Накануне рабочий визит в республику совершили заместитель министра строительства и ЖКХ России Алексей Ересько, депутаты Госдумы РФ Жанна Рябцева и Вячеслав Дамдинцурунов. Вместе с главой Бурятии Алексеем Цыденовым в рамках парламентского контроля они посетили очистные, строящиеся в Улан–Удэ и Северобайкальске. Так, стало известно, что ввод в эксплуатацию очистных в столице республике
сдвинулся на 2025 год. В этом же году
подойдут сроки у проекта в Северобайкальске, в связи с чем компанию–подрядчика обязали нарастить темпы строительно–монтажных работ.
После выезда делегации на места Алексей Цыденов вышел на связь с земляками и объяснил подробнее ситуацию по очистным в посте в личном
телеграм-канале:
— Первое, надо отметить, что вся страна живёт по одним требованиям и нормативам, а Республика Бурятия по другим — по байкальским. И нормативы к стокам для очистных на Байкале установлены отдельным приказом минприроды России № 83. И эти нормы значительно жёстче общероссийских. Это приводит к необходимости дополнительного оборудования и технологических процессов при очистке стоков. Не нами эти нормативы установлены, но они есть, и мы вынуждены по ним жить. Все проектные решения и технологические процессы очистных перед утверждением проходят согласование в научно–техническом совете минстроя России, который состоит из представителей науки, общественных представителей, производственников и других федеральных экспертов. И по очистным Северобайкальска, и по очистным Улан–Удэ все проектные решения, технология очистки и применяемое оборудование предварительно рассматривались на этом научно–техническом совете и были одобрены. Альтернативных решений предложено не было. В части улан–удэнских очистных сооружений в технологию заложен дополнительный цикл озонирования стоков. Суть в том, что благодаря насыщению озоном (О3) биологически очищенных сточных вод происходит дополнительное окисление органических соединений, а также обеззараживание стоков. Это вкупе с внесением в стоки раствора перекиси водорода позволяет повысить качество очистки по таким показателям, как нефтепродукты, поверхностно–активные вещества (ПАВ), фенолы, серосодержащие соединения, а также понизить показатель химического потребления кислорода (ХПК).
Глава Бурятии в посте отмечает, что такого озонирования в настоящий момент нет ни на одних очистных сооружениях в России:
— Это исключительно наша необходимость для достижения байкальских параметров. Такие озонаторы в России и не производятся. Сначала были предусмотрены французские, потом после санкций поменяли проект на китайские, но это в любом случае дорогое оборудование само по себе. А также очень энергоёмкое. Вообще в части электропотребления новые улан–удэнские очистные почти в четыре раза больше требуют электричества, чем действующие (действующие потребляют 2.4Мвт, после реконструкции 8.9Мвт). Стоимость подстанции (технологического присоединения) составляет 354,8 миллиона рублей и «Россети» построят её только в декабре 2025 года».
Руководитель региона добавил, что понадобилось предусмотреть вариант, при котором масштабная стройка не сильно ударит по карману потребителей из–за расходов:
— Безусловно, повышенное потребление электроэнергии, да и весь технологический процесс работы новых очистных Улан–Удэ приводят к росту расходов и, соответственно, к росту тарифов на водоотведение для жителей города. Чтобы снизить нагрузку на жителей, а также исключить затраты на строительство очистных ещё и на левом берегу Селенги, включили в мастер–план города строительство дюкера с левого берега на правый к строящимся очистным. Это позволит повысить объём переработки и соответственно снизить себестоимость, приходящуюся на один куб перерабатываемых стоков. И, как следствие, меньше повышать тариф для людей. Такое решение потребовало внесения изменений в проект. Смогли эти технические решения в проект внести без увеличения общей стоимости строительства очистных.
Очистные на севере республики также не обошли стороной повышенные требования закона.
— В Северобайкальске очистные, как уже говорил, также строятся под повышенные нормативы и требования к уровню очистки. Объём переработки стоков в Северобайкальске всего пять тысяч кубов в сутки, в отличие от Улан–Удэ, где заложенная мощность переработки 130 тысяч кубов в сутки. Поэтому в Северобайкальске другие решения. Там нет дополнительного озонатора, но зато заложена в технологию дополнительная мембранная очистка. Причём мембраны, обеспечивающие достижение необходимых параметров, только японского производства. На фоне санкций это отдельный вопрос последующей эксплуатации очистных. Сейчас мембраны закуплены, их срок службы гарантирован на шесть лет. За это время, надеюсь, появятся либо российские мембраны такого качества, либо китайские, но лучше российские. Надо ещё раз отметить, что проектные решения, технологический процесс и оборудование прошли рассмотрение и получили согласование на научно–техническом совете минстроя России. И там эксперты не предложили альтернативных, более дешёвых и простых решений, позволяющих добиться очистки стоков до байкальских параметров, — пишет глава.
В своём посте он также разъяснил стоимость проекта очистных в Северобайкальске: «Местные люди знают и подтвердят, что в Северобайкальске всё привозное. Даже песок и щебень надо везти из–за границ центральной экологической зоны. Так как новые карьеры в границах центральной экологической запрещены. Также при проектировании в строительные конструкции закладываются параметры прочности, исходя из утверждённой для данной местности сейсмики в девять баллов. В улан–удэнских очистных тоже параметр сейсмоустойчивости заложен девять баллов. А это значительное увеличение расхода и металла, и цемента, и всего остального. Озвученная в рамках визита депутатом Жанной Рябцевой разница стоимости одинаковых по мощности очистных 345 миллионов в Нижегородской области (сданных в 2020 году) и 3,2 миллиарда в Северобайкальске в любом случае требует отдельного детального изучения. Сметная стоимость строительства очистных Северобайкальска, как это предусмотрено законодательством, прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение. Но разница в стоимости слишком большая. Сделаем построчную сверку».
Глава Бурятии также поддержал выбор генерального подрядчика на строительство очистных: «РосКапстрой — стопроцентная государственная компания. Она определена как центр компетенции по строительству очистных в стране. На улан–удэнских и на северобайкальских очистных у нас контракты на строительство заключены с государственным генподрядчиком «РосКапстрой». Он и ведёт работы, и отвечает за качество, и сроки строительства. Считаю правильным определение государственной компании ответственной за строительство очистных в целом по стране. Поскольку последние тридцать лет в стране очень мало строилось современных очистных, то нарабатывать компетенцию и концентрировать, в итоге, специалистов необходимо в государственной структуре».
— В общем, через тернии к звёздам. Построим мы очистные и в Улан–Удэ, и в Северобайкальске. Всё сделаем, — подытожил Алексей Цыденов.
↓