Об этом было заявлено на встрече с общественностью, которую провели 29 октября в Улан-Удэ Гай Дебоне («Центр всемирного природного наследия», Франция) и Педро Росабаль («Международный союз охраны природы», Швейцария). Они завершили работу на Байкале.
Эксперты посетили город Нижнеагарск в Северобайкальском районе Бурятии, Иркутск и город Байкальск Иркутской области. В Улан-Удэ эксперты встретились с руководством «Байкалкомвода» и министром природных ресурсов РБ Петром Носковым.
Миссия ЮНЕСКО проверяла соблюдение законодательства по охране озера Байкал. Как сообщил Гай Дебоне по итогам визита на БЦБК, он удовлетворен системой мониторинга очистных сооружений на целлюлозно-бумажном комбинате, «хотя проблемы есть». Вместе с тем подчеркнул, что эксперты Международного Союза охраны природы (МСОП/IUCN) озабочены проектом магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), маршрут которого прокладывается по северной части Байкала, в границах Всемирного природного наследия. В целом эксперты отказались говорить на тему, насколько вероятно в связи с этим включение Байкала в список «природных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в опасности». Но Гей Дебоне отметил, что они против любого маршрута, который подвергает опасности озеро. Эксперт также напомнил, что правительство России, предложив внести Байкал в список особо охраняемых объектов Всемирного наследия, тем самым взяло на себя обязательство по охране и сохранению этого объекта для будущих поколений. Он заявил, что эксперты понимают, что «нефтепровод жизненно важен для экономического развития России», и ЮНЕСКО ни в коей мере не блокирует его, однако требует гарантий безопасности для озера.
Педро Росабаль проинформировал собравшихся о том, что такие крупные нефтегазовые международные компании как «Шеврон» и «Бритиш Петролеум» ввели в свои внутренние документы обязательства не только не строить нефтегазопроводные системы по территории участков всемирного наследия, но и не проводить там изыскательских работ, связанных с разработкой месторождений углеводородов и их последующей транспортировкой.
Эксперты рассказали общественности о том, что последует в случае включения Байкала в список «Объектов в опасности». У ЮНЕСКО нет прямых рычагов воздействия на российскую власть и проектировщиков. Однако, по мнению экспертов, при этом варианте, например, крупные международные финансовые корпорации, уважающие природоохранное законодательство, откажут АК «Транснефть» в кредитах. Наоборот, если «Транснефть» прекратит потенциально опасный проект, есть вероятность открытия финансирования туристических проектов по линии международных фондов. Вопрос о внесении Байкала в список «Объектов в опасности» может быть рассмотрен ЮНЕСКО летом 2006 года, также сообщили они.
Эксперты ЮНЕСКО попросили общественные организации Бурятии внести свои соображения по этой проблеме. В ответ директор Бурятского регионального объединения по Байкалу Сергей Шапхаев передал им результаты работы бурятских «зеленых» по мониторингу проекта. Среди основных выводов общественной организации: трубопровод представляет серьезную опасность для экосистемы озера Байкал и систем водоснабжения населенных пунктов вдоль трассы бурятского участка БАМ, проектная документация ТЭО (проект) подготовлена с грубыми нарушениями российского законодательства, а предложенный проектировщиками Комплекс противоаварийных мероприятий в бассейне озера Байкал практически не реализуем в природно-климатических условиях Восточной Сибири и не прошел должной апробации в сходных условиях. «БРО по Байкалу» совместно с «Байкальской экологической волной» (г. Иркутск) также настаивают на скорейшем утверждении Постановления правительства РФ «О границах экологических зон Байкальской природной территории», где границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории совпадают с границами Участка всемирного природного наследия озера Байкал. В случае утверждения этого документа строительство магистрального нефтепровода через территорию участка всемирного наследия будет запрещено согласно Постановлению правительства РФ № 643 от 30 августа 2001 года «Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ».
Примечательно, что зам. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия по РБ Александр Лбов, бывший на встрече, согласился с выводами «зеленых».
Напомним, что в декабре 2004 года экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, организованная Ростехнадзором, дала положительное заключение на материалы проекта «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»» (Заказчик ОАО АК «Транснефть»). Согласно документам трасса нефтепровода должна была пройти в 80 км от озера Байкал вне границ участка Всемирного наследия. 31.12.2004 года распоряжением Правительства № 1737-р ОАО АК «Транснефть» было поручено начать проектирование и строительство нефтепроводной системы «ВС-ТО» с учетом положительного заключения государственной экологической экспертизы на стадии «Обоснование инвестиций».
Однако, в марте 2005 года компания «Транснефть» на следующей стадии проектирования - технико-экономическое обоснование (ТЭО), изменила маршрут нефтепровода, который стал проходить вдоль трассы БАМ, местами приближаясь к берегу озера Байкал на расстояние 800 метров.
