Предприниматель Роман Абрамский
в программе «Большой повод» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ комментирует ситуацию с реестром обманутых дольщиков в Республике Бурятия, кто из участников долевого строительства подпадает под это определение, ход работ на строительстве дома по улице Сахьяновой в Улан-Удэ, участие государственных структур в решении проблем обманутых дольщиков, и другие темы.
Касаясь реестра обманутых дольщиков, который ведётся в Бурятии, Роман Абрамский пояснил: «Обманутыми дольщиками мы станем после того, как компания-застройщик, с которой у нас был подписан договор долевого участия, официально будет признана банкротом. Раньше обманутых дольщика было всего три, когда господин Наговицын во всеуслышание говорил об этом, теперь к ним прибавилось ещё 20 человек. Но дело не только в этом статусе – волна обманутых дольщиков, которая пошла в последнее время, фиксируется неофициальной статистикой – ты сказал, что сейчас их 1100, но ситуация меняется с каждым днём. Сейчас в городе появляются объекты, где застройщик неплохо себя чувствует, он продолжает строительство других объектов, а на одном из них и работ-то осталось немного, а застройщик вдруг прекращает стройку, и компания начинает признаваться банкротом. То есть, застройщик пользуется тем, что он собрал средства и вывел их, дом не достроил, предприятие банкротит, хотя параллельно продолжает строить дальше, и ему за это ничего не бывает – это никем не регулируется. И таких обманутых дольщиков становится всё больше. Стройнадзору и следственным органам нужно обратить внимание на людей, которые делают такие вещи. Было несколько причин, по которым мы не хотели банкротства застройщика. Первая причина – у нас не были в порядке документы. Когда приходит конкурсный управляющий, его задача – найти у компании-банкрота как можно больше активов, и наш дом как раз был таким хорошим активом, который можно было реализовать. А вторая причина – если мы уходим на банкротство, то начинаем стройку минимум через два года - – всё это время людям приходилось ждать, платить ипотеку, снимать жильё – мы это прекрасно всё понимаем».
По словам героя программы «Большой повод», «по нашей стройке Росреестр так и не зарегистрировал незавершёнку на ЖСК (жилищно-строительный кооператив – ред.) по 214-му ФЗ. И мы нашли компанию-инвестора, которой мы можем передать права по достройке нашего дома – это мы обсуждали с Росреестром. Этой компании выдано разрешение на строительство, ей ЖСК по договору аренды отдаст землю, и она продолжит стройку. У этой компании в нашем доме есть активы, и она заинтересована поскорее сдать наш дом, но без помощи города, республики и дольщиков мы эту стройку не осилим».
Одна из причин проблем обманутых дольщиков, по мнению Романа Абрамского, в неправомерной регистрации части сделок по долевому строительству: «Росреестр сейчас, слава богу, начал очень тщательно проверять документы. Ведь почему появилась проблема обманутых дольщиков? В том числе, потому, что у нас Росреестр регистрировал сделки, которые никак не проходят по 214-му ФЗ – например, сделки взаимозачётом, что абсолютно запрещено, там возможны только денежные отношения. А когда у нас Росреестр дал застройщикам возможность выводить через физических и юридических лиц активы со строек, тогда и начались проблемы. Живых денег в этих схемах никогда и не было - строить было не на что, а квартиры кому-то проданы, и вроде документы все в порядке, все всё оплатили, денег на самом деле не было, а сделка-то прошла через Росреестр! Девять домов, и у всех одни и те же проблемы. На последнем совещании Алексей Самбуевич прямо сказал Росреестру – ребята, давайте уже регистрировать без всяких взаимозачётов! Я советую тем, кто участвует в долевом строительстве, и кто регистрирует сделки, подавать документы через консультационный отдел Росреестра - это будет проще, понятнее, мы будем слышать друг друга. Я думаю, что Росреестр учтёт все ошибки при регистрации».
Представитель участников долевого строительства дома по улице Сахьяновой отметил роль главы Бурятии в решении их проблем: «Что может глава? Глава может порекомендовать, может попросить, может связаться с другими регионами и спросить - а как у вас, что он, кстати, неоднократно делал на совещаниях. Вот приставы пошли нам навстречу, налоговая пошла нам навстречу - все идут навстречу, и я думаю, что это не без помощи главы всё делается. А если бы такой помощи не было бы, наша компания давно бы уже ушла на банкротство, потому что и у налоговой есть претензии, и у приставов есть претензии».
