Уже больше месяца многодетная семья проживает в деревянном сарае.
За это время им пришлось пережить сильные ливни, холодные ветра и людское безразличие. Совсем скоро наступят заморозки, а перспектив переехать в теплое жилище как не было, так нет. Почему люди оказались в такой сложной жизненной ситуации и можно ли откуда-нибудь ждать помощи, выяснял журналист «Номер один».
Несчастный случай
Укутываются несколькими одеялами, включают старый обогреватель и пытаются заснуть. В тесном дощатом сарае площадью не больше 12 квадратов проживает семь человек. Внутри он обшит картоном, поэтому, когда на улице идет дождь, стены промокают насквозь, и становится еще холоднее. Дети прижимаются друг к другу, стараясь согреться. А мама думает, чем будет кормить ребятню завтра. И это не описание того, как жили в средние века, а реальность XXI века.
Гэрэлме чуть меньше 40. Она одна из самых счастливых мам на свете. Судьба подарила ей шесть детишек – пять девочек и одного мальчика. Благодаря им она чувствует себя нужной, ведь сама она никогда не знала материнской любви – родители отказались от нее при рождении. К счастью, одна добрая женщина взяла девочку к себе на воспитание, вырастила и дала хорошее образование.
Еще в студенчестве Гэрэлма познакомилась со своим будущим мужем. После учебы какое-то время работала по специальности учителем младших классов. Но совмещать преподавание в школе с воспитанием детей удавалось с трудом, и она приняла решение уволиться. Сейчас женщина находится в декретном отпуске и ухаживает за своими малышами.
Ее муж Бадмацырен по образованию бухгалтер, но устроиться по специальности, как известно, очень сложно, поэтому он работал кем придется: разнорабочим, строителем, пекарем. С последнего места работы ему пришлось уйти из-за маленькой заработной платы, денег не хватало даже на еду. А в планах было – построить собственный дом и обеспечить детей качественным образованием. Тогда отец семейства решил идти калымить на стройку, неофициально.
– Думали, на калыме денег больше заработает, а к осени другую работу найдет. И вот последний раз, 2 августа, в Иволге он укрывал крышу, наверху конек делал. В этот день шел дождь. Муж поскользнулся, скатился и упал вниз, прямо спиной на асфальт, – рассказывает Гэрэлма.
С ее слов, Бадмацырен сломал позвоночник в двух местах и переломал два ребра. Теперь молодой мужчина прикован к кровати. Врачи пока не осмеливаются делать какие-либо прогнозы.
– Говорят, основное лечение – это лежачее положение, а там посмотрим. Возможно, через год начнет ходить. Инвалидность пока не оформляют, – говорит женщина.
Сейчас кормилец находится под опекой родной сестры. Жить вместе с детьми он не может физически. Ведь места в маленьком сарае с трудом хватает семерым.
Обман
Несколько лет назад семья приобрела участок в Иволгинском районе на материнский капитал. Сразу приступили к строительству. Деньги на стройматериалы копили несколько лет, выкраивали с заработной платы. В общей сложности удалось собрать около 250 тысяч рублей. На такие средства сильно не разгуляешься, но медлить было нельзя. Плата за съемную квартиру размером почти в заработную плату стала неподъемной.
– В Интернете мы увидели объявление: «Брус за 5000 рублей, компания «АС». Нам показалось это очень дешево, потому что в то время брус стоил 7000–7500. Ну, мы сходили в их офис, все вроде бы нормально, договор составляют. Все нам посчитали, квадратуру, стоимость, говорят, 50% надо сейчас заплатить, а 50% потом, через два месяца, при получении товара. Мы согласились, – говорит Гэрэлма.
Предоплату в 123 тысячи рублей семья отдала сразу после подписания договора. Однако спустя два месяца товар не привезли. В офисах продаж телефонные трубки не поднимали. Устав слушать бессмысленные гудки, Гэрэлма отправилась к продавцам, но в офисе никого не оказалось. Поездки в другие отделения данной компании также ни к чему не привели. Двери были закрыты, а предприниматели по соседству только разводили руками. Никто не знал, где искать хозяев «АС».
– Потом в Интернете мы увидели, что они мошенники. И пошли подавать заявление в МВД. Пока новостей нет. Просто говорят, что ведется доследственная проверка, – вздыхает Гэрэлма.
На оставшиеся деньги муж закупил доски и утеплитель и принял решение строить каркасный дом. Строительство подходило к концу, когда жена узнала о падении мужа. Сейчас Гэрэлма и ее старший 17-летний сын пытаются достроить дом сами. Женщина грустно улыбается – она уже давно превратилась в универсального родителя, может и детей воспитать, и дом построить.
– Единственное, пилу «Дружбу» боюсь в руки брать, а остальное все могу, – гордится многодетная мама.
Пока дом не готов, все семейство живет в дощатом сарае. Тут стоит стол, маленькая плита, телевизор и две кровати, на которых с трудом помещаются семь человек. Сейчас над семьей нависла реальная угроза – остаться в сарае зимовать. Потому что закончить строительство им не на что. Денег не хватает даже на еду, не то чтобы на съемную квартиру.
– Доходов никаких нет, кроме детских пособий. Примерно 9000 рублей в месяц получаю на детей. Я бы работать пошла, но с младшей дочкой сидеть некому, сейчас Зоригме 11 месяцев, – вздыхает измученная мать.
↓