Руководитель Центра управления регионом (ЦУР) Владимир Смолин
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует причины создания ЦУР в российских регионах, способы сбора информации о происходящем в Бурятии специалистами центра управления регионом, роль социальных сетей в этом процессе, взаимодействие ЦУР с исполнительной властью Бурятии, и другие темы.
О причинах создания ЦУР в российских регионах
– Первый центр управления регионом появился в Московской области. Многие, наверное, помнят события, которые развивались вокруг полигона «Ядрово» в Московской области. Когда начали анализировать, почему власти упустили ситуацию из-под контроля, и проблема вылилась в информационное поле и в публичное недовольство людей, в том числе, и властью, то анализ показал, что на протяжении четырёх-пяти месяцев люди активно писали в социальных сетях, обсуждали проблему с полигоном «Ядрово», но так как власть на тот момент не была представлена в интернете, эта информация была упущена. После этого губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв принял решение создать в областном правительстве структуру, которая как раз бы и занималась отслеживанием информации в социальных сетях, в мессенджерах и ловила настроение граждан. Этот опыт был презентован Владимиру Владимировичу Путину в январе 2020 года, и, по сути, с этого началась история развития центров управления регионами по всей стране.
– В Бурятии центр управления регионов появился в октябре 2020 года в соответствии с постановлением правительства республики. У нас есть два блока – первый блок отраслевой, где у нас представлены специалисты отраслевых министерств. Это, так называемые, прикомандированные сотрудники от здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики, дорог и экологии. Второй блок информационный, и в общей сложности на сегодняшний день в центре работает 20 человек, и вся работа организована по принципу проектного офиса.
О способах сбора информации о происходящем в Бурятии специалистами центра управления регионом и роли социальных сетей в этом процессе
– На сегодняшний день суммарная аудитория интернет-пользователей в России уже приближается к 130-ти миллионам. В Республике Бурятия мы провели своё исследование – в каких социальных сетях кто у нас представлен. Примерно по третям распределилось всё наше население – примерно 350 тысяч в «Инстаграм», 330 тысяч в «Фейсбук», «Одноклассники» в пределах 300 тысяч, «Тик-Ток» сейчас начинает набирать обороты – порядка 100 тысяч. Понятно, что общение граждан всё перешло в интернет - люди пишут в социальных сетях, они реагируют на комментарии, на какие-то сообщения органов власти, под постами органов власти они пишут свои комментарии, а наша система инцидент-менеджмента эти комментарий отлавливает. Мы видим, что волнует граждан, передаём эти посты в работу, а уже потом идут ответы от отраслевого министерства или учреждения, под постом которого была размещена эта информация. Кроме того, что мы работаем в системе инцидент-менеджмента, минцифры России продвигает платформу обратной связи – так называемые «Госуслуги Жалобы», и здесь мы плотно взаимодействуем с комитетом по информационным технологиям администрации главы Бурятии. Наша задача причины создания ЦУР в российских регионах продвинуть в масс эту платформу обратной связи по одной простой причине – наверное, все мы с вами когда-то сталкивались с 59-м федеральным законом. Если мы писали на бумаге какое-то обращение и приносили его в орган власти, то его могли рассматривать в течение 30-ти дней, а могли и перенаправить куда-то ещё. Сейчас это уже никого не устраивает – человек хочет получить ответ на своё обращение в моменте, здесь и сейчас, и платформа обратной связи как раз нацелена на это. Во-первых, здесь сокращены сроки рассмотрения – это уже не 30, а от 10-ти до 20-ти дней, во-вторых, это проще и удобнее делать с помощью любого устройства – компьютера, либо мобильного телефона. В обращении можно прикрепить геотег, что-то сфотографировать и приложить фотографию к своему обращению. Но, самое главное, что в течение нескольких минут это сообщение доходит до конечного исполнителя. Сейчас наша задача – наполнить платформу обратной связи у нас в республике конечными исполнителями – управляющими организациями, медицинскими организациями, организациями образования – всеми теми людьми, которые дают ответы на те или иные обращения.
– Многие из наших граждан, сообщая о проблеме, потом возмущаются, что они не были услышаны – здесь дело может быть и в том, что система сразу отсеивает любое сообщение, которое содержит нецензурную лексику. Поэтому мы всегда акцентируем внимание, что нецензурная лексика не воспринимается системой, и эти сообщения до адресата не дойдут. Второй момент – система реагирует на конкретную проблему, а если сообщение будет обо всём и ни о чём, и не будет содержать конкретной проблемы, то такое сообщение тоже не попадёт в систему – это тоже надо учитывать.
О взаимодействии ЦУР с исполнительной властью Бурятии
– Многим наша активность не нравится – за всё время мы отработали порядка 6000 сообщений, и с многими из них некоторые министерства раньше вообще не сталкивались. Сама система инцидент-менеджмента работает в республике с 2018 года, но настоящая активность началась только через центр управления регионом – тем более, сейчас мы ещё начали проводить рейтингование органов исполнительной власти, и здесь основной из показателей – это скорость ответа. На планёрках и совещаниях у главы Бурятии я еженедельно выступаю с докладом – мы прямо по времени показываем отработку ответов тем или иным министерством.
↓