть противники нового объединени€ и среди тех, кто сам называет себ€ шаманом. Ќапример, 68-летнего председател€ общества тувинских шаманов Ђƒунгурї Ћазо ћонгуша на выборы сначала не пригласили, а когда он пришел сам, прогнали.

- Ќа каком основании, € спрашиваю у них, вы проводите вот эту вот церемонию? ≈сть ли у вас основани€ проводить выборы на российском уровне? ≈сли выбирают верховного шамана, значит, должна участвовать вс€ –осси€, √осдума. ћен€ просто послали на три буквы, и € пошел. ¬ ћоскве тоже есть шаманы, везде в –оссии есть шаманы, они все тоже должны участвовать. “о есть, если выбирать верховного шамана, должен быть съезд шаманов всей –оссии, - говорит ћонгуш.

ѕо его словам, он хорошо знает избранного на этих выборах  ара-ќола ƒопчун-ќола.

- –аньше он был охотоведом, и собрал все охотоведческие снасти: шкуры, черепа, - рассказал собеседник портала iz.ru. - [ ак шамана] € иногда даже его рекомендовал некоторым люд€м. ј потом он обвин€л, что € допускал ошибку: Ђѕочему человек этот умер, почему Ћазо не смотрел?ї я просто предлагал его люд€м, когда приходили ко мне. » вместо благодарности он мен€ пр€мо перед этими людьми оскорбл€л.

«аместитель председател€ ассоциации шаманов »ркутской области ¬алентин ’агдаев в принципе негативно относитс€ к идее выбрать руководител€ всех шаманов.

- ¬ерховный шаман –оссии Ц зачем он нам нужен?  то подчин€етс€ ему? ¬едь собиратьс€ нам всем надо. Ќикакой верховный шаман не должен быть. Ёто должен быть коллективный орган, [чтобы] решать какие-то общие вопросы, - сказал ’агдаев.

јртура ÷ыбикова он близко не знает, но помнит, как тот пыталс€ стать председателем иркутской ассоциации шаманов. —ейчас избранному главе ассоциации 74 года.

- Ўаманы традиционные не стали его и его команду [принимать]. ќтдельно собрание сделали и сделали ассоциацию шаманов без него и его команды. “огда он в “уву приехал. я его лично не знаю почти. ќн из новых неошаманов, - добавил заместитель председател€ ассоциации шаманов »ркутской области.

ѕравда, недовольных оказалось меньшинство. —реди опрошенных порталом iz.ru людей, которые называют себ€ шаманами, в том числе потомственными, большинство никогда не слышало о выборах верховного шамана –оссии, в объединение вступить в принципе готовы, но их никто не звал.

»сточник:

»ј "Ѕайкал ћедиа  онсалтинг"

  • ќчень глупый эксперт, более похож в своих рассуждени€х на иксперда. Ќи количественный, ни хронологический критерии Ќ» ј  не могут €вл€тьс€ определ€ющими дл€ установлени€ традиционализма той или иной конфессии.  роме того атеизм это тоже вера, вера в то что Ѕога нет. » приверженцев этой веры вс€ко-разно больше чем приверженцев иудаизма. ѕравда атеисты не столь вли€тельны и изворотливы в отличие от последних.
  • ќчень глупый эксперт, более похож в своих рассуждени€х на иксперда. Ќи количественный, ни хронологический критерии Ќ» ј  не могут €вл€тьс€ определ€ющими дл€ установлени€ традиционализма той или иной конфессии.  роме того атеизм это тоже вера, вера в то что Ѕога нет. » приверженцев этой веры вс€ко-разно больше чем приверженцев иудаизма. ѕравда атеисты не столь вли€тельны и изворотливы в отличие от последних.

© 2004-2018 информационное агентство ЂЅайкал ћедиа  онсалтингї

—в-во о регистрации —ћ» Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€


јдрес: 670000 респ. Ѕур€ти€, г. ”лан-”дэ, ул. —молина д.54б

“елефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90 †

E-mail редакции: info@baikal-media.ru


”чредитель - ќќќ "Ѕайкал ћедиа  онсалтинг"†

√лавный редактор: Ѕудаев ¬алерий Ќиколаевич

ѕолитика обработки персональных данных

 Ќаверх 

ѕри перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с насто€щего сайта на иных ресурсах в сети »нтернет гиперссылка на источник об€зательна. ѕерепечатка либо иное использование текстовых материалов с насто€щего сайта в печатных —ћ» возможно только с письменного согласи€ автора, правообладател€. ‘отографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласи€ автора (правообладател€) и с об€зательным указанием имени автора и источника заимствовани€

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.





^