Советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует возможные изменения в закон о такси, ужесточающий ответственность агрегаторов, запрет депутату Госдумы Николаю Будуеву на въезд в Украину на три года, неудавшуюся попытку лишить полномочий депутата горсовета Улан-Удэ Юрия Баданова, заинтересованность инвесторов из Южной Кореи и Японии в организации производств в Бурятии, привлечение московской строительной компании «Пик» а также связанных с ней структур для работы в Бурятии и в качестве нового владельца Озёрного месторождения полиметаллических руд, создание временного комитета при правительстве Бурятии по контролю за исполнением «майских» указов президента России, первые шаги Игоря Шутенкова на посту исполняющего обязанности сити-менеджера Улан-Удэ, отказ депутатов Прибайкальского района Бурятии голосовать за игорную зону на Байкале, ситуацию вокруг ТГК-14, и другие темы.
Возможные изменения в закон о такси, ужесточающий ответственность агрегаторов, по мнению Алдара Бадмаева, не рещит всех проблем:
«Ситуация очень непростая. Практически невозможно разрешить этот конфликт применительно к нелегальным таксистам – единственная точка давления со стороны законодателей это только фирмы-агрегаторы. Но тут тоже всё непросто, потому что эти компании существуют на рынке не один год, и уже проходили подобного рода сложные юридические конфликты. Но, в любом случае, ситуацию надо решать, понимая, что есть интересы легальных сообществ таксистов и есть интересы наших жителей республики и гостей Бурятии. Мы прекрасно понимаем, что если этот закон пройдёт, то скорее всего тарифы пойдут в сторону повышения».
Запрет депутату Госдумы Николаю Будуеву на въезд в Украину на три года экономист для себя объяснить не может:
«Конечно, я сочувствую Николаю в том плане, что он в ближайшее время не сможет побывать на Украине и походить по Крещатику. Я там был – в это время года там очень хорошо. С другой стороны, я понимаю, что наш Николай Робертович - человек известный, представляющий интересы Бурятии в Госдуме, но что он такого натворил, что его подвергли персональным санкциям? Зачем Украине бегать за нашими депутатами из далёкой Бурятии?».
Неудавшуюся попытку лишить полномочий депутата горсовета Улан-Удэ Юрия Баданова герой программы «Мнение» объяснил необходимостью соблюдения главой Бурятии требований закона:
«С одной стороны, вопрос, касающийся подачи сведений об имуществе, очень серьёзный, и подача заявления от главы Бурятии по поводу нарушений в этой области отвечает всем требованиям и регламентам. Другой вопрос - я лично знаю Юрия Баданова – ему скрываться и прятаться нечего, а тем более заниматься какими-то коррупционными вещами. Это вполне может быть техническая ошибка, и поэтому депутаты горсовета выступили единым фронтом. Здесь, видимо, надо искать некий компромисс, и, конечно, Юрию Баданову в дальнейшем быть внимательнее».
Алдар Бадмаев прокомментировал фразу главы Бурятии о скорых позитивных изменениях в жизни республики:
«Когда Алексей Самбуевич говорил о том, что скоро мы все почувствуем изменения, речь шла о том, что будет происходить в течение всего 2019 года. Первые транши федеральных денег начнут приходить в ближайшие дни, строительство детских садов, школ и других объектов начнётся буквально уже в марте. Но основной всплеск поступления денег произойдёт ближе к лету, а основной эффект на рынке мы почувствуем где-то ближе к середине года и во втором полугодии. Это выразится в увеличении доходов на рынке, а тенденция к спаду на региональном потребительском рынке сменится на рост. А устойчивый характер экономическое оживление получит, переходя на 2020 год, когда ситуация уже будет полегче. Но, нам по-прежнему не хватает экономически обоснованных продуманных проектов, которые опирались бы на какие-то серьёзные предприятия, команды и людей, имеющих опыт. У нас есть целый ряд направлений, по которым мы ждём инициативных группы предпринимателей – это глубокая переработка древесины, производство мебели, производство лекарственных растений, любые виды наукоёмкой деятельности, транспортно-логистические услуги. Проекты можно подавать в министерства, ведомства, в центры поддержки предпринимательства и в любое время мне лично».
