До 1 декабря жители Бурятии должны будут заплатить налог на имущество по новым правилам.
Хотя соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ вступили в силу еще с 1 января 2015 года, почувствовать разницу между прежним подходом к начислению этого налога и нынешним мы сможем только сейчас. И в первую очередь на своем кошельке.
В числе пилотных
Забегая вперед, первые извещения из налоговой службы, которые начали рассылаться с апреля этого года, оказались не столь уж пугающими. Особенно для тех собственников, чьи имущественные объекты даже после пересчета по кадастровой стоимости оцениваются не миллионными суммами.
Но в последующем цифры в таких платежках будут только возрастать. Но обо всем по порядку.
Как известно, кодекс дополнился новой главой, которая называется «Налог на имущество физических лиц». Общественность встретила поправки достаточно равнодушно, хотя многие эксперты налогового права еще два-три года назад предупреждали, что предусмотренный ревизией Налогового кодекса переход на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества может серьезно ударить по семейным бюджетам россиян.
И хотя полный переход на новую систему расчета налога на имущество законодатели растянули на несколько лет (по некоторым позициям до 2020 года), понятно, что в условиях продолжающегося экономического кризиса и снижения уровня жизни большинства наших сограждан в их интересах было бы начать платить по новым ставкам как можно позже.
Цифры и факты. В связи с тем, что кадастровая стоимость может значительно превышать инвентаризационную стоимость, предусмотрено постепенное, в течение 5 лет, увеличение налоговой нагрузки. Налог будет исчисляться не в полном объеме, а с постоянным ростом, который в первый год составит 20 %, во второй год – с 40 %, в третий год - с 60 %, в четвертый год – с 80 %. В полном объеме налог будет исчисляться только с 2020 года.
Собственникам Бурятии в этом отношении в очередной раз не повезло, поскольку наша республика попала в число 28 субъектов РФ, для которых налог на имущество физических лиц начал исчисляться из кадастровой стоимости в пилотном режиме, то есть раньше остальных российских регионов.
При этом мы оказались в одной компании с Москвой и Московской областью, Татарстаном и Башкирией, Нижегородской и Новосибирской областями, а также Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, где и уровень жизни несопоставимый с нашим, и зарплаты гораздо выше, чем у нас. Любопытно при этом, что иркутяне от такой сомнительной чести как-то сумели «отбрыкаться».
Вообще, вызывает удивление, что во многих сомнительных начинаниях федерального центра (касается это расчета среднедушевых нормативов потребления электроэнергии и коммунальных услуг или еще чего-то, без разницы) Бурятия чаще всего оказывается в числе «подопытных» регионов. Надо ли говорить, что такое стремление «бежать впереди паровоза» в той или иной степени затем отражается на кошельках жителей республики… Наверное, сказать «спасибо» за это мы должны местному министерству экономики, которое (во всяком случае, при прежнем руководителе) часто пыталось отметиться никому не нужными по большому счету инициативами и хоть как-то прогнуться перед Москвой.
Дорогая моя квартира…
В 2015 году налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости. С нынешнего года расчет налога будет осуществляться отталкиваясь от кадастровой стоимости.
В этой связи удивляет та расторопность, с которой наши власти сумели провести кадастровую оценку стоимости имущественных объектов физических лиц. Если подобная работа в отношении земельных участков граждан ведется на протяжении многих и многих лет и далека пока от финиша (хотя большинство расходов берут на себя собственники участков), то пересчет стоимости, например, жилого фонда с инветаризационной на кадастровую был произведен в весьма короткие сроки.
Теперь каждый собственник квартиры или дома может зайти на сайт Росреестра или ФНС и получить справочную информацию по объектам недвижимости в режиме online. Причем
поиск может осуществляться по одному из трех критериев: кадастровому номеру, условному номеру или адресу.
Так, например, буквально за пару минут я узнал, что кадастровая стоимость моей трехкомнатной квартиры площадью 66 квадратов на окраине Улан-Удэ превышает 2,3 миллиона рублей. Для жилья, построенного более сорока лет назад и с не самой удобной планировкой эта цифра, конечно, вызывает вопросы.
С другой стороны, завышение стоимости имущественных объектов (будь то квартиры, дома, земельные участки, гаражи или даже объекты незавершенного строительства) выгодно с точки зрения повышения объемов налоговых взысканий. Ведь получается, что чем выше оценен объект, тем большую сумму налога на имущество заплатит собственник…
Не хочется, конечно, злорадствовать (где гарантия, что когда-нибудь это не коснется и нас самих), но наибольший дискомфорт в новых условиях почувствуют жители мегаполисов, имеющие в собственности, например, дорогие квартиры, расположенные в центре города.
Хотя пострадают, в общем-то, все.
Расчет стоимости налога 2015 может быть проиллюстрирован на примере типовой московской квартиры площадью 54 кв. м. При имущественном вычете в 20 кв. м и средней кадастровой стоимости в 160 тыс. руб. за 1 кв. метр размер налога в случае применения ставки 0,1% составит 5440 руб. Если же в столице через пять лет увеличат ставку до 0,3% от кадастровой стоимости, средний налог за квартиру в Москве может превысить 20 тыс. руб. (в 2012 г. было 1378 руб.).
Примерная стоимость налога для квартир в Москве:
• однокомнатная (38 кв. м) - 2,5-5 тыс. рублей (в зависимости от округа);
• двухкомнатная (55 кв. м) - 4,8-9,5 тыс. рублей;
• для трехкомнатной (80 кв. м) - 8,4-26,5 тыс. рублей ;
• для многокомнатной квартиры (120 кв. м) - 20,9-54 тыс. рублей в год.