Одной из главных проблем дольщиков обсуждавшегося в программе «Большой повод» дома является его подключение к теплоснабжению: «Сейчас у нас два основных вопроса - подключение дома к теплу и покупка лифтового оборудования. Мы мечтали, что до декабря сделаем все работы, и заедем в этом году. Почему мы не можем подключить дом к теплу? У нас нет 6,5 миллионов рублей за техническое присоединение к ТГК-14. Я спросил у ТГК-14 – а где мы возьмём 6,5 миллионов рублей? У дольщиков таких денег нет. Давайте подумаем - может быть мы подключимся в рассрочку? Или может быть, мы заложим эти 6,5 миллионов заложим в тариф, который мы будем оплачивать? Но мне сказали – вы что, надо шесть миллионов - и всё. Я понимаю, что ТГК-14 занимается бизнесом, но есть большая социальная проблема - проблема обманутых дольщиков. Они же потом будут получать с нас прибыль, и прибыль немаленькую. Наш дом в числе девяти проблемных домов попал в инвестиционную программу по подключению к ТГК-14. Что это значит? Мы складываем сумму подключения всех этих домов и выводим среднюю стоимость подключения – допустим 3,6 миллиона рублей. И, насколько я понял, у нашего дома подключение было 6,5 миллионов, а стало 3,6 миллиона рублей – это хорошо, а у кого-то было два миллиона, а стало 3,6 миллиона – это плохо. Но окончательные цифры ТГК-14 нам не озвучила. Я у них спрашиваю – как вы будете это считать, а они говорят - это пока не ваше дело, мы пока до вас не дошли, вы сейчас выйдите, мы тут втроём посидим, поговорим, и потом с вами 25-го числа соберёмся и ещё раз поговорим. Когда всё непрозрачно - это самое плохое. И это не только я недопонимаю – даже глава Бурятии недопонимает инвестиционный проект ТГК-14. Я был на последнем совещании, и глава говорит - у нас там есть 150 миллионов, давайте подключение домов туда. У нас, когда будет следующее совещание, пусть ТГК выступит, и расскажет, как оно видит работу этой инвестиционной программы – я пока не понимаю».
Роман Абрамский считает, что позитивный опыт подобного строительства в мире есть: «В Европе и Америке тоже есть долевое строительство, но там застройщик получает средства после того, как он выполнит определённый объём работы. Построил ты коробку - тебе на расчётный счет через специальный фонд перечисляются деньги. Я считаю это правильно – деньги контролируются не застройщиком, который может вывести эти средства, а фондом. Вот у нас сейчас есть ЖСК, которое контролирует средства, и есть застройщик - все средства идут через ЖСК, и всё строится! Причём за это время было привлечено порядка пяти миллионов, а объём работ мы сделали на 30 миллионов. Ты понимаешь, какая произошла оптимизация расходов? Причём это всё отслеживается, в нашем ЖСК есть контрольно-ревизионная комиссия. А Росреестр нам говорит - ЖСК не имеет права строить».
Отвечая на вопрос, заданный в начале программы «Куда бы вложили 10 миллионов рублей в Бурятии и почему?», герой программы «Большой повод» сказал: «Я в одной умной книжке прочитал - занимайтесь тем, что может дать вам регион, то есть, что ты можешь здесь произвести, чем уникальна твоя территория, что ты можешь из этой территории интересное придумать? Вложить их в лифты для нашего дома? Это как мне вчера предложили - вы же предприниматель, ну вот вы и дайте денег, чтобы ТГК ваш дом подключила! Я говорю – я и так трачу своё свободное и несвободное время на то, чтобы помочь нашей стройке, а вы предлагаете ещё и ко мне в карман залезть. А если серьёзно, в нашей республике, с одной стороны, очень много возможностей для того, чтобы тут было очень много денег, а с другой стороны, нам эти возможности почему-то консервируют. Может быть, вложить эти десять миллионов в какие-то креативные центры, которые будут заниматься генерацией идей, творчеством в плане бизнеса и обучением молодых начинающих предпринимателей».
↓