Заинтересованность инвесторов из Южной Кореи и Японии в организации производств в Бурятии, по мнению советника главы Бурятии, уже сейчас обретает конкретные очертания:
«Японские компании выходят на Бурятию с проектами по производству пеллет и брикетов уже не в первый раз, и сейчас переговоры ведутся на очень серьёзном уровне. Здесь нужно понимать, что японский рынок очень сложный и очень жёсткий с точки зрения требований по сертификации, и зачастую эти процедуры можно проходить годами без чётких шансов, что ты конце концов получишь положительное заключение и тебе дадут разрешение экспортировать свою продукцию на японский рынок. У нас есть целый ряд проектов, в том числе и с японским участием, по которым было принято решение, что сначала мы начинаем экспорт в Китай, нарабатываем технологию, выстраиваем все бизнес-процессы, а уже потом, если всё у нас нормально получается, отправляем образцы в Японию, проходим все процедуры и выходим на японский рынок. Безусловно, японский и корейский рынки интересны - в Японии после катастрофы на атомной электростанции Фукусима идёт сворачивание всех атомных мощностей, а угольная энергетика там не поддерживается в силу экологических ограничений. Поэтому переориентация на экологические виды сырья - пеллеты и брикеты - у них это наиболее логичное решение, и нам есть здесь, что предложить. И уже сейчас реализуется несколько проектов по организации производства брикетов с иностранным участием и нашими местными компаниями - выделена производственная площадка в Гурулёво, идёт поиск производственных площадок ещё в ряде мест. В этом году закупается оборудование и до конца года эти проекты будут уже запущены – надеюсь, что все наши опилки и отходы лесозаготовки будут перерабатываться на этих мощностях».
Привлечение московской строительной компании «Пик» а также связанных с ней структур для работы в Бурятии и в качестве нового владельца Озёрного месторождения полиметаллических руд герой программы «Мнение» прокомментировал так:
«За предыдущие годы финансово-экономическое состояние наших строительных компаний ухудшилось, и сейчас положение таково, что даже привлекая все наши строительные организации республики для возведения детских садов и школ в беспрецедентно короткие сроки, мы столкнулись с тем, что, к сожалению, они не могут полностью освоить эти объекты, но все наши компании будут задействованы по максимуму. Что касается московской компании «Пик», то, в любом случае, она не привезёт к нам ни свою технику, ни людей, но будет привлекать местные компании в качестве субподрядчиков. Привлечение москвичей связано с тем, чтобы закрыть вопрос с проведением тендеров - это самое главное, а работать будут уже наши люди. Что касается ухода «Метрополя» с Озёрного месторождения, то компания Михаила Слипенчука, при всём моём личном уважении к нему, как к незаурядной личности, не относится к числу горнодобывающих компаний. Это инвестиционная компания, которая вкладывает средства в активы с целью их последующей перепродажи. У нас они построили несколько объектов – «Ривьеру» на Байкале, офисно-гостиничный центр на Борсоева, но не более того. Вопросы перепродажи Озёрного месторождения стоял остро все предыдущие годы. Сейчас этот вопрос наконец-то решён при активной поддержке со стороны Алексея Самбуевича Цыденова. Компания, которая сейчас заходит на Озёрное, безусловно имеет все необходимые средства, ресурсы и желание вкладывать средства и развивать это месторождение. Этот проект долгоиграющий, и я думаю, что он внесёт солидный вклад в консолидированный бюджет нашей республики».