В случае с Улан-Удэ все не так печально, конечно, но эффект при сравнении платежек, высчитанных по инвентаризационной и кадастровой (то есть приближенной к рыночной) стоимости все равно будет разительный.
В столице республики примерная стоимость налога для жилых помещений (по итогам 2015 года) по известным причинам будет гораздо меньше и для основной части собственников пока составит несколько сотен рублей. Соответственно, для владельцев элитного жилья в престижных микрорайонах Улан-Удэ и собственников благоустроенных коттеджей в пригородах, кадастровая стоимость которых на порядок выше обычного городского жилья, счет пойдет уже на тысячи рублей.
В местном реестре недвижимости есть и жилые помещения, которые оценены в десятки миллионов рублей, а пальму первенства, видимо, держит объект, кадастровая стоимость которого оценена в 120 млн.рублей…
Кстати, решением Совета депутатов г. Улан-Удэ от 26.02.2015 налоговая ставка утверждена в размере 0,3% от кадастровой стоимости имущественного объекта. Точно также поступили и в некоторых муниципальных районах, приняв уже в первый год едва ли не максимально возможный размер налоговой ставки.
С учетом того, что средняя стоимость квадратного метра имущественного объекта (по кадастровой оценке) на селе в 3-5 раз меньше, чем в столице Бурятии, размер налога даже в этих МО не будет, конечно, шокирующим. Но зачем снова пытаться «бежать впереди паровоза», когда вполне можно было принять (как в большинстве МО ) налоговую ставку в 0,1-0,2 %? Тем более что есть рекомендация федералов о том, что применение налоговых ставки в размере 0,1% вполне приемлемо для имущественного объекта с кадастровой стоимостью до 10 млн рублей…
Налог на имущество является местным налогом, поэтому органам представительной власти муниципальных образований дается право увеличивать вычеты, устанавливать дополнительные льготы, ставки в отношении недвижимости – такой, как жилые дома и помещения, гаражи, машино-места и другие. Они могут даже уменьшить ее до нуля или увеличить, но не более чем в три раза.
Но если представительным органам МСУ дается право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от кадастровой стоимости; вида объекта налогообложения; места нахождения и видов территориальных зон, то почему в большинстве случаев они гребут всех «под одну гребенку»?
Льготы для людей или люди для льгот?
Уже говорилось, что в случае с пересмотром налогов на имущество физических лиц местным властям можно было и «не гнать лошадей». Ведь полное исключение определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости произойдет лишь с 1 января 2020 года.
Даже в случае, если субъект РФ не установит до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории региона порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта, для объектов недвижимости может применяться прежний порядок исчисления налога – исходя из инвентаризационной стоимости объекта.
То есть какое-то время можно было выиграть и не нагружать людей дополнительными поборами (особенно в момент, когда они раздражены ситуацией с платежами на капитальный ремонт и общедомовые расходы и другими «непонятками» в ЖКХ), а вводить новую систему с налога на имущество постепенно. Так, как это, в принципе, делают в некоторых других российских регионах, не столь озабоченных своим имиджем в глазах Москвы.
Введение налога от кадастровой стоимости будет поэтапным в течение 5 лет. Иными словами, в случае роста налога, разница между новым налогом и действующим будет возрастать равными долями в течение 5 лет.
Широкий перечень льготников, установленный ранее, в целом сохранен, но вот порядок предоставления льгот изменился. Льгота предоставляется налогоплательщику только в отношении одного объекта недвижимого имущества по каждому виду. Если, скажем, налогоплательщик имеет и квартиру, и жилой дом, и гараж, то льгота будет предоставлена по каждому из них. Если в собственности два гаража, то льготу можно получить только по одному из них.
Цифры и факты. Чтобы узнать величину налога, который придется выплачивать, нужно воспользоваться на сайте Федеральной налоговой службы специальным калькулятором, который поможет сделать приблизительные расчеты.
Для этого нужно ввести кадастровый номер вашего жилья. Его вы найдете на онлайн-карте Росреестра или в выписке из ЕГРП. Также можно подать платный запрос в Росреестр.
Отменены льготы на федеральном уровне в отношении нежилой коммерческой недвижимости.
Несмотря на то, что кадастровая стоимость выше, чем инвентаризационная, площадь, подлежащая налогообложению, будет меньше. То есть для собственников комнат не будут облагаться налогом 10 квадратных метров. При расчете налога за квартиру закон предусматривает уменьшение кадастровой стоимости на стоимость 20 квадратных метров. Из кадастровой стоимости жилых домов при расчете налога будет вычитаться стоимость 50 квадратных метров. Таким образом, дом до 50 квадратных метров налогом облагаться не будет.
Эти вычеты предоставляются абсолютно всем налогоплательщикам, вне зависимости от того, кому принадлежит объект недвижимости, категориям льготников или нет. Кроме того, необходимо отметить, что указанные вычеты предоставляются по каждому объекту независимо от их количества.
И самое последнее. Если считаете, что новая кадастровая стоимость не соответствует рыночной цене, то проще всего изучить предложения рынка недвижимости и примерно определить, по какой цене обычно продают аналогичное жилье. После этого у вас будет законное право оспорить цену и доказать, что вашей квартире приписали завышенную кадастровую стоимость. В половине случаев истцам удатся доказать свою правоту.
Автор: Валерий Цыдыпов, "Молодежь Бурятии"
С 1 января 2017 года кадастровая стоимость объектов недвижимости возвращается к показателям 2014 года. Соответствующие изменения в порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в июле нынешнего года.
Теперь будет использоваться кадастровая стоимость, которая действовала по состоянию на 1 января 2014 года. Если объект недвижимости оценивали уже после 1 января 2014 года, то его кадастровую стоимость пересчитают с использованием сведений по состоянию на эту дату. Такой порядок установлен временно – с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года.
↓