Предварительные материалы ОВОС ТЭО (проект) ВСТО прошли общественные обсуждения в июле 2005 года и в составе полного пакета материалов ТЭО (проект) «ВС-ТО» сданы заказчиком ОАО «АК» Трансненфть» на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) в Ростехнадзор в августе 2005 года. Эти проектные материалы не получили всех необходимых по законодательству согласований со стороны надзорных органов в ряде регионов (Приморский край, Иркутская область, Республика Бурятия). В частности, территориальное управление Росприроднадзора по Бурятии в своем письме в адрес представителей заказчика выразило негативное отношение к этому проекту и указало, что в случае его реализации это может послужить основанием для включения озера Байкал в список «Всемирное наследие в опасности».
В ходе общественных слушаний в июле 2005 года и в процессе работы комиссии Росприроднадзора в августе – сентябре 2005 года ряд известных руководителей академических институтов СО РАН высказали свое негативное отношение к проекту строительства нефтепровода «ВС-ТО» вдоль трассы БАМ ввиду его чрезвычайной опасности для экосистемы озера Байкал. В частности, как заявил корреспонденту «Байкал Медиа Консалтинг» директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов о «северном варианте», «в принципе можно огульно сказать – «нельзя, потому что там то-то, то-то, то-то…». Но на самом деле вопрос намного сложнее: «Почему нельзя?». И этот вопрос мы, СО РАН отрабатываем с рядом проектных институтов, и в принципе говорим: «Ни один проект не соответствует требованиям безопасности, в которых нуждается Байкал». С моей точки зрения, для нас было бы важно провести «южный вариант», через Тункинскую долину, южные районы Бурятии, чтобы республика была каким-то образом причастна не формально, а по факту. И была бы система прокладки намного безопаснее».
По результатам прошедших общественных обсуждений материалов ОВОС ТЭО (проекта) «Трубопроводная система ВСТО. Первый пусковой комплекс» экологи также отмечают следующее.
На своем пути трасса проектируемого нефтепровода пересекает 130 рек и ручьев, впадающих в озеро Байкал. В том числе такие крупные притоки Байкала как Тыя, Кичера, Верхняя Ангара и более мелкие – Сырой, Молокон, Укта, Душкачан и др. Большинство переходов через реки планируется провести обычным траншейным способом (110 водотоков) с использованием тяжелой землеройной техники и с применением на отдельных участках буровзрывных работ. Через 18 водотоков планируется использовать траншейный способ «труба в трубе», методом микротоннелирования планируется переход одной реки (Верхняя Ангара) и наклонно-направленного бурения – одна река (Янчуй). Таким образом, уже на стадии строительства будет оказано серьезнейшее антропогенное воздействие на речную сеть бассейна озера Байкал, которое может вызвать негативные процессы эрозии почв, интенсифицировать оползневые, селевые и другие негативные процессы на участках вечной мерзлоты. При этом воздействие на этапе строительства на уникальную экосистему озера Байкал и ее ключевой компонент - обширные водно-болотные угодья совмещенных дельт рек Верхняя Ангара и Кичера разработчиками проекта не оценено.
У специалистов вызывают сомнения выбранные технические решения способов прокладки нефтепровода на участках с высокой сейсмичностью (более 9 баллов) через многочисленные тектонические разломы, участки курумов, вечной мерзлоты и других сложных в инженерно-геологическом отношении участков трассы в бассейне озера Байкал. Специальные технические условия, разработанные специалистами «Транснефти» для этих случаев, не проходили широкого обсуждения среди специалистов и были утверждены комиссией Ростехнадзора без государственной экологической экспертизы, они не апробированы где-либо в сходных климатических и географических условиях и не были представлены для ознакомления на общественных слушаниях.
Наибольшие опасения экологов вызывает «Комплекс противоаварийных мероприятий по предотвращению и исключению негативного воздействия в бассейне озера Байкал», разработанный специалистами «Транснефти» для подводных переходов и линейной части нефтепровода. Проведенные разработчиками расчеты с использованием методов математического моделирования и геоинформационных технологий показали, что наибольшие объемы аварийных разливов нефти с попаданием в притоки озера Байкал могут достигать 3-4 тыс. тонн сырой нефти. При этом время достижения пятном разлившейся нефти акватории озера Байкал оценивается разработчиками от 20 минут до 49 часов. Учитывая высокую скорость течения и горный характер рек бассейна озера Байкал, большую толщину льда зимой на реках и самом Байкале, местами доходящщую до 2 метров, разработчики предусмотрительно планируют создание отдельного подразделения, которое будет заниматься локализацией и сбором нефти в акватории озера Байкал. В составе оборудования значится также катер-нефтесборщик с местом базирования в пос. Нижнеангарск. Однако, при этом разработчики не оценивают потенциальное воздействие подобного рода аварийных разливов нефти на экосистему озера Байкал и водно-болотные угодья дельт рек Кичера и Верхняя Ангара (которые внесены в «теневой» список вводно-болотных угодий Рамсарской конвенции) и заявляют, что «Предусмотренный проектными техническими и организационными решениями комплекс противоаварийных мероприятий позволяет предотвратить и исключить негативное воздействие на бассейн озера Байкал».
Экологов также не устраивает позиция руководителей «Транснефти», которые даже не рассматривают в качестве альтернативы другие, более экономически и экологически приемлемые варианты прокладки трубопровода в обход бассейна озера Байкал, предложенные специалистами и учеными СО РАН.
ИА «Байкал Медиа Консалтинг»
↓