Создание временного комитета при правительстве Бурятии по контролю за исполнением «майских» указов президента России, по мнению экономиста, беспрецедентный шаг, и в истории Бурятии аналогов он не имеет:
«В настоящее время рассматриваются проекты с очень высоким уровнем ответственности, и мы ни в коем случае не имеем права провалиться по этим показателям. Речь идёт не только о деньгах - речь идёт о репутации нашей республики в глазах федеральных органов власти. Запущённые проекты имеют огромную актуальность для Бурятии - исходя из этого, а также учитывая то, что наши министерства и ведомства загружены своей текущей работой, было принято решение о создании отдельного центра ответственности. Подчёркиваю, этот орган имеет временный характер, он снимет остроту проблемы и позволит нашим постоянно действующим органам власти войти в нормальную рабочую колею. А в том, что во временный комитет приглашены федеральные чиновники, ничего удивительного нет - все вопросы надо будет решать именно с федералами и разговаривать с ними на одном языке - поэтому здесь всё вполне логично. Я думаю, что этот комитет проработает максимум год».
Отказ депутатов Прибайкальского района Бурятии голосовать за игорную зону на Байкале Алдар Бадмаев прокомментировал следующим образом:
«Я понимаю жителей Бурятии, которые выступают против игорной зоны на Байкале. Мышление наших земляков достаточно консервативное, и в целом носит характер привязки к традиционным ценностям морали и нравственности. В то же время надо понимать, что намерение развивать игорный бизнес на Байкале связаны с желанием расширить рамки туристического сезона и перейти к круглогодичному туризму на Байкале. В то же время есть и другие направления, которые также представляют огромный интерес - оздоровительный туризм, лечение восточными методами, программы для похудения, минеральные источники, деловой туризм, и прочее. Кроме того, в настоящее время идёт проработка вопроса о создании детского лагеря по типу «Артека» на Байкале. Можно развивать спортивный туризм – уже сейчас в Сухой выстроились в очередь российские спортивные федерации по синхронному плаванию, по стрельбе, и так далее, которые хотят проводить тренировочные сборы на Байкале. Сюда же можно добавить и этнический, и религиозный туризм, которые также не привязаны к летнему сезону. Нам надо выстраивать собственную модель развития туризма, которая привязана к уникальным конкурентным преимуществам Байкальского региона и Бурятии».
Первые шаги Игоря Шутенкова на посту исполняющего обязанности сити-менеджера Улан-Удэ советник главы Бурятии считает правильными:
«Игорь Юрьевич – это, безусловно, профессионал, он менеджер-управленец, прошедший огромную школу, человек, знающий финансы и госуправление. Он с первого же дня приступил к конкретным действиям, засучив рукава, и мы видим, как он очень активно занимается оптимизацией городского бюджета. Шутенков дал распоряжение о проверке целого ряда проектов, которые, на его взгляд, имеют нерациональный характер. Есть и кадровые решения, которые призваны оптимизировать работу городского управления. Среди множества практических шагов могу привести пример по ремонту трамвайных путей. Ему удалось не просто вернуть 12 миллионов рублей, которые были возвращены из муниципального бюджета из-за того, что они не были освоены в предыдущий период, но и удалось выбить деньги из федерального бюджета в сумме порядка 90 миллионов рублей, которые будут направлены на ремонт трамвайных путей только в этом году. Игорь Юрьевич, можно сказать, как Геракл сейчас расчищает авгиевы конюшни, и при этом я бы отметил его открытый стиль управления».
Ответственность за ситуацию вокруг ТГК-14 Алдар Бадмаев возлагает главным образом на теплоснабжающую компанию:
«В любом случае компания, которая занимает монопольную позицию, должна вести открытую и прозрачную политику, и стараться разрешать любые конфликты, возникающие с гражданами республики без попыток всё это замять и скрыть от общественности. С ТГК-14 нужно рассмотреть все случаи нарушений и по каждому из них разбираться отдельно. Регион у нас депрессивный и население зачастую сталкивается с очень серьёзными финансовыми затруднениями, поэтому нужно быть очень осторожным со всякими обрезаниям труб. Понятно, что нужно собирать деньги, но всё должно иметь какие-то рамки, за которые нельзя выходить».